В статье рассматриваются теоретические основы социального стресса и психологической устойчивости личности, проанализированы причины возникновения социального стресса в подростковом возрасте и их последствия. Выделены факторы, которые оказывают влияние на развитие психологической устойчивости личности и обозначены особенности метода социально-психологического тренинга как эффективного способа повышения психологической устойчивости у подростков.
Ключевые слова: стресс, психологическая устойчивость, социальный стресс, подростковый возраст, социально-психологический тренинг.
В настоящее время проблема сохранения психологического здоровья подростков достаточно актуальна, а развитие психологической устойчивости к стрессам обладает практической ценностью. Среди множества факторов определяющих успешную, социально значимую личность, является психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям. Причиной социального стресса в подростковом возрасте могут быть: отношения в семье, с друзьями и сверстниками, учеба и даже проживание в больших городах. Высокий уровень психологической устойчивости к социальным стрессам у подростков — это залог их психологического здоровья в будущем.
Психологическая устойчивость — это устойчивость личности к различным воздействиям социума, а также к воздействиям субъектов межличностного взаимодействия [19].
Психическую устойчивость можно обозначить как совокупностью различных процессов психики человека, которые позволяют человеку выдерживать значительные нагрузки (интеллектуальные, волевые и эмоциональные), без негативных последствий для своего здоровья [21].
Психологическую устойчивость М. Н. Тышкова описывает как характеристику личности, которая формируется одновременно с интеллектуальным и эмоциональным развитием личности и зависит от типа нервной системы, при этом обеспечивает устойчивость личности к негативному воздействию кризисных ситуаций. [22, с. 33].
Под психологической устойчивостью Л. В. Куликов выделяет «качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость» [9]. Данные качества позволяют противостоять жизненным трудностям и при этом сохранять веру в свои силы, адекватно реагировать на стрессовые ситуации и избегать крайностей в силе отклика на них, а также без каких-либо негативных последствий для здоровья сохранять способность личности функционировать, развиваться и адаптироваться. Сниженная стойкость, например, может способствовать тому, что человек оказавшись в ситуации риска, преодолеет ее с негативными потерями для здоровья, личностного развития и сформировавшихся социальных взаимоотношений.
Психологическую устойчивость можно рассматривать как совокупность свойств и способностей, которые поддерживаются внутренним ресурсами человека, такими как: глубокое понимание и принятие себя, высокая удовлетворенность своей жизнью, способность конструктивно управлять стрессом, выносливость, принятие ответственности за происходящее на себя; и внешними ресурсами — поддержка близкими людьми, групповая и социальная идентичность [9]. Поэтому, если человек не ощущает себя частью коллектива, неудовлетворен своей жизнью, постоянно испытывает стресс — это повлечет снижение его психологической устойчивости. При этом психологическая устойчивость личности проявляется в социальной активности, которая часто проявляется в тех ситуациях, где человек отстаивает личностные позиции, свои взгляды и убеждения. О высоком уровне психологической устойчивости свидетельствует устойчивое позитивное отношение к различной деятельности (учебной, трудовой, общественной), поддержание постоянного высокого уровня настроения и активности, а также активные взаимоотношения с обществом [11].
В подростковом возрасте у ребенка появляется желание принадлежать к определенной группе, возникает необходимость общения со сверстниками, которое дает возможность изучения своего «Я» и понимания другого человека, что благоприятно отражается на формировании его идентичности [2]. Если подросток может успешно воплотить вышеперечисленные потребности, то это положительно скажется на его психологической устойчивости, если же подростку не удастся реализовать себя, приобщиться к группе или найти близких друзей, то это вызовет напряжение и стресс,и,соответственно, снижение психологической устойчивости.Усовременных детей часто возникают проблемы с коммуникацией, в частности со сверстниками, и это может стать причиной отсутствия близких друзей в подростковом возрасте.
На развитие психологической устойчивости оказывают влияние различные факторы, среди которых выделяют: тип нервной системы человека, социальное окружение и условия развития, сформированные ранее навыки поведения, а также уровень развития основных когнитивных структур [22, с. 30]. Согласно вышесказанному, только один фактор, который влияет на развитие психологической устойчивости — врожденный. Остальные факторы зависят от деятельности самого подростка. Способность к саморазвитию и обретение собственной индивидуальности — это необходимый ресурс для развития психологической устойчивости подростка.
