В статье анализируется склонность подростков к совершению суицидальных действий. Рассматриваются основные причины, влияющие на данное явление, и статистические данные по совершению самоубийства. Представлен обзор на современные подходы к профилактике суицидального поведения у подростков.
Ключевые слова: подростковый возраст, суицидальное поведение, профилактика суицидального поведения, психолого-педагогическая работа с подростковым суицидом.
The article analyzes the tendency of adolescents to commit suicidal actions. The main reasons influencing this phenomenon and statistics on suicide are considered. An overview of modern approaches to the prevention of suicidal behavior in adolescents is presented.
Key words: adolescence, suicidal behavior, prevention of suicidal behavior, psychological and pedagogical work with adolescent suicide.
Постановка проблемы
По данным Всемирной организации здравоохранения в 2018 году Россия заняла 15-е место в мире по числу самоубийств на сто тысяч жителей, уступая сердечно-сосудистым и онкологическим заболеваниям, третье место — по числу самоубийств, среди подростков [2].
По тем же данным, в 2016 году в России на 100 тысяч жителей приходилось 19,5 случаев самоубийства. За первые девять месяцев 2016 года этот же показатель равнялся 20,7. В 2017 году число самоубийств составило 24 982, что на 6,2 % ниже показателя 2016 года. В 2018 году повысился до 16,2 % случаев самоубийств. Согласно данным Росстата, у подростков в возрасте 14–24 лет — у 30 % бывают суицидальны мысли, из них юноши — 40 %, девушки — 60 %; большинство (90 %) случаев — совершаются подростками с психотическими состояниями; 90 % — ради привлечения к себе внимания; 10 % подростков имеют истинную цель покончить с собой [Там же].
Анализ различных источников и реальных процессов, происходящих в жизни российского государства, позволяет сделать вывод о том, что в современных условиях социально-экономической и политической нестабильности и прогрессирующего духовного кризиса нашего общества суицидальные явления усиливаются, особенно среди подростков. Ситуация осложняется тем, что духовное состояние подростков, их внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без достаточного общественного внимания. Инфраструктура социальной защиты детей подросткового возраста развита недостаточно. Семейные узы крайне хрупкие, дети и взрослые не понимают друг друга. Психолого-педагогический уровень родительской культуры остается низким.
Проблема предотвращения суицидального поведения несовершеннолетних вызывает особую озабоченность в контексте востребованности образовательных идей при организации психолого-педагогических услуг как персональной помощи людям. Повышенного внимания требует задача создания условий для самореализации личности, мотивации человека к активации личных ресурсов, самопомощи в преодолении критических жизненных ситуаций и предотвращении суицидального поведения.
Классические и современные представления о сущности суицидального и аутоагрессивного поведения
Понятие суицидального поведения получило широкое распространение в зарубежной суицидологии в связи с развитием теории социальной дезорганизации Э. Дюркгейма. Французский социолог понимал под аутоагрессивным (суицидальным) поведением такое, которое не согласуется с общепринятыми в обществе нормами. Учение продолжил его ученик М. Хальбвакс, который попытался социологическую концепцию учителя дополнить психологическими факторами. Дальнейшее исследование феномена самоубийства способствовало появлению новых теорий и концепций суицидального поведения. Значительный вклад в разработку проблематики суицидального поведения внесли 3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, К. Меннингер, К. Хорни, Н. Фарбероу, Э. Шнейдман, Э. Гроллман, К. Лукас, Г. Сейден и др.
Аутоагрессивное поведение широко изучалось представителями психоанализа (З.Фрейд, А. Адлер, В. Штекель), которое отождествлялось с наличием у человека Танатоса — инстинктов смерти и ощущениями собственной неполноценности. В течение жизни человек, преодолевая комплекс неполноценности, сталкивается с проблемами, решение которых приводит к кризисной ситуации. С кризисной ситуации начинается «бегство к суициду». Последователи школы психоанализа К. Меннингер, К. Хорни развили представления 3. Фрейда о суициде, исследовав мотивы. Современный американский ученый Э. Шнейдман впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, выделил общие черты, характерные для всех суицидов, подчеркнул важность одного психологического механизма, лежащего в основе суицидального поведения — душевной боли, возникающей из-за неудовлетворения таких потребностей человека, как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании. Н. Фарбероу — создатель концепции саморазрушающего поведения человека — разработал принципы современной профилактики самоубийств. Однако многообразие научных течений и школ усложнило структуру современной западной суицидологии. В связи с увеличением работ, посвященных суициду, и вовлечением в проводимые исследования все новых отраслей науки предмет суицидологии продолжает расширяться, видоизменяться, но не проясняться [14].
