В статье автор предлагает методику формирования грамматических навыков у учащихся начальной школы с использованием игровых технологий на уроках испанского языка.
Ключевые слова: игровая технология, испанский язык, начальная школа.
Среди технологий, применяемых на уроках, выделяется игровая технология, особенно она востребована при обучении детей младшего школьного возраста, так как она все еще является ведущим типом деятельности, хоть и переходит на второй план. Игры в значительной степени повышают интерес детей к изучению иностранного языка, в целом активизируют их умственную, речевую, творческую деятельность и влияют на эффективность формирования широких познавательных мотивов.
В процессе обучения иностранного языка с помощью игровых технологий ученики младшего школьного возраста непроизвольно усваивают новый языковой материал. В игре все имеют равные шансы, с ней может справиться даже слабые ученики, которые из-за своей изобретательности и догадки могут победить в игре.
Как и любая игра, грамматическая игра имеет свои этапы:
- Введение в игру. На данном этапе формируется игровая атмосфера, определяются задачи и цели игры.
- Организация игры. В этот этап входит объяснение правил игры всем учащимся, а также разделение ролей таким образом, чтобы все участники четко понимали правила игры и готовность к ней.
- Проведение игры. В этот момент педагог следит за выполнением правил и всех условий в игре, а также за тем, как учащиеся проявляют себя. Не менее важно для учителя оценивать учеников и запоминать достижения учащихся.
- Подведение итогов. На последнем этапе учитель сообщает о результатах игры. [Занько 1991: 51–52]
Также не менее важным компонентом в игровом обучении являются требования, сформированные исследователями А. Н. Дурновым и О. В. Будаковой:
– игра должна быть построена на использовании знакомых лексических единиц, чтобы в процессе не был нарушен акт общения. Если встречу новой лексики не избежать, учителю следует записать её на доске;
– игра должна содержать только одну тему грамматического материала;
– процесс игры должен быть построен на использовании типичных речевых грамматических образцов;
– в игре должны быть включены учебно-воспитательные цели;
– примеры необходимо демонстрировать на той грамматической конструкции, которую будут использовать в процессе игры;
– игра должна соответствовать возрасту учащихся.
Данный комплекс упражнений разработан для учеников 4 класса и должен проводится на уроках испанского языка. Данный комплекс упражнений состоит из следующих видов: языковые, условно-речевые и речевые упражнения.
Языковые игры предназначены для развития навыков и умений языка. Такие игры статичны, ограничены в решении, в них одна задача и имеют имитативно-продуктивную деятельность. Используются на начальном этапе для закрепления и активизации языкового материала.
Грамматическая игра с использованием Kahoot!
Данная грамматическая игра применяется с помощью интерактивной доски, рекомендуется к использованию в конце начального этапа.
Цель игры: проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки по теме El comparativo de los adjetivos.
Правила игра: учитель на интерактивную доску выводит задания по грамматической теме, учащиеся должны выбрать 1 из 4 ответа, который является правильным.
https://create.kahoot.it/share/el-comparativo-de-los-adjetivos/776cb4e7–19e1–479d-b69b-03b413da9a6f
Вопросы:
El colíbri es... grande de los pájaros
El elefante es... fuerte de los animales
Las jirafas son... altas de los animales
Los delfines son... peligrosos de los animales de mar.
El Abuelo el Frío es... (о возрасте) de todos los abuelos.
El guepardo es... veloz (быстрый) de los animales.
Проиллюстрируем это на рис. 1.
Условно - речевые игры характеризуются ситуативностью, наличием речевой задачи и предназначены для тренировки языкового материала в рамках учебной коммуникации.
Грамматическая игра «Сравни их!»/ ¡ Comp á ralos !
Данная игра может считаться условно-речевым упражнением и рекомендуется к использованию в конце стереотипизирующе-ситуативного этапа.
Цель игры: обеспечить в ходе урока закрепление правил по теме El comparativo de los adjetivos.
Правила игры: учитель готовит картинки с изображением определённых предметов. Далее ученики разделяются на пары и получают несколько карточек (2–4). Ученики в парах должна составить предложения, которые будут использовать следующие конструкции: más... que, menos... que. Когда время выполнение заканчивается, каждая пара зачитывает свои предложения. За каждое правильно составленное предложение (1–4 б) ученики получают очки, та команда набирает большее количество очков, становится победителем. При неправильном ответе другие команды могут сказать правильный вариант и получить за это очки.
Проиллюстрируем это на рис. 2.
El coala es más pequeño que el oso pardo.
Коммуникативные игры развивают навыки общения с помощью репродуктивно-продуктивных заданий. В таких играх задана определенная ситуация, в следствие чего происходит связь с условно-речевыми заданиями и создаются условия для формирования постоянной ассоциации между языковым навыком и его функцией.
Грамматическая игра «В магазине»/¡ Vamos al supermercado !
Данная игра относится к речевым упражнениям и применяется на основе уже знакомого грамматического и лексического материала на варьирующе-ситуативном этапе.
Цель: создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (диалогическая речь)
Правила игры: Каждый ученик получает свою карточку, в котором список магазинов и список покупок. Ученики не могут друг другу показывать свои карточки. Каждый должен подойти ко всем обучающимся из группы и спросить, что он купил в том или ином магазине (¿Qué compraste en la lechería/la pastelería/la panadería?). У каждого человека можно спросить только про один магазин. Ученик, который быстрее и правильнее справится с заданием, побеждает и освобождается от домашнего задания на следующий урок (монолог/диалог про посещение магазина).
Карточка, которую получает ученик |
Заполненная карточка |
||
Nombre de la tienda |
Productos |
Nombre de la tienda |
Productos |
lechería |
lechería |
Queso, leche |
|
pastelería |
pastelería |
Bombones, pastel |
|
panadería |
panadería |
Pan |
|
charcutería |
charcutería |
Jamón, salchicha, motadela |
|
frutería |
frutería |
Pera, manzana, naranja |
|
legumbres |
legumbres |
cebolla |
|
Литература:
- Занько, С. Т. Игра и учение. — М.: Педагогика, 1991. — 193 с.
- http://aneks.spb.ru/index.php?Itemid=25&catid=77&id=3570 %3A2015–06–01–08–52–57&layout=default&option=com_content&page=&print=1&tmpl=component&view=article