Межличностное взаимодействие может стать причиной социального стресса в подростковом возрасте и оказывать негативное влияние на развитие личности подростка. Социальный стресс оказывает прямое воздействие на социальное поведение подростка, на его социальную и психологическую адаптацию, и общее эмоциональное состояние [5, с. 304].
Под социальным стрессом понимается комплекс физиологических и эмоциональных реакций, которые возникают в результате чрезмерного влияния на организм различных социальных факторов [24, с. 24]. С психологической точки зрения стресс может приводить к низкой самооценке, неуверенному и агрессивному поведению, эмоциональной опустошенности, при этом длительное воздействие стресса может привести к нервным срывам. Все эти факторы, как последствия стресса, будут снижать психологическую устойчивость подростка, и препятствовать возможностям ее развития. Среди подростков часто распространены эмоциональные проблемы, к которым может приводить, в том числе и социальный стресс [18].
Одной из причин социального стресса у подростка можно выделить проживание в условиях большого города. Подросток вынужден взаимодействовать с большим количеством людей, что провоцирует ущемление приватности, и отражается в стремлении ограничить время нахождения в публичных местах и сокращению социальных контактов, что, впоследствии, может привести к проблемам с общением и сложным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. При этом подростки акцентируют внимание на своей социальной жизни, у них обострена потребность признания уникальности при психологической зависимости от сверстников, а общение с ними выступает как потребность и значимая деятельность [12].
В подростковом возрасте особенно усиливается потребность в социальной, пространственной, территориальной независимости, неприкосновенность личного пространства [8]. Одной из форм нарушения личностных границ — скученность, оказывающая влияние не только на психологическое здоровье подростка, но и на его социальные отношения. При этом скученность вызывает дезадаптацию и запускает адаптационные механизмы, ограничивающие социальное взаимодействие [13]. Проблема нарушения личностных границ и личного пространства актуально и для школы. У подростка может возникать чувство психологического давления, которое будет вызывать сначала раздражение, а потом и агрессию, если нарушение пространства в школе будет происходить со стороны незнакомца или нежелательной персоны. При этом если нарушение будет происходить постоянно, это вызовет негативные эмоции и подросток может испытывать состояние стойкого стресса [1, с. 51].
Также причиной социального стресса у подростков может выступать сложность в поддержании отношений со сверстниками, социальными группами и чувство одиночества. Если подростки ориентированы только на поддержание отношений с семьей, на взаимоотношения с взрослыми и учебу, не могут построить дружеских отношений со сверстниками или вовсе отказались от общения с ними, в старшем возрасте могут испытывать трудности в общении с людьми на различных уровнях социального взаимодействия. От коммуникативных навыков и статусного положения подростка в группе зависит успешность его межличностных отношений [17]. Реакция группирования является проявлением подросткового возраста, когда все дети хотят принадлежать к определенной группе, потому что группа создает особое переживание — «чувство Мы» и влияет на самоопределение подростка. Одна из главных целей подростков — быть принятыми в привлекательную для них группу, нравиться своим ровесникам, быть признанными в коллективе, при этом подросток стремится ничем не выделяться из группы и соответствовать ее требованиям [2]. Непохожесть члена сообщества или группы на остальных, может быть причиной стресса, при этом даже незначительное отхождение от принятых форм общения, которые характерны для этой группы будут способствовать проявлению агрессии со стороны остальных участников сообщества. Поэтому все, кто состоит в группе, должны точно выполнять все нормы поведения и принятых форм общения. При этом слишком частая смена разных групп может спровоцировать у подростка развитие синдрома хронического стресса [16]. Подросток, который не входит в какую-либо группу, будет обладать заниженной самооценкой, показывать низкую успеваемость, страдать от одиночества, у него может наблюдаться асоциальное поведение [2]. Подростки, ощущающие чувство одиночества, довольно часто испытывают трудности в общении. Одиночество в подростковом возрасте характеризуется нехваткой социальных отношений, сложностью становления и поддержания дружественных и доверительных отношений со сверстниками, а дефицит чувства общности ведет к недоразвитию конструктивных отношений с обществом [10], агрессивностью, тревожностью, а также депрессивным состоянием [4, с. 191]. Кроме того, одиночество нарушает развитие мотивационной сферы подростка (потребностей, стремлений, чувств) и, в общем, препятствует полноценному развитию психики и личности [10].