Суммируя изложенное, можно заключить, что в современной зарубежной суицидологии отчетливо прослеживается стремление к созданию всеобъемлющей концепции суицида.
Отечественная суицидология имеет сравнительно непродолжительную (прерывающуюся) традицию. После пристального и разностороннего интереса к многообразным аспектам суицида, проявленного русскими психиатрами, врачами, психологами, философами, юристами, писателями и общественными деятелями, такими как: Н. И. Бердяев, В. А. Бернацкий, В. М. Бехтерев, Н. П. Бруханский, Ф. М. Достоевский, А. Ф. Кони, И. А. Сикорский и др., на данную проблему Советской властью был наложен запрет. После распада СССР, который привел к экономической и политической нестабильности, стало очевидно, что уровень самоубийств в России один из самых высоких в мире, а проблема саморазрушительного поведения с каждым годом приобретает масштабы эпидемии. Это привело к необходимости принятия срочных превентивных мер, в основном, создания программ предотвращения самоубийств.
В связи с этим, характеризуя отечественную литературу, посвященную данной проблематике, можно выделить две основные группы работ. К первой группе относятся историко-критические обзоры зарубежных исследований по суицидологии. Среди них выделим труды Я. И. Гилинского, Б. А. Казаковцева, А. Н. Моховикова, Т. И. Ревяко, Н. В. Трус и др. Значимость данных работ состоит в том, что они позволяют составить представление о теоретических изысканиях зарубежных ученых и сопоставить их с состоянием и направлениями отечественных исследований.
Вторую группу составляют исследования, в которых освещались социально-педагогические и клинико-психологические аспекты самоубийств в современном российском обществе, а также раскрывались методы диагностики и меры профилактики суицидального поведения. К ним относятся монографии ученых А. Г. Амбрумовой, Л. И. Постоваловой, В. А. Тихоненко, В. Е. Цупрун, и др., а также диссертационные исследования А. Н. Казакова, В. А. Родионова, O. A. Старцевой, В. Е. Цупрун, М. В. Шайковой [5, 13 и др].
Суицидальное поведение подростков
В науке есть термин — «самоубийство в период полового созревания». Они обозначают целое явление, это подростковые самоубийства. Однако в современной науке до сих пор нет единой точки зрения на сущность феномена подросткового суицидальности.
Психическая организация подростка нестабильна, и это на всех уровнях: интеллекта, чувств, эмоций. Подростки крайне неустойчивы в самооценке и в то же время являются большими максималистами; всегда сомневаются в своих знаниях и способностях, для них характерны частые перепады настроения, тревожность. У них легко возникают страхи. Иногда небольшой конфликт в семье или в школе может вызвать у ребенка депрессивное состояние. Суицидальные люди в этой возрастной группе могут быть хорошо приспособлены к школе и полностью свободны от проблем, но в этом возрасте человек переживает кризис хаотической идентификации и/или борьбу за независимость. В сознании подростка самоубийство часто не имеет истинно завершенных форм, а планы, мысли, попытки являются демонстративным шантажом. Большинство самоубийц, как правило, вовсе не хотели умирать, а только для того, чтобы связаться с кем-то, попросить помощи, обратить внимание на свои проблемы. У подростков, как и у взрослых, основной причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, но для них речь идет не о тотальных нарушениях (коллапс смысла жизни, профессиональный кризис и т. д.), А о нарушениях в общении с ними. собственный Уважаемый. Хотя попытки самоубийства среди подростков обычны, лишь немногие достигают своей цели. Однако уровень самоубийств в этой группе довольно высок.
