В современном российском государстве резко возросло количество граждан, получающих определенных доход, однако не числящихся в качестве занятых по трудовому договору, либо получивших статус безработных граждан. Законодателем в рамках эксперимента был введен особый налоговый режим — налог на профессиональный доход, породивший необходимость изучения целесообразности его введения.
Ключевые слова: налог на профессиональный доход; самозанятый; мой налог; теневой рынок труда.
Современный российский законодатель для осуществления специальных видов деятельности и ряда специальных субъектов предусмотрел специальные налоговые режимы. Данное разграничение позволяет сократить ряд бюрократических моментов, понизить уровень документооборота и отчетности, ведь фактически уплачивается один налог, который предусмотрен специальным режимом. Федеральное законодательство, а именно Налоговый кодекс и прочие источники налогового права определяют порядок уплаты, виды и ставку такого режима.
Пункт 2 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации закрепляет ряд специальных налоговых режимов:
- Единый сельскохозяйственный налог;
- Упрощенная система налогообложения;
- Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
- Патентная система налогообложения;
- Налог на профессиональный доход [1].
На сегодняшний день, одним из самых интересных для исследования, на наш взгляд, представляется налог на профессиональных доход, который был введен в 2019 году в качестве эксперимента и во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Федеральная налоговая служба налог на профессиональных доход определяет как новый специальный налоговый режим для «самозанятых» граждан, который можно применять с 2019 года. Данный эксперимент по установлению специального налогового режима проводится на территории всех субъектов Российской Федерации [2].
Основная задача данного налогового режима заключается в развитии интереса так называемых самозанятых граждан уплачивать налоги с доходов от своей профессиональной деятельности, таким образом обеспечить должное наполнение части бюджета Российской Федерации.
Статистические данные, которые были представлены перед внедрением данных нововведений, говорили о том, что вплоть до 2019 года в России числилось более 20 миллионов человек трудоспособного возраста, при этом не числившихся в качестве работников, либо предпринимателей, а также среди тех, кто числится в качестве безработных. Данные показатели говорят о том, что данная прослойка населения получала определенный доход, однако официальных налоговых отчислений не производили.
Проект законодательства для самозанятых был разработке еще с 2014 года, в рамках которого предлагались различные варианты «вывода из тени» таких граждан. Так были предложены:
- Фиксированный платеж;
- Патент на сумму 10.000 рублей;
- Статус индивидуального предпринимателя (далее по тексту — ИП) без прав найма сотрудников.
И некоторые другие предложения.
Категория и понятие «самозанятого» гражданина весьма интересна, так как является новеллой для российского финансово-правового законодательства. Она вызывает ряд трудностей в силу слабого изучения, и необходимости более точного законодательного закрепления [3].
Так, преподаватель РГТУ, доцент кафедры финансов и кредита РГТУ Е. Н. Пятшева относит к категории самозанятых физических лиц, которые на свой риск осуществляют предпринимательскую деятельность без регистрации какого бы то ни было статуса и привлечения наёмных работников. При этом они не платят налогов и страховых взносов и не отслеживаются государством в качестве участников трудового сектора.
Согласно разъяснению ФНС, налог на профессиональный доход — это не дополнительный налог, а новый специальный налоговый режим. Перейти на него можно добровольно, а у всех налогоплательщиков, которые не перейдут на него останется обязанность оплачивать налоги с учетом других систем налогообложения.
На сегодняшний день для физических лиц и ИП при переходе на данный налоговый режим действует весьма льготная налоговая ставка — 4 или 6 %. Кроме этого, ФНС в своих разъяснениях приводит целый ряд преимуществ данного режима для граждан. Среди таковых выделяются:
- Отсутствие отчетной деятельности и деклараций. Это означает, что доходы учитываются автоматически и декларацию о доходах, в отличие от других налоговых режимов предоставлять нет необходимости.
- Удобное приложение, которое самостоятельно формирует чеки. Контрольно-кассовый аппарат приобретать не нужно, все чеки можно получить в мобильном приложении «Мой налог».
- Отсутствует необходимость оплачивать страховые взносы.
- Работа в таком режиме является полностью легальной. В данном случае можно приступать к деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
- Предоставляется налоговый вычет на сумму 10.000 рублей.
- Налог рассчитывается автоматически.
- Налоговая ставка, по сравнению с другими режимами весьма льготная. 4 % с доходов физических лиц и 6 % с юридических лиц.
- При регистрации нет необходимости в визите в инспекцию, это можно сделать на сайте ФНС, либо банка.
- Данный налоговый режим можно совместить с работой по трудовому договору, зарплата по нему при расчете налога не учитывается.
Статистика данного эксперимента показала положительные результаты. За полгода после его внедрения легально пожелали зарабатывать более 200 000 самозанятых граждан и в 2021 году данная цифра лишь неукоснительно растет [4].
Включение налога на профессиональных доход в систему специальных налоговых режимов РФ является крайне положительным решением финансовых вопросов государства, а также полезно и для самих граждан: их деятельность полностью легализована, а государство получило возможность получать налоги от их деятельности. Данный эксперимент представляется весьма гуманным способом решения вопроса для граждан, которые не уплачивали налоги при осуществлении своей деятельности.
Анализ краткосрочных результатов данного эксперимента позволяет сказать о том, что в России есть возможность и потенциал для успешного проведения новой налоговой политики в отношении самозанятых граждан, а также для модернизации данного специального налогового режима и его адаптации под российские условия.
Литература:
- Налоговый кодекс Российской Федерации, часть первая от 31.01 1998 № 146-ФЗ» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1998. № 31. Ст. 3824.
- Что такое «Налог на профессиональный доход» — [Электронный ресурс] — URL: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения 20.06.2021).
- Грачева Е. Ю., Болтинова О. В. Налоговое право: учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2015. 312 с.
- Крутская М. На что могут рассчитывать самозанятые: новые возможности в 2020 году. Контур Журнал, 2019 — [Электронный ресурс] — URL: https://kontur.ru/articles/4818 (дата обращения 20.06.2021).