Именно психологическая устойчивость личности позволяет сохранять человеку внутреннюю гармонию, хорошие межличностные отношения, которые благоприятно влияют на процесс самореализации и стойкость в сложных жизненных ситуациях.
Социальный стресс достаточно часто может быть связан с переменой социального положения подростка, нарушением его социальной идентичности, сложностью самореализации и раскрытия своего потенциала и способностей [5, с. 305]. При этом статус идентичности оказывает глубокое влияние на социальные ожидания, образ «Я» и реакции на стресс у подростков. Один из важнейших факторов, влияющих на формирование социальной идентичности подростка — взаимодействие со сверстниками [7, с. 1377]. Важно учитывать, что вне общества сверстников, где взаимоотношения формируются принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток не может выработать необходимые для дальнейшей жизни коммуникативные компетенции [8]. Е. В. Киселева в своем исследовании социальной идентичности у подростков, пришла к выводу, что главными проблемами в подростковой среде являются недостаточно развитая способность к установлению и поддержанию контактов, а также неумение подростков подчеркнуть свою индивидуальность конструктивными способами [7, с. 1378].
Поэтому так важно развивать психологическую устойчивость у подростков к социальному стрессу. Это позволит им адаптироваться к изменчивой социальной среде и активно сотрудничать со сверстниками. Без навыков социального взаимодействия, невозможна успешная реализация подростка в дальнейшей жизни.
Стоит отметить важную роль социальных факторов, которые влияют на возникновение и преодоление социального стресса. Социальные аспекты преодоления стресса проявляются через социальную интеграцию и поддержку, которые оказывают положительное влияние на состояние подростка, давая ему чувство безопасности. Подростки, имеющие высокий уровень социальной поддержки, меньше страдают от последствий стресса, чем те, у кого она отсутствует [20]. К. А. Шиняев в своем исследовании выявил, что на психологическую устойчивость оказывают влияние уровень самооценки, способность к саморегуляции и самоуправлению, навыки общения, умение налаживать и сохранять благоприятные межличностные отношения, а также рефлексия и самоанализ [23, с. 204].
Подростковый возраст является наиболее благоприятным для развития навыков взаимодействия с окружающими. Психологическая устойчивость подростка значительно расширяет круг ситуаций, в которых он может получить положительный опыт социального взаимодействия.
Таким образом, для развития психологической устойчивости нужно развивать у подростков коммуникативную компетенцию, формировать положительную самооценку, а также обучать подростков навыкам рефлексии и самоанализа. Для этого можно применять метод социально-психологического тренинга, как эффективную форму социально-педагогической работы. В процессе тренинга у подростка эффективно развивается внимательность, способность к самоанализу и появляется возможность лучше понимать себя и окружающих людей. [6]. В тренинге активно формируются коммуникативные навыки, оказывается социальная поддержка и психологическая помощь, которая помогает решать личностные проблемы участников. Благодаря такой поддержке во время занятий подростки более активны в общении, они усваивают новые коммуникативные умения и навыки, учатся доверять людям, приобретают опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям [14]. Тренинг помогает развивать эмоциональную компетентность, так как стресс часто сопровождается негативными эмоциями и агрессией [15].
Тренинговые занятия дают подростку возможность примерить на себя роль другого человека, что позволит ему лучше понять себя, а знакомство с новыми способами поведения и возникающие при этом новые чувства, такие как отзывчивость, сопереживание и вовлеченность, будут благоприятствовать его личностному росту и развитию самопознания. Также работа в группе облегчает процессы самораскрытия, самоанализа и рефлексии [3]. Идея тренинга заключается в том, чтобы каждый участник мог увидеть себя со стороны в процессе выполнения тренинговых упражнений, это достигается за счет того, что в группе имеется обратная связь, которая основывается на доверительном общении в группе [15].
Главная цель социально-психологического тренинга — совершенствование коммуникативных навыков и умений человека, также в задачи тренинга входят получение новых знаний, формирование умений и навыков, позволяющих быть более компетентным в сфере общения [15].
