Тенденции книжного дизайна | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 28.06.2021

Статья просмотрена: 2534 раза

Библиографическое описание:

Бабич, Е. А. Тенденции книжного дизайна / Е. А. Бабич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 413-415. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82719/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье приведено описание тенденций развития современного книжного дизайна. Исследование опирается на профессиональную литературу по данной теме и анализ практического опыта. Освещены современные технические возможности, применяемые при книгопечатании, с помощью которых можно создать уникальный облик книги. В условиях конкурентного рынка внешний вид книги влияет на ее коммерческую перспективность. Описаны наиболее популярные тенденции дизайна книги.

Ключевые слова: книга, книжный дизайн, полиграфия, тенденции, оформление.

The article describes the development trends of modern book design. The research is based on professional literature on the topic and analysis of practical experience. Highlighted modern technical possibilities used in book printing, with the help of which you can create a unique look of the book. In a competitive market, the appearance of a book affects its commercial viability. The most popular trends in book design are described.

Keywords: book, book design, polygraphy, trends, décor.

Очень долгое время книга как вид печатной продукции выполняла, в первую очередь, роль носителя информации, в связи с чем дизайн книги не был приоритетной задачей для издателя. Однако в современном мире книга перестала быть только лишь связующим звеном между человеком и информацией, размещенной в ней; теперь она несет в себе художественно-развлекательный характер. На это повлияло множество факторов, в том числе, усложнение психологической организации современного человека, развитие технических возможностей современной полиграфии, популяризация маркетинговых технологий, расширение рынка. Таким образом, сейчас дизайну и оформлению печатной продукции, в частности книги, уделяется гораздо больше внимания. Внешний вид печатного издания становится все более выразительным, уникальным, ярким.

В условиях растущей конкуренции на рынке книгоиздательства обозначилась проблема книжного дизайна. Для того, чтобы вызвать интерес читателя, создание оригинального и привлекательного внешнего вида книги стало необходимым. Специалисту в данной сфере уже недостаточно просто составить удачную композицию и связать ее с содержанием текста. Ему необходимо точно определить целевую аудиторию продукта и применить соответствующие инструменты воздействия на нее.

Книжный дизайн представляет собой важный творческий процесс, включающий в себя выбор формы, шрифтов, цветовой гаммы, художественной подачи, переплета, иллюстративного ряда. Все это направлено на то, чтобы отобразить главный смысл книги на ее внешней составляющей и привлечь внимание потенциального читателя.

Далее будут рассмотрены наиболее распространенные принципы и приемы оформления книжной печатной продукции, применяющиеся на сегодняшний день.

Наиболее важной для первичного привлечения внимания читателя деталью является обложка. Большинство новых приемов книжного дизайна основываются именно на оформлении этой части книги. Однако существуют и иные способы оригинально привлечь внимание читателя и заставить его взор задержаться на определенной книге. Например, это включение обреза книжного блока в общую композицию. Это делается посредством нанесения на эту область рисунка, букв или просто цветной заливки. Таким образом, дизайн книги получается более целостным и делает внешний вид книги привлекательным и ярким.

Этот прием получил распространение в наши дни благодаря подешевевшей технологии. Рисунок наносится специальной краской сразу после обрезки. Специальная краска нужна для того, чтобы листы не слипались между собой.

Часто первый элемент книги, который видит читатель — это корешок, поэтому подход к его оформлению тоже поменялся. Сейчас многие дизайнеры уделяют корешку книги особое внимание и стараются сделать его частью композиции обложки, ее продолжением, а не обособленным от нее элементом.

Уже на протяжении долгого времени остается актуальным лакирование. Существуют разные виды лакирования (матовое, глянцевое, флуоресцентное, глиттерное и т. д.). Очень выигрышно смотрится лакирование выборочной области обложки и сочетание разных видов лакирования между собой. Такой прием позволяет увеличить контрастность иллюстрации и сделать акцент на определенной ее части.

