Диссертационная работа посвящена изучению привязанности подростков к опекунам в замещающих семьях. В работе представлены результаты исследования по выявлению специфики отношений привязанности к опекунам у приемных подростков в замещающей семье.
Всего в исследовании приняли участие 120 человек, из них 40 человек — подростки из кровных и приемных семей и 80 человек — родители — кровные и приемные.
Подростки: 40 человек (20 приемных и 20 кровных подростков). Выборка подростков была выравнена по возрасту (средний возраст по группам: приемные подростки — 12,85 лет (SD — 0,67), кровные — 13,0 лет (SD — 0,56); по полу (50 % мальчиков и 50 % девочек), по структуре семьи (все семьи, в которых воспитывались подростки были полные). Среднее время проживания приемных подростков в семьях составило — 3,72 года (минимально — 2,1, максимально-5,6 лет).
Родители: 80 родителей этих подростков, из них — 40 замещающих родителей (20 матерей и 20 отцов), 40 кровных родителей (20 матерей и 20 отцов).
В результате проведенного эмпирического исследования выделена специфика отношений привязанности у приемных подростков к опекуну (замещающей матери — замещающему отцу), показано, что у приемных и кровных подростков различны эмоциональные потребности в отношениях привязанности к матери (приемные подростки сверх требовательны к эмоциональной близости в отношениях с матерью, потребность в привязанности фрустрирована у них в большей степени по сравнению с кровными, матери значительно реже являются объектом глубокой привязанности), а также к отцу (потребность привязанности к отцу значительно ниже, чем у кровных, поведение отцов они чаще воспринимают как жесткое и авторитарное), они чаще выбирают в отношении отца «избегающий» тип привязанности, кровные — «надежный»), в оценках взаимодействия между замещающими родителями и приемными детьми больше несогласия, чем у кровных родителей и их детей; генерализованный тип привязанности у приемных подростков свидетельствует о том, что они чаще боятся остаться в одиночестве, ведут себя «отстраненно-избегающе», больше «беспокоятся о том, любит ли их партнер»; у приемных подростков самооценка генерализованного типа привязанности соотносится с типом привязанности к отцу.
Ключевые слова: привязанность, замещающая семья, опекун, подросток.
The dissertation work is devoted to the study of the attachment of adolescents to guardians in substitute families. The paper presents the results of a study to identify the specifics of the relationship of attachment to guardians in foster adolescents in a substitute family.
In total, 120 people took part in the study, including 40 people — teenagers from blood and foster families and 80 people — parents — blood and foster families.
Teens: 40 people (20 adopted and 20 blood teenagers). The sample of adolescents was equalized by age (the average age by group: foster adolescents — 12.85 years (SD — 0.67), blood-13.0 years (SD-0.56); by gender (50 % of boys and 50 % of girls), by family structure (all families in which teenagers were brought up were full).The average residence time of foster teenagers in families was 3.72 years (minimum-2.1, maximum-5.6 years).
Parents: 80 parents of these teenagers, including 40 substitute parents (20 mothers and 20 fathers), 40 blood parents (20 mothers and 20 fathers). All families were full, with the duration of the foster child's stay in a substitute family of more than 2 years.
As a result of the conducted empirical research, it was determined that the predominant type of attachment in the relationship of a foster teenager with his mother is a reliable type of attachment, while there is a higher proportion of avoidant attachment to the father (15 % more than in adolescents in blood families).
Attachment relationships do not depend on the gender of the adopted teenager, on the number of years of life of the adopted child in the family, depend on the personal characteristics of adolescents and parents. During the analysis, it was revealed that the emotional closeness to the mother depends on the duration of a teenager's stay in a substitute family: the older the teenager becomes, the less pronounced the emotional connection with the mother.
Keywords: attachment, substitute family, guardian, teenager.
Принцип наилучших интересов ребенка, закрепленный в ст. 3 Конвенции о правах ребенка (1989 г), является всеобъемлющим и комплексным и лежит в основе осуществления всех прав, зафиксированных в Конвенции.