Наиболее подвержены самоубийству подростки, склонные к депрессии (плохому настроению), злоупотреблению алкоголем, наркотиками и токсинами, которые стали свидетелями самоубийства или смерти кого-то из близких, плохо учатся в школе, девочки после изнасилования или во время беременности, а также талантливые и талантливые люди. неординарные подростки, не вписывающиеся в общество [14]. Входящие в эту группу подростки в любой момент могут оказаться в ситуации, которая станет толчком к суициду. Для них характерны повышенная ранимость и ощущение себя изгоем в обществе — именно это и толкает их на самоубийство.
Основными мотивами суицидального поведения несовершеннолетних М. И. Кошенова и В. И. Волохова называют [6]: переживание обиды, одиночества, отчуждения и непонимания; реальная или мнимая потеря родительской любви, ревности, безответной привязанности; переживания, связанные со смертью родственников, разводом или уходом родителей из семьи, тяжелым заболеванием; чувство вины, стыда, оскорбленной гордости, самообвинения; боязнь стыда, нежелание извиняться; любовные неудачи, сексуальные излишества, беременность; чувство мести, протеста, гнева, вымогательства и угроз; желание привлечь внимание, вызвать симпатию, вырваться из сложной ситуации, избежать неприятных последствий; сострадание или подражание товарищам, героям книги или фильма («эффект Вертера»).
Травмирующая ситуация не всегда является единственной предпосылкой самоубийства. Личность самоубийцы — вторая составляющая этой ситуации.
Согласно А. Г. Амбрумовой и Е. М. Вроно, для подростков с суицидальным поведением характерны следующие черты [1]: импульсивность; эмоциональная неустойчивость, эксплозивность (взрывчатость); повышенная внушаемость; несамостоятельность мышления.
В ходе исследования, проведённого Ю. М. Бейгуленко среди подростков, были сделаны выводы, что 39 % опрошенных в возрасте 14–17 лет посещали мысли о суициде. Причинами суицида были выявлены: 20 % — отсутствие взаимопонимание с учителями, проблемы в учёбе (7 % — боязнь ЕГЭ, ОГЭ), одиночество — 18 %, отсутствие взаимопонимания с родителями — 16 %; позор, унижение — 13 %; бедность — 13 %; безответная любовь — 11 %; другое — 9 % [2].
Кроме этого, в данном исследовании было выявлено отношение подростков к проблеме суицида. Так, 68 % из них указали, что предпримут попытки оказать помощь, если узнают о суициде среди своих знакомых: 37 % попытаются отговорить сами, примерно четверть скажут родителям и ещё четверть — педагогу. Несмотря на это подростки всё же считают себя одинокими в своей проблеме, что доказывает проведённое исследование, поскольку 39 % не поделились бы ни с кем своей проблемой, и только четверть опрошенных сказали бы родителям, чтобы получить у них совет.
Возможности психолого-педагогической профилактики суицидального поведения подростков
В настоящее время, по крайней мере, в России принимается большое количество профилактических мер по предупреждению суицидального поведения подростков (традиционно представляющих потенциальную группу риска) на разных уровнях: медиация в школе [11], творчество, спорт, научные исследования [9], классные часы, групповые тренинги, волонтерство [3], работа с педагогическим коллективом и семьёй как неотъемлемая часть профилактики [7]. Сегодня анонимная телефонная служба («телефон доверия») также является важным звеном в предотвращении самоубийств. Цель телефонной службы — предложить любому кризисному лицу или самоубийце телефонный контакт с сотрудником, который готов выслушать его или ее как друга, который может помочь абоненту преодолеть кризис, с которым он или она борется [12].
Тем не менее проблема самоубийств, в том числе несовершеннолетних, остается актуальной.
Отечественные ученые внесли большой вклад в разработку проблемы психолого-педагогического сопровождения молодежи с девиантным поведением. Исследования, посвященные вопросам воспитания и перевоспитания подростков с социально дезадптацией, аутоагрессивным и суицидальным поведениям, представлены в работах М. А. Алемаскина, Э. Ф. Богородской, Ю. А. Клейберга, A. C. Макаренко, В. Ш. Масленниковой, П. Н. Осипова, Н. М. Таланчука, Т. И. Трегубовой, Р. Х. Шакурова и др. В них рассматривается профилактическая работа с социальными отклонениями среди учащихся, специфика воспитательной работы с ними, методы и приемы психолого-педагогической коррекции поведения. Также учеными рассмотрены различные аспекты социализации, выявлены общие психологические, социально-педагогические закономерности развития личности, раскрыты и обоснованы принципы и условия, способствующие успешному социально-профессиональному становлению личности.