Развитие психологической устойчивости к социальному стрессу методом социально-психологического тренинга оказывает позитивное влияние на личностное развитие подростка, развитие навыков уверенного поведения, формирование идентичности, расширение круга общения, формирование активной социальной позиции. Также подростки имеют возможность отработать различные навыки поведения и общения, не испытывая при этом дискомфорта, который они могли бы получить в повседневном общении. Исключить стрессовые ситуации из жизни подростка невозможно, но если развивать психологическую устойчивость, это поможет подростку стать успешным и социально адаптированным в будущем.
Литература:
- Ахьямова, И. А. Влияние школьного пространства на поведение детей и подростков / И. А. Ахъямова // Социальная педагогика. — 2010. — № 6. — С. 50–56.
- Болотова, А. К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А. К. Болотова, О. Н. Молчанова. — М.: Высшая Школа Экономики (ВШЭ), 2012. — 840 с.
- Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие / И. В. Вачков. — М.: Издательство «Ось-89», 1999. — 176 с.
- Гатич, Л. В. Агрессия и одиночество в подростковом возрасте. Формы проявления и способы преодоления / Л. В. Гатич // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2020. — Т. 9. — № 2А. — С. 190–197.
- Долгова, В. И. Социальный стресс как фактор дезадаптации личности / В. И. Долгова, Е. А. Василенко // Современные наукоемкие технологии. — 2016. — № 8–2. — С. 303–306.
- Иващенко, Ф. И. Психология воспитания школьников: учеб. пособие / Ф. И. Иващенко. — Минск, 1996. — 128 с.
- Киселева, Е. В. Формирование социальной идентичности у современных подростков / Е. В. Киселева // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 1376–1378. URL: https://moluch.ru/archive/114/30161/
- Кроповницкий, О. В. Психология подростка. Тренинг личностного роста: учебное пособие / О. В. Кроповницкий. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 128 с.
- Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики / Л. В. Куликов. — СПб.: Питер, 2004. — 464 с.
- Люсова, О. В. Психологический аспект проблемы переживания одиночества подростками / О. В. Люсова, С. А. Дедковская, А. А. Старнова // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015939
- Минияров, В. М. Психология позитивного отношения учащихся к учебной деятельности: монография / В. М. Минияров. — Самара: ООО «Офорт», 2010. — 143 с.
- Мухина, B. C. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений / В. С. Мухина. — Изд.10-е, испр. и доп. — М.: Издательский центр, 2006. — 608 с.
- Нартова-Бочавер, С. К. Психологическое пространство личности: монография / С. К. Нартова-Бочавер. — М.: Прометей, 2005. — 312 с.
- Овчарова, Р. В. Практическая психология образования: учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. — М: Академия, 2003. — 448 с.
- Основы социально-психологического тренинга / авт.-сост. М. А. Василенко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2014. — 125 с.
- Полякова, О. Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / О. Н. Полякова, под редакцией А. С. Братуева. — СПб.: Речь, 2008. — 144 с.
- Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6–7 ноября 2014 г. / под редакцией Т. П. Скрипкиной. — М.: Университет РАО, 2014. — 777 с.
- Психология подростка: Учебник / Ж. К. Дандарова, И. Кон, С. Н. Костромина [и др.]; под редакцией А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 480 с.
- Психология человека от рождения до смерти / под редакцией А. А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
- Смолева, Е. О. Социальный стресс и стратегии его преодоления: анализ концепций и моделей / Е. О. Смолева // Социальное пространство. — 2020. — Т. 6. — № 3. URL: http://socialarea-journal.ru/article/28615
- Секач, М. Ф. Психическая устойчивость человека [Текст]: монография / М. Ф. Секач; Современная гуманитарная акад., Ин-т международной торговли и права. — М.:АПКиППРО, 2013. — 355 с.
- Тышкова, М. Н. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях / М. Н. Тышкова // Вопросы психологии. — 1987. — № 1. — С. 27–34.
- Шиняев, К. А. Анализ особенностей психологической устойчивости личности старшеклассника / К. А. Шиняев // Вестник ВЭГУ. — 2013. — № 2 (64). — С. 200–206. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18942719
- Ясенявская, А.Л. «Социальный» стресс как модель оценки эффективности новых стресс-протекторов / А. Л. Ясенявская, В. Х. Мурталиева // Астраханский медицинский журнал. — 2017. — № 2. — С. 23–35.