В статье представлен WebQuest как особый метод обучения, ориентированный на высокий уровень активности студента. WebQuest позволяет не только формировать предметные знания. В процессе реализации WebQuest реализуется активное взаимодействие участников учебного процесса. Через средства массовой информации участники WebQuest получают социально ориентированную информацию. Это помогает лучше понимать массовые настроения и ожидания общества. WebQuest особенно эффективен в изучении дисциплин, предполагающих высокий уровень самостоятельности студента.
Ключевые слова: WebQuest, обучение, студенты колледжа, самостоятельность, мотивация, task-based learning, эффективность.
Внезапное тотальное наступление дистанционного образования выступило вызовом профессиональному мастерству современного педагога, а также дало расширению возможностей поиска и внедрения инновационных методов обучения и развития субъектов образовательного процесса [6]. Необходимо помнить, что целью большинства образовательных курсов является передача информации и создание условий, обеспечивающих ее усвоение, однако, не стоит забывать, что остаются вопросы развития студентов, а также целостный подход к социализации личности. Многие учебные программы, как, например, «Основы безопасности жизнедеятельности» результатом образовательного воздействия рассматривает развитие у студентов умения решения проблем и возможности действовать в нестандартной ситуации, принимая индивидуальное решение, а также используя возможности группового взаимодействия.
Современный этап развития дистанционного обучения в наш технологически продвинутый век представляет большую возможность для педагогического поиска и обращения внимания на достижения digital технологий. Выпускникам колледжей необходимо адаптироваться к тенденции постоянно развивающемуся информационного поля, новым достижениям в профессиональной среде, развитию технологий и связанным с этим изменениям потребностей социума.
WebQuest — это метод обучения, ориентированный на максимальную активность всех участников обучения. Это инновационная стратегия, ориентированная на студента, его группу (при коллективных решениях) и преподавателя, которая вовлекает субъектов в развитие знаний, поиск стандартных или оригинальных решений и создание нового. Это не инструмент для облегчения запоминания информации, а, скорее, метод поощрения творчества, развития, исследования, анализа, размышлений, синтеза и оценки [7].
Впервые Quest как форма организации досуговой деятельности появился в 2007 году в виде Quest — комнат в Японии, Китае и Гонконге, а в России начала завоевывать популярность с 2013 года благодаря знаменитой компанией «Клаустрофобия» [4].
Для использования WebQuest в практике преподавателю необходима большая планомерная подготовка: поиск информативных веб-сайтов, разработка заданий, разбитых на несколько этапов и создание системы эффективного, но не директивного контроля. Необходимо комфортное состояние студентов, обеспечивающих гармонию между человеком и информационными источниками, в результате которой возникает желание думать, оценивая получаемую информацию. WebQuest позволяет реализовать интегрированное обучение, которое считается очень полезным инструментом в профессиональном обучении, позволяющим синхронизировать и взаимно дополнять имеющиеся знания.
WebQuest создан для реализации принципов командного обучения (TBL — Task-based learning) — это эффективный метод обучения, в котором три компонента: обучающийся, обучающий и изучаемый предмет должны взаимодействовать в системе учебных заданий и задач [6]. WebQuest требует высокого уровня готовности каждого студента к самостоятельности и активности, что обращает наше внимание на понятие «ориентировочная основа деятельности» и организацию заданий в соответствии с требованиями поэтапного, психологически обоснованного протекания мыслительной активности [3].
WebQuest обладает высоким уровнем синергии, положительно влияя на заинтересованность, активность и креативность студентов, что повышает не только знаниево-профессиональный компонент образования, но и помогает осуществляться воспитательному, социально ориентированному воздействию не только преподавателя, но и всего общества [5]. Социальное воздействие реализуется благодаря специфики средств массовой информации, которые даже в условиях строгого контроля и любой (экономической, идеологической, классовой и иной) направленности отражают актуальные массовые настроения.
Один из важнейших компонент социально-психологического развития студента колледжа есть признание и принятие собственной самостоятельности. Умение самостоятельно планировать собственную жизнь, профессиональную карьеру и собственное гражданское будущее выступает необходимым навыком культуры XXI века. Самостоятельность является необходимым личностным качеством, обеспечивающим развитие профессиональной компетентности. Не следует забывать, что самостоятельность, умение и желание принимать ответственность за выбор и реализацию решения имеет важное значение для безопасности жизнедеятельности и выживания в потенциально сложных ситуациях.
WebQuest позволяет преподавателям выявлять и определять уровень самостоятельности каждого обучающегося, что, в частности, помогает адаптировать учебные задачи, а также составлять индивидуальные рекомендации по личностному развитию каждого студента.
Во многих странах внедрение активных методов преподавания и обучения сталкиваются с проблемами академической пассивности и приверженности традиционным подходам. Однако, образовательное и когнитивно и личностно развивающее превосходство новых методов над традиционными требует дальнейших исследований. Вопросы идентификации признаков потенциально опасной для человека ситуации, самодиагностики и самоуправления собственным состоянием, а также возможность выбора оптимальной стратегии поведения являются наиболее важными при изучении «Основ безопасности жизнедеятельности». Следовательно, необходим поиск и использование образовательных стратегий и методов, направленных на максимальную познавательную активность студентов.
WebQuest и TBL изначально по своей сути ориентированы на самостоятельность, саморегуляцию, академическую успешность и активность студентов [1; 2]. WebQuest может повышать работоспособность студентов в результате смены вида учебной деятельности. Тематика и задания WebQuest могут выступать интересными и эффективными инструментами мотивации студентов колледжа.
Литература:
- Гокинаева Т. Ю., Гудиева Т. Т. Web-квест как эффективный метод организации образовательного пространства // Вопросы педагогики. — 2019. — № 6–2. — С. 28–29.
- Алиев З. Г., Тетакаева Л. М., Агаларова Р. И. Формирование творческого потенциала учащихся в процессе обучения иностранному языку на основе технологии веб-квест // Мир науки, культуры, образования. — 2019. — № 3 (76). — С. 213–214.
- Звонова Е. В., Салмина Н. Г. Идеи П. Я. Гальперина и перспективы развития культурно-исторической науки // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2017. — № 5. — С. 64–69.
- Ионова В. А., Подопригора Е. В. Об индустрии квест-игр и квесте в реальности «Человек VS Интернет» // Электронный научно-публицистический журнал «Homo Cyberus». — 2016. — № 1. [Электронный ресурс] — Режим доступа:http://journal.homocyberus.ru/Ionova_podoprigora_chelovek_vs_internet
- Хлыстова Е. В., Рязанова В. И., Ляшенко Т. И., Псарева Н. А. Использование квест-игр в решении задач социализации // Развитие современного образования: от теории к практике. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВО «Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова»; Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова. Чебоксары, 2020. — С. 124–128.
- Badiyepeymaie Jahromi Z, Mosalanejad L, Rezaee R. The effect of web quest and team-based learning on students' self-regulation. J Adv Med Educ Prof. 2016 Apr;4(2):80–7.
- Sanford J, Townsend-Rocchiccioli J, Trimm D, Jacobs M. The WebQuest: constructing creative learning. Journal of Continuing Education in Nursing. 2010;41(10):473–9.