Этика является острой темой исследования в современной педагогике. Одним из наиболее актуальных аспектов в данной области являются способы этической защиты педагога. В данной статье проанализирован подход к этой проблеме у Н. Е. Щурковой.
Ключевые слова: этическая защита, педагог, этическая защита педагога, форма общения, ученик.
Педагогическая этика или деонтология является одним из главных базисов профессиональной культуры преподавателя. Она определяет нормативные нравственные принципы, которыми руководствуется педагог при коммуникации с учащимися, родителями и коллегами.
Этическая защита — это такая деятельность человека, которая осуществляется в целях сохранения его достоинства. Особенность этической защиты педагога состоит в том, что учащиеся могут наносить морально-психологический вред неосознанно [3].
Именно поэтому педагог должен осуществлять защиту скрытым, завуалированным способом. Назначение этической защиты педагога заключается в развитии у учащегося способности осмысливать произведенные действия или высказывания по отношению к другому человеку.
Свои рекомендации по использованию скрытых приемов этической защиты дает Н. Е. Щуркова [4]. По ее мнению, существуют многочисленные варианты реакций на негативные действия ученика в процессе общения.
Одни из них могут быть более приемлемыми, другие же вызывают нарушение диалогических форм общения. Существуют шесть «мягких» способов скрытой педагогической защиты:
- «Вопрос на воспроизведение» . Этот способ защиты осуществляется педагогом с помощью вопроса и просьбы воспроизвести слова или действия, которые будто бы показались ему непонятными.
Можно использовать следующие выражения: «Прости, я не понял, что ты хотел сказать», «Не мог бы ты повторить, я не расслышал». Как правило ученик, пытавшийся спровоцировать педагога на конфликт, психологически не в состоянии после подобных вопросов продолжать вести общение в негативной форме.
- «Вопрос об адресате» . Педагог изображает непонимание сказанного учеником. Смысл данного приема в заявлении невозможности той формы общения, которую пытается навязать учащийся. Можно использовать вопрос: «Это вы мне сказали?» и дополнить его мимикой недоумения и жестом, кому было адресовано подобное обращение.
- «Окультуренное воспроизведение» . Данный способ производится с целью коррекции поведения ученика. Педагог демонстрирует культурную форму общения. Можно сказать: «Если я правильно вас понял»... и добавить, что сказал или сделал бы педагог, но в другой более корректной поведенческой форме. При нахождении компромисса можно считать, что общение удалось вывести на более высокий уровень.
- «Ссылка на личностные особенности» . Данный способ заключается в отстаивании личностных качеств педагога. Например, «Я не привык к такому обращению», «Я не могу продолжать разговор в таком тоне». Педагог показывает сожаление, что не может продолжить общение на таком уровне, но сказать это нужно твердо и спокойно.
- «Оправдание поведения» . При использовании этого способа педагог возвышает ученика в конкретной ситуации, подчеркивает признание его достоинств и тем самым влияет на изменение низкого поведения. Используются следующие фразы: «Вероятно, ты хотел»..., «Наверное ты думал»... и др. Этическая защита представляет собой особенное зеркало, в котором ученик как бы видит свои возможные мотивы поступка в положительном аспекте. Психологически воспитанник непроизвольно соглашается с позитивными предположениями педагога, и уровень общения сразу же поднимается выше.
- «Проявление доброжелательности» . Учитель делает вид, что пренебрегает произошедшим и делает это в шутливой форме. Например, «Как хорошо, что вы напомнили мне»..., «Если бы не вы, я бы совсем забыл»...
Следующие три формы общения представляют собой более жесткие варианты этической защиты и могут быть использованы при общении со старшеклассниками [2].
«Великодушное прощение» . Педагог создает видимость принятия грубости ученика, который, возможно, на данном этапе не может вести себя культурно. «Если вам так хочется»..., «Если только так вы и умеете, то пусть будет так»... Это очень сильное психологическая воздействие, оно не предусматривает дальнейшее общение в данный момент. Ученику необходимо предоставить время осознать и принять, что он неправ.
«Сопоставление достоинств партнера с его поведением» . Учитель возносит личность ученика. «Вы такой... (положительное качество), а...повели себя».... Фраза остается недосказанной, ученик сам ее мысленно заканчивает и как правило ему становится стыдно.
«Оставить наедине с собой» . Педагог полностью перекладывает ответственность на воспитанника. Например, «Жаль, что вы не осознаете, что сейчас произошло»..., «Вероятно, вы не способны понять то, что вы сейчас сказали»... Этот способ можно применить, если ученик продолжает стоять на своем и не осознает содеянное.
Педагог выбирает разные формы этической защиты своего достоинства. В зависимости от привычного стиля общения, педагогического опыта, личностных качеств и свойств. Поэтому желательно овладеть всеми этими умениями, так как педагогическая деятельность даже опытного педагога может быть непредсказуемой [1]. Необходимо помнить, что учитель является нравственным эталоном, который должен уметь грамотно и тактично выходить из любых казусных ситуаций.
Литература:
- Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: Кн. для учителя / С. Б. Елканов. — М.: Просвещение, 1986–143 с. — Текст: непосредственный.
- Занина, Л. В. Меньшикова Н. П. Основы педагогического мастерства/ Л. В. Занина, Н. П. Меньшикова. — Ростов н/д: Феникс, 2003 — с.135–204. — Текст: непосредственный.
- Роботова, А. С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др.; Под ред. А. С. Роботовой. — 2 — изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 208 с. — Текст: непосредственный.
- Щуркова, Н. Е. Педагогическая технология / Н. Е. Щуркова. — М., 2002. — с. 74–82. — Текст: непосредственный.