Также популярно применение тиснения для создания рельефа в композиции, используемой на обложке. Такой прием делает внешний вид книги более дорогим и премиальным, особенно с использованием фольги. Тиснение наиболее часто делается с помощью давления клише.

Еще один прием, позволяющий добавить внешнему виду книги уникальности — это вырубка и высечка. Этот вариант послепечатной обработки удобен тем, что при недорогостоящей технологии обложка книги обретает трехмерность, а также усложняет композицию без перегрузки элементами обычной графики.

Интересная тенденция в книжном дизайне — это придание книге многоликости. Несмотря на то, что обложка у книги только одна, придание многоуровневости оформления возможно благодаря суперобложке. Кроме функции привлечения внимания потребителя, суперобложка еще и защищает книгу от загрязнений или иных механических воздействий, способных повредить книгу, поэтому чаще всего она изготавливается из плотных материалов — картона, ламинированной бумаги и т. д.

Во многих странах популярно такое решение, как вырубка на суперобложке, через которую видны фрагменты основной обложки книги.

Существует еще один вариант суперобложки — полусупер. Их отличие друг от друга состоит в том, что полусупер закрывает только часть основной обложки, например, либо часть графической композиции, либо часть текста, создавая эффект загадочности и интригуя читателя.

Не так давно дизайнеры стали прибегать к одному современному приему оформления книги — это использование нестандартного материала для обложки. Например, сейчас на полках книжных магазинов все чаще можно встретить книги с обложками из резины или дерева, ткани или пластика, они могут быть совершенно разных фактур, имитировать кирпичную или каменную кладку. А в условиях тренда на экологичность все больше получают распространение обложки из крафт-картона из переработанных бумажных отходов.

К слову, среди читателей набирают популярность книги с мягкой обложкой, нежели с твердой, благодаря чему издатели чаще стали прибегать именно к такому варианту.

Таким образом, через растущее разнообразие трендов книжного дизайна видна свобода и креативность современных дизайнеров. Какие бы то ни было рамки и ограничения стираются, и у дизайнеров есть возможность воплотить любую свою идею в реальность, хотя еще пару десятилетий назад трудно было даже представить, что книга может стать настоящим графическим произведением искусства.

Литература:

  1. Книжный рынок России: состояние, тенденции и перспективы развития. 2015 г.: отраслевой аналитический доклад / под общ. ред. В. В. Григорьева. М.: Федерал. Агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. 78 с.
  2. Корытов О. В. Иллюстрированная книга. Конструкция и композиция / О. В. Корытов — М.: Галарт. 2014–224 с., илл.
  3. Леликова Н. К. Наука о книге в России, или К вопросу о методологии исторических исследований / Н. К. Леликова // Книга: исслед. и материалы. М., 2017. Сб. 86/1 С. 67–88
  4. Сабирова Р. Г., Утанова У. «Народная культура»: понятие, сущность, социально-философский анализ // ББК 72я43 С. 56, 2016. С. 183
  5. Утанова У. А. Общечеловеческое и национальное в народной культуре // Сборники конференций НИЦ Социосфера. Vedecko vydavatel ke ce trum Soc o fera-CZ sro, 2014. 38. С. 91–95
  6. Фаворский В. А. Об искусстве, о книге, о гравюре / В. А. Фаворский — М.: Книга, 1986. — 238 с., илл. — С. 96
  7. Utanova U. A. Scientifically-Philosophical Analysis Of Cultural And Spiritual Heritage // International Journal on Integrated Education, 2019. Т. 2. № 1. С. 53–55
  8. Qizi P. C. A. Types of ornaments and their importance in miniature art // Проблемы современной науки и образования, 2020 № 3 (148)
Основные термины (генерируются автоматически): книжный дизайн, книга, внешний вид книги, вид лакирования, дизайн книги, долгое время, обложка, печатная продукция, специальная краска.


