В статье рассмотрены конституционно-правовые основы статуса «сложносоставного» субъекта РФ на примере Тюменской области с Ханты-Мансийским автономным округом Югрой и Ямало-Ненецким автономным округом, а также особенности развития и сотрудничества данных регионов.
Ключевые слова: «сложносоставной» субъект, федеративное устройство, конституционный строй, органы государственной власти, интеграция, совместное ведение, Российская Федерация.
В Российской Федерации формально закрепилась своя собственная модель государственно-территориального устройства, обладающая признаками асимметричной федерации, основанной на территориальном и национально-территориальном принципах, признающая исключительный суверенитет Федерации.
Конституционное закрепление принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч.ч. 1 и 4 ст. 5 Конституции) и статусных характеристик одного из видов субъектов Федерации — автономных округов, которые в соответствии с Конституцией могут входить в состав других субъектов — краев и областей (ч. 4 ст. 66) являются одними из существенных особенностей конституционного регулирования федеративного устройства нашего государства.
Сосуществование этих, на первый взгляд весьма противоречивых, начал должно обеспечиваться посредством дополнительного федерального законодательного регулирования как статуса автономных округов, так и характера взаимоотношений их органов государственной власти и соответствующих органов краев, областей, в состав которых входят автономные округа, а также возможностями договорной регламентации данных отношений (ч. ч. 3 и 4 ст. 66 Конституции) [1, с 44–47].
Исследуемые в данной статье субъекты — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, по мнению многих ученых-конституционалистов, обозначаются как «сложносоставной» субъект Федерации, где один субъект может быть «входящим», а другой «включающим». Статус вышеуказанных субъектов определяется Конституцией РФ и уставом, принимаемым законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Федерации.
Названные субъекты наделены самостоятельностью в своей деятельности, они образуют свои органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, определяют систему местного самоуправления. Наряду с другими субъектами, автономные округа имеют свою собственность, они самостоятельно принимают свой бюджет, а также в соответствии с федеральным законом устанавливают определенные виды налогов и сборов. Непосредственно входящие в состав Тюменской области Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ не утрачивают государственно-правовых атрибутов в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Правовое регулирование взаимоотношений между Тюменской областью, Ханты-Мансийским автономным округом и Ямало-Ненецким автономным округом осуществляется на протяжении не одного десятка лет. Немало значение на развитие отношений в рассматриваемых субъектах явилось Постановление Конституционного Суда от 14 июня 1997 г. No 12-П «По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области», которое дало некоторое разъяснение [4]. Наиболее значимыми является следующий ряд положений:
— вхождение автономного округа в состав края, области по смыслу части 4 статьи 66 Конституции РФ означает такое конституционно-правовое состояние, при котором автономный округ, будучи равноправным субъектом Российской Федерации, одновременно составляет часть другого субъекта Российской Федерации — края или области. Это состояние определяет особенности статуса как автономного округа, так и края, области, в состав которых он входит. Их взаимоотношения отличаются от их отношений с другими субъектами Российской Федерации: «вхождение» предопределяет обязанность органов государственной власти обоих равноправных субъектов Российской Федерации обеспечивать сохранения территориальной целостности и единства в интересах населения края, области (пункт 2) постановляющей части»;
— вхождение автономного округа в состав края, области означает наличие у края, области единых территории и населения, составными частями которых являются территория и население автономного округа, а так же органов государственной власти, полномочия которых распространяются на территорию автономных округов, в случаях и в пределах, предусмотренных федеральным законом, уставами соответствующих субъектов Российской Федерации и договором между их органами государственной власти (пункт 4 постановляющей части).
Результатом позиции Конституционного Суда Российской Федерации в 1997 г. стало заключение сроком на 5 лет Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа. Новый договор между данными субъектами Федерации был заключен в 2004 г. и в дальнейшем был неоднократно пролонгирован. В настоящее время его действие продлено до 31 декабря 2025 г.
По мнению С. Ткаченко, «если правовая форма субнациональной интеграции (образование нового субъекта Федерации путем объединения двух или более существующих субъектов) детально регламентирована на федеральном уровне, то вторая из обозначенных форм — договорная (квазидоговорная) конструкция — такой регламентации не имеет. Она получает свое правовое опосредование стихийно в результате длительного сотрудничества двух или более субъектов Федерации или муниципальных образований» [2, с. 17].
Для реализации Договора Советом губернаторов Тюменской области, Ханты-Мансийского округа и Ямало-ненецкого автономного округа в 2004 г. была принята региональная целевая Программа «Сотрудничество», предусматривающая в 2005–2009 гг. объем финансирования 104,5 млрд руб. В настоящее время она была пролонгирована до 2023 г., и совокупный объем финансирования составил 248,1 млрд руб. [5]. Исполнение «бюджета» региона существенно способствует повышению качества и уровня жизни населения области. Целью Программы стало развитие интеграционных процессов в экономике и социальной сфере региона на основе обеспечения общих интересов и задач достижения достойной жизни граждан, социально-экономического развития трех субъектов Федерации в интересах населения.
На данный момент вышеуказанная программа развития отталкивается от основных положений Концепции долгосрочного развития Тюменской области до 2020 г. и на перспективу до 2030 г., а также на утвержденные до 2020 г. Стратегию социально-экономического развития Югры и Стратегию социально-экономического развития Ямала. Предусмотренные в них меры по модернизации экономики и социальной сферы региона, диверсификации промышленного производства позволят смягчить монопродуктовую структуру региональной экономики.
Также сотрудничество территорий Тюменской области на сегодняшний день развивается в рамках механизма реализации органами государственной власти области и округов Постановления Конституционного суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П. Образованию этого механизма послужило заключение в 2001 г. Соглашения об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа и Ямало-Ненецкого автономного округа [6].
Подводя итоги, нужно сказать, что на данный момент сотрудничество трех вышеуказанных в составе Тюменской области дает свои плоды: Тюменская область занимает лидирующие позиции по многим экономическим и инвестиционным показателям. Но существующий экономический кризис создает предпосылки для возобновления дискуссии об оптимальном административно-территориальном устройстве региона. В любом случае решающее значение в этом вопросе будет играть позиция федеральных властей.
Литература:
- Брежнев О. В. Организация конституционного правосудия в сложносоставных субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы // Российская юстиция. 2016. № 3.
- Ткаченко, С. А. Субнациональные интеграционные процессы и их влияние на правовую систему Российской Федерации / С. А. Ткаченко // Вопросы экономики и права. — 2017. — № 103. — С. 13–19.
- Ширыкалов А. Б. Конституционно-правовой статус сложносоставного субъекта Российской Федерации: новейшее время. // Научные исследования. 2017. № 6 (17).
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. № 12-П по делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области // СЗ РФ, 1997. № 29. Ст. 3581. C. 5817–5823
- Постановления Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 года N 705-п об утверждении государственной программы по реализации договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа «Сотрудничество». — Текст: электронный // Консорциум Кодекс: [сайт]. — URL: https://docs.cntd.ru/document/423908098 (дата обращения: 22.06.2021).
- Соглашение об основных направлениях согласованной политики в социально-экономической сфере органов государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2001 г.. — Текст: электронный // Информационно-правовой портал Гарант: [сайт]. — URL: https://base.garant.ru/18871025/ (дата обращения: 22.06.2021).