Но, несмотря на то, что в современной отечественной суицидологии проблемы познания сущности и смысла суицидального поведения заняли ведущее место, все же можно говорить о «белых» пятнах в его исследованиях. В частности, это исследование инновационных технологий в области прогнозирования суицидального поведения студенческой молодежи и разработка эффективных программ помощи молодым людям для предотвращения возможных аутоагрессивных действий [12].
Социальный заказ, четко обозначенный для решения проблемы, пока не может удовлетворить организованные в последние годы службы психологической и педагогической помощи. В большинстве образовательных учреждений такие службы не создавались, должности социальных педагогов и психологов не вводились в штатное расписание. В учебных дисциплинах гуманитарного цикла тема «Самоубийство как саморазрушительное поведение человека» не представлена. Его также нет в дополнительном списке классов.
Актуальная цель работы по профилактике суицида в образовательной среде — систематизировать меры, принимаемые в образовательной организации, без понимания всего спектра возможных ситуаций, связанных с проблемой суицида. Психолого-педагогическая работа по предотвращению подростковых суицидов, реализуемых в общеобразовательной практике, включает несколько этапов (таблица).
Таблица
Основные этапы психолого-педагогической профилактики суицидального поведения подростков [8]
Этап |
Задачи этапа |
Мероприятия этапа |
Первый уровень — общая профилактика. Цель — повышение сплоченности классного коллектива, всех учащихся в школе. |
– изучение психолого-педагогических особенностей и статуса каждого учащегося с целью проведения своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении; — формирование системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных категорий в воспитательно-образовательном процессе, а так же в период трудной жизненной ситуации (составление программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся); — привлечение заинтересованных государственных, муниципальных органов и общественных объединений для оказания помощи, защиты законных прав и интересов несовершеннолетнего; — формирование позитивного Я-образа, уникальности и неповторимости собственной личности и личности других людей; — привитие установленных в обществе социальных норм поведения, воспитание милосердия, развитие ценностных отношений в социуме. |
Создание общешкольных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, с целью создания у детей чувства заботы, уюта, любви. Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия семьи и школы, включая все сообщество. Учащиеся, ощущающие себя частью школы, справедливость учителей, чувствующие, что у них есть близкие люди в школе, намного реже думают или пытаются совершить самоубийство. |
Второй уровень — первичная профилактика. Цель — выделение детей группы суицидального риска; сопровождение детей и их семей с целью предупреждения суицида. |
– выявление детей «группы риска»; — работа с семьей учащегося, попавшего в трудную жизненную ситуацию или находящегося в кризисном состоянии; — оказание экстренной помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния. |
Диагностика суицидального поведения |
– сопровождение детей и подростков группы риска с целью предупреждения суицида; — работа с семьей ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации или в кризисном состоянии. |
Индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование ценностного отношения к жизни, умения регулировать своё поведение; навыков здорового образа жизни, поиска социальной поддержки, принятие её, развитие адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. |
|
– изучение методических материалов по данному направлению с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование полученной информации в работе с педагогами и родителями; — повышение осведомленности педагогов, родителей и учащихся об особенностях суицидального поведения подростков, факторах риска и возможных путях выхода из данной ситуации |
Классные часы, круглые столы, оформление информационных стендов. |
|
– разработка общего плана действий с учётом созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в воспитательно-образовательном процессе (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся); — формирование своей позиции и алгоритма действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося закончить жизнь самоубийством, и в ситуации самоубийства. |
Разработка алгоритма действий в случае самоубийства, в который включаются действия по выявлению учащегося группы риска, действия при угрозе самоубийства и после самоубийства. |
|
Третий уровень — вторичная профилактика Цель — предотвращение суицида |