Привязанность между опекуном и приемным подростком является залогом «безопасных, устойчивых, эмоционально близких отношений» (Боулби и Эйнсворт, 1991) [3]. Т. е., составной частью оценки наилучших интересов ребенка, может быть использована оценка на основе теории привязанности.
На эти вопросы отвечает теория привязанности, которая подчеркивает важность безопасных, устойчивых, эмоционально близких отношений родителей и детей (Боулби и Эйнсворт, 1991).
В работе определена и описана специфика привязанности к опекуну у приемных подростков, расширены представления об отношениях привязанности подростков к родителям в зависимости от статуса семьи (приемная, кровная), соотношении генерализованного типа привязанности самого подростка и типа привязанности к родителям.
Сформированная в детстве привязанность стабильна во времени, однако под воздействием психопатологии родителей и отягчающих социальных факторов может меняться [1, с.91–92]. Неудовлетворение ранних потребностей ребёнка в близости и защите в опасных ситуациях способствует формированию расстройств привязанности [4, с.161–182].
Личностное развитие детей-сирот и их психическое развитие специфично. Особенности развития подростков-сирот зависят от тех условий, в которых они жили и живут.
В формировании привязанности у подростка-сироты, проживавшего определённый период в учреждении, огромную роль играет отсутствие близкого взрослого человека, который бы любил и принимал ребёнка безоговорочно. Подростку-сироте нужен значимый взрослый, способный понять его и помочь ему правильно ориентироваться в жизни.
Подростки, имеющие институциональный стаж, воспринимают опекуна как более авторитетного, лучше, чем они сами. Однако, у них выявлена амбивалентная привязанность к опекуну: подростки хотят идентифицироваться с ним, но при этом не могут установить отношения стабильной привязанности [2, с. 19].
На личностное развитие подростка оказывает влияние травма сиротства, которая способствует формированию «сиротского симптомокомплекса», который в свою очередь, выражается в недоверии к окружающим, в невозможности найти друзей и выстраивать с ними отношения доверия, в заниженной самооценке [2, с. 1].
В результате проведенного эмпирического исследования выделена специфика отношений привязанности у приемных подростков к опекуну (замещающей матери — замещающему отцу), показано, что у приемных и кровных подростков различны эмоциональные потребности в отношениях привязанности к матери: приемные подростки сверх требовательны к эмоциональной близости в отношениях с матерью, потребность в привязанности фрустрирована у них в большей степени по сравнению с кровными, матери значительно реже являются объектом глубокой привязанности, а также к отцу: потребность привязанности к отцу значительно ниже, чем у кровных, поведение отцов они чаще воспринимают как жесткое и авторитарное, они чаще выбирают в отношении отца «избегающий» тип привязанности, кровные — «надежный». В оценках взаимодействия между замещающими родителями и приемными подростками выявлено больше несогласия, чем у кровных родителей и их подростков.
Генерализованный тип привязанности у приемных подростков свидетельствует о том, что они чаще боятся остаться в одиночестве, ведут себя «отстраненно — избегающе», больше «беспокоятся о том, любит ли их опекун»; у приемных подростков самооценка генерализованного типа привязанности соотносится с типом привязанности к отцу.
Литература:
- Бриш К. Х., «Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. Пер. с нем. С. И. Дубинской»: Когито-Центр; Москва; 2012, 316 с.
- Ослон В. Н. (в соавт) Влияние травмы сиротства на аффективно-личностную сферу подростка в условиях родственной и неродственной опеки // Сборник научных статей. «На пороге взросления»/ под ред. Л. Ф. Обуховой, И. А. Корепановой. — Москва: Издательство МГППУ, 2011. — С. 227–238
- Ainsworth M. D. S., Bowlby J. An ethological approach to personality development // American psychologist. 1991. Vol. 46. P. 331–341
- Main M., Hesse E. (1990). Parents' unresolved traumatic experiences are related to disorganized attachment status: is frightened and/or frightening parental behavior the linking mechanism? In: Greenberg M. T., Cicchetti D., Cummings E. M. (eds). Attachment in the preschool years. University of Chicago Press, Chicago, pp.161–182.