Рассмотрим особенности развития муниципальной службы Ставропольского края.
Поступление граждан на муниципальную службу в администрацию города Ставрополя, отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации города Ставрополя осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 02 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Ставропольского края от 24 декабря 2007 г. № 78-кз «Об отдельных вопросах муниципальной службы в Ставропольском крае», Уставом муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края.
Увеличение числа муниципальных служащих в муниципалитетах Ставропольского края вызывает необходимость изменения структуры муниципальной службы. По этому вопросу было исследовано мнение респондентов. На вопрос о соответствии структуры муниципальной службы большинство высказалось за то, что структура муниципальной службы не вполне соответствует ее задачам. Значит, необходимо изменить структуру муниципальной службы и укомплектовать ее.
Таким образом, требует решения вопрос об укомплектовании муниципальных органов квалифицированными кадрами. Для этого необходимо организовывать профессиональное развитие кадрового состава муниципальной службы. Тем более актуален данный вопрос, поскольку требует соблюдения ст. 131 Конституции, согласно которой структура органов местной власти зависит от мнения населения, хотя фактически население никак не влияет на решение данного вопроса. На сегодняшний день наблюдается сокращение форм прямого волеизъявления населения. Так, глава города избирается косвенно парламентом с участием конкурсной комиссии. Выборы главы города проводятся только в 10 региональных административных центрах.
65 % россиян поддерживают возвращение прямых выборов глав городов. По данным профессора Института управления и регионального развития РАНХиГС, президента Европейского клуба экспертов местного самоуправления Э. Маркварта, приведенным им 14 мая 2019 года в докладе на ежегодном заседании клуба, 40 % муниципальных районов и 56 % городских округов избирают мэра по конкурсу в тех случаях, когда это регулируется законами субъектов Российской Федерации, и 51,5 % муниципальных районов и 65 % городских округов, когда это регулируется уставами муниципалитетов. Другие способы избрания (из состава депутатов представительного органа и прямые выборы) используются в несколько раз реже.
В 2015 году была введена система конкурсного рекрутирования, согласно которой глава исполнительной власти муниципального образования избирается депутатами представительного органа власти из числа кандидатов, отобранных конкурсной комиссией. В муниципальных районах и городских округах конкурсная комиссия наполовину формируется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, что изначально предоставляет преимущество региональной власти [7].
Опрос в Ставропольском крае показал критическое отношение к муниципальным служащим. Исходя из опроса об обращении в местные органы можно сделать вывод о недоверии населения к органам местного самоуправления. Люди не воспринимают местное самоуправление как социального партнера.
Развитие кадровых процессов муниципальной службы зависит от населения, поэтому респондентам был задан вопрос об эффективности управления муниципальной службы.
Таким образом, следует отметить необходимость профессиональной подготовки муниципальных служащих, что соответствует требованиям закона о муниципальном самоуправлении, в котором указано, что для разных типов муниципалитетов требуется постановка и решение собственных задач. Для этого требуется наличие профессиональных кадров, способных обеспечить достойный уровень жизни местного населения.
На качество местного самоуправления значительно влияют следующие процессы.
Так, например, в муниципалитете Ставропольского края численность персонала составляет 21 человек.
В целом профессиональная подготовка кадров соответствует требуемой, но следует отметить проблему дефицита бюджета, что не позволяет повышать профессиональный уровень сотрудников. Федеральным бюджетом такая статья расходов не предусмотрена. Согласно законодательству выделять средства на подготовку муниципальных кадров необходимо из бюджетов регионов. Данные бюджеты также не имеют достаточных средств. Данную проблему можно решить путем консолидации средств бюджетов. Большую роль в данном направлении имеют кадровые службы.
Кроме того, следует оценить роль кадровых служб в развитии муниципальной службы по мнению респондентов.
Таким образом, роль кадровых служб в процессе развития муниципальной службы возрастает. При этом возникает вопрос соблюдения социальных прав муниципальных служащих, а также их мотивация.