– в роли консультанта или решиться вступить в контакт с учащимся, который угрожает покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага может выступить педагог-психолог, классный руководитель, педагог, социальный педагог (тот, с кем ребенок идет на контакт); — оказание психотерапевтической, психолого-педагогической помощи близким друзьям погибшего ученика; — друзьям и одноклассникам можно разрешить посетить похороны и проститься с погибшим. Но они не должны нести гроб; — в исключении увеличения возможности эпидемии самоубийств, не проводить вечера памяти в честь погибшего учащегося. |
Оценка риска суицида. Определение формы реализации суицидальных действий: истинный, аффективный, демонстративный. Оповещение родителей. Направление их на консультацию к врачу суицидологу психоневрологического диспансера. Информирование администрации школы и членов группы по предотвращению самоубийства, относительно стратегий и плана работы. |
Четвертый уровень — третичная профилактика Цель — снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев суицида, социальная и психологическая реабилитация суицидентов. |
– оказание экстренной психологической помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, педагоги). |
Информирование педагогов, учащихся, их родителей, оказание психологом консультативной помощи, внимание к состоянию эмоционального климата в школе и его изменениям. Направление на консультацию к врачу суицидологу, медицинскому психологу. |
Заключение
Таким образом, проведенный анализ позволяет констатировать наличие основного противоречия — между объективной потребностью в организации психолого-педагогической помощи подросткам, склонным к суицидальному поведению, и недостаточным уровнем теоретической и практической разработанности проблемы предотвращения суицидального поведения в России.
Оно конкретизируется в следующих частных противоречиях:
— между стремлением подростков преодолеть критическое состояние, не прибегая к острой форме отклоняющегося поведения — суициду, и отсутствием педагогических условий для предотвращения суицидального поведения;
— между объективной необходимостью участия педагогов, психологов и родителей в организации процесса профилактики суицидального поведения и их низким уровнем к превентивной деятельности;
— между потребностью в оказании психолого-педагогической помощи подростков в профилактике суицидального поведения и отсутствием центров суицидологии в реальности.
Следовательно, актуальным по-прежнему остаётся вопрос об организации наиболее эффективного комплексного взаимодействия специалистов (психологов, педагогов, административно-управленческого персонала общеобразовательных школ) для осуществления работы по профилактике «пубертатного суицида» на каждом уровне.
Литература:
- Абрумова А. Г. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. М., 1980.
- Бейгуленко О. В. Молодёжный суицид как социальная проблема // Материалы международной научно-практической интернет-конференции. Чита, 2013.
- Гусева Н. Б. Технологии работы с подростками, склонными к суициду // Педагогика и психология: перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции /Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2017.
- Журавлева Т. В. Суицид — осознанный выбор смерти: философские и психологические аспекты проблемы // Психология и право. 2018. № 2.
- Казаков А. Н. Социальная обусловленность отклоняющегося поведения в современном российском обществе: Авт. дис. канд. философских наук. Казань, 1996.
- Кошенова М. И., Волохова В. И. Суицидальное поведение подростков xxi века: мифы и реальность // PEM: Psychology. Educology. Medicine. 2019. № 1
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. СПб.: Речь, 2009.
- Максименкова Л. И. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, находящихся в кризисной ситуации: Учебно-методическое пособие. Сыктывкар, 2017.
- Милова И. Е., Добромыслова З. В. О некоторых вопросах правового противодействия подростковым суицидам //Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара: СЮИ ФСИН, 2018.
- Ожгибесова В. М. Проблема суицидального поведения подростков: формы, факторы и профилактика // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: материалы XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. 2018. № 1.
- Осипов Г. В., Онипченко О. Г. Медиация как способ профилактики суицидального поведения в школе //OPEN INNOVATION: сборник статей II Международной научнопрактической конференции. В 2 ч. Ч. 1. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2017.
- Осипова Т. В. Проблема суицидального поведения среди детей и подростков // Молодой учёный. 2015. № 3.
- Родионов В. А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков: Дисс.канд. пед. наук. — М.,1996.
- Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблема самоубийства в трудах философов, социологов, психотерапевтов и художественных текстах. М.: Когнито-Центр, 2001.