Ключевые слова

тенденции, оформление, книга, полиграфия, книжный дизайн

Похожие статьи

Тренды фирменного стиля и айдентики брендов за 2022 год

В данной статье рассмотрены исследования крупных российский и международных рекламных агентств, касающиеся дизайна фирменного стиля и айдентики брендов за 2022 год. В статье выявлены самые актуальные и распространенные тенденции дизайна, приведены об...

Почему популярная психология цвета не работает

В данной статье рассматриваются вопросы психологии восприятия цвета в контексте современного маркетинга. Приводятся научные данные о том, какое влияние оказывают те или иные цвета на нервную систему человека. Ставятся под сомнение устойчивые смысловы...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Современные 3D-технологии в архитектуре и строительстве

В статье рассматриваются основные тенденции, которые сплоченные с современными технологиями в архитектуре, которые также оказывают большое влияние на ее формирование, условия, в которых в настоящее время стремительно внедряются 3D-технологические про...

Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день

В статье говорится о книжной иллюстрации в современное время, ее проблеме и требованиям к ней. Излагается также и анализ иллюстраций детских книг с точки зрения художественного языка и качественного продукта для детей. Затрагивается некоторая специфи...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Совершенствование технологий продвижения товаров на основе событийного маркетинга

Данная статья посвящена событийному маркетингу и продвижению товаров. Под событийным маркетингом понимается комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда. В данной статье рассматривается новая технология продвижения имиджа, товара, услуг —...

Похожие статьи

Тренды фирменного стиля и айдентики брендов за 2022 год

В данной статье рассмотрены исследования крупных российский и международных рекламных агентств, касающиеся дизайна фирменного стиля и айдентики брендов за 2022 год. В статье выявлены самые актуальные и распространенные тенденции дизайна, приведены об...

Почему популярная психология цвета не работает

В данной статье рассматриваются вопросы психологии восприятия цвета в контексте современного маркетинга. Приводятся научные данные о том, какое влияние оказывают те или иные цвета на нервную систему человека. Ставятся под сомнение устойчивые смысловы...

Роль плаката в современном мире

Статья посвящена проблеме классификации плакатного дизайна как вида изобразительного искусства. Рассмотрено место плаката в историческом аспекте и в разрезе его влияния на современное общество, а также были охарактеризованы основные функции социально...

Современные 3D-технологии в архитектуре и строительстве

В статье рассматриваются основные тенденции, которые сплоченные с современными технологиями в архитектуре, которые также оказывают большое влияние на ее формирование, условия, в которых в настоящее время стремительно внедряются 3D-технологические про...

Состояние отечественной книжной иллюстрации на сегодняшний день

В статье говорится о книжной иллюстрации в современное время, ее проблеме и требованиям к ней. Излагается также и анализ иллюстраций детских книг с точки зрения художественного языка и качественного продукта для детей. Затрагивается некоторая специфи...

Информационные технологии в экономике

Основной целью данной статьи является раскрытие роли вычислительной техники и информационных технологий в развитии экономики. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день IT-продукты занимают важное место в экономическом разви...

О некоторых новых словах в сфере образования

Данная статья посвящена одному из самых продуктивных и динамичных процессов в современном русском языке — словообразованию. В статье выявляются основные тенденции современного русского словообразования в образовательной сфере, анализируются их особен...

Современное состояние и тенденции развития российского рынка финансовых услуг

Статья рассматривает состояние рынка финансовых услуг. Автором раскрывается характеристика финансового рынка, формирующей его среды и основных тенденций. Детально рассматриваются тенденции развития финансового рынка услуг и его потенциал. Важным напр...

Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы

В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...

Совершенствование технологий продвижения товаров на основе событийного маркетинга

Данная статья посвящена событийному маркетингу и продвижению товаров. Под событийным маркетингом понимается комплекс мероприятий, направленных на продвижение бренда. В данной статье рассматривается новая технология продвижения имиджа, товара, услуг —...

Задать вопрос