Проведем оценку эффективности системы мотивации по группам элементов мотивации:
Наблюдается рост моральной удовлетворенности сотрудников, что, возможно, связано со сменой руководства в отчетном периоде. Существует рост социально-психологическая удовлетворенность. Отмечено снижение удовлетворенности.
По итогам исследования можно заключить, что уровень удовлетворенности муниципальных служащих Ставропольского края довольно высокий. В коллективе наблюдается благоприятный психологический климат.
Каждую неделю проводятся общие собрания коллектива, на котором сообщаются изменения в работе. При этом следует отметить искусственно организованную конкуренцию в коллективе, что снижает качество общения между служащими и подрывает командную работу. В итоге страдают результаты работы.
Модернизация управления муниципалитета связывается с тенденциями развития местного самоуправления. Эффективность местного самоуправления в значительной мере связана с кадровым потенциалом муниципальной службы.
Предлагается переход на новый качественный уровень организации кадровых процессов на муниципальной службе. В связи с этим было проведено исследование развитие муниципальной службы на примере Ставропольского края.
Необходимо решать вопрос квалификации и компетенции муниципальных служащих. Оценка квалификации и компетенции муниципальных служащих была проведена в результате аттестации. Аттестацию не прошли 5 человек.
По итогам анализа и проектирования деятельности муниципальных служащих, мы выделили 12 критериев, которые определяют образ идеального муниципального служащего. Данные критерии выделены в три группы.
Кроме профессиональных качеств оцениваются также и личностные, деловые, моральный облики персональные качества сотрудника муниципальной службы. В данном случае мы говорим об общекультурной компетенции.
Такими критериями являются: честность, открытость, стрессоустойчивость, трудолюбие, предприимчивость, нацеленность на результат, управленческие навыки, навык стратегического управления, способность работать в команде, мотивированность.
Перечисленные критерии оценки профессиональных качеств, присущие современному менеджеру, не вполне подходят для модели общекультурной компетенции муниципального служащего.
Модель общекультурной компетенции муниципального служащего обязательно должна включать и такие оценки, как:
— межличностные отношения: умение слушать, понимать реакцию окружающих, обладать гибким поведением, оказывать помощь подчиненным в профессиональном развитии;
— умение планировать рабочее и свободное время;
— влияние на людей: умение убеждать, вести переговоры, разрабатывать план действий, быть уверенным в себе;
— делегирование полномочий и оперативный контроль.
Хотелось бы отметить, что необходим единый государственный подход, единая концепция и система работы с кадрами муниципальной службы, стержнем которой должны являться стандартные требования общекультурной компетенции в области муниципального управления.
Понимая огромную значимость проблемы формирования модели общекультурной компетенции работника муниципальной службы, ученые и практики всего мира уделяют ей пристальное внимание.
Ряд исследователей ведут многолетнюю разработку должностных моделей и профессиограмм, которые должны учитываться при составлении должностных регламентов муниципальных служащих.
Литература:
- Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2007. — N 10. — Ст. 1152.
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» // СЗ РФ. — 2003. — N 40. — Ст. 3822.
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // CЗ РФ. — 17.06.2002. — N 24. — Ст. 2253.
- Закон Архангельской области от 21 июня 2006 г. N 194–11-ОЗ «О порядке голосования по отзыву депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Архангельской области» // Ведомости Архангельского областного Собрания депутатов четвертого созыва. — 2006. — N 11.
- Беляев А. М. Современные кадровые технологии в органах власти: монография / А. М. Беляев, Е. Д. Богатырев, А. И. Галкин и др.; под общ. ред. С. Е. Прокофьева, А. М. Беляева, С. Г. Еремина. — М.: Юстицинформ, 2015. — 130 с.
- Кутафин О. Е., Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. 3-е изд. М., 2010. С. 18.
- Политтехнологии // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://polit-technolog.ru/2019/09/14/выборы-главы-города/ (дата обращения: 18.06.2021).