Статья посвящена правовому статусу государственных гражданских служащих. Рассмотрены права и обязанности, закрепленные в нормативных правовых актах. Проанализирована судебная практика о невыполнении гражданским служащим своих обязанностей или нарушения запретов, что повлекло правонарушения, расценивающиеся как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия. Изучен вопрос о поощрении, как способ совершенствования дисциплины.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовой статус, запреты, ограничения, утрата доверия, поощрение.
Основными субъектами как государственной, так и управленческой деятельности являются государственные служащие, деятельность которых направлена на реализацию государственных задач, и функций, служение интересам гражданского общества и государства, обеспечение приоритета прав и свобод человека и гражданина. Государственными служащими реализуются полномочия государственных органов во всех сферах жизни общества.
Говоря о государственном гражданском служащем Российской Федерации следует отметить, что Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о гражданской службе) содержит четкое его определение, согласно которому «гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы» [1].
В свою очередь, деятельность государственных служащих определена их компетенцией и правовым статусом. Определение правового статуса гражданского служащего рассматривается с разных сторон. В основном, данный вопрос является тематикой административно-правового исследования.
Так Уманская В. П., Малеванова Ю. В. под правовым статусом гражданских служащих понимают «…совокупность юридических элементов, выражающих специфику прав и обязанностей, свобод и правоограничений (ограничений и запретов), социально-правового обеспечения и гарантий, требований к служебному поведению, поощрений и ответственности, определяющих сущность государственных гражданско-служебных отношений, субъектами которых они являются» [2].
В главе 3 Закона о гражданской службе законодатель четко определил и закрепил элементы правового статуса гражданского служащего: основные права и обязанности гражданского служащего, а также ограничения и запреты, связанные с гражданской службой [1].
Закон перечисляет общие для всех государственных служащих служебные обязанности, однако в действительности законодательство возлагает на них большее число обязанностей. Конкретные обязанности по соответствующим государственным должностям определяются положениями о государственных органах и их структурных подразделениях, а также должностными инструкциями.
Права государственному служащему предоставляются для осуществления функций, возложенных на него.
Эти права можно разделить на три группы:
– права, разъясняющие гражданским служащим их правовой статус и защиту (ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста; ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов; государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества и др);
– права, способствующие выполнению служебных обязанностей (обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа и др.);
– права, обеспечивающие социальные гарантии государственного служащего (отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков; оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом; должностной рост на конкурсной основе; медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации; и др.)
В части 2 статьи 14 Закона о государственной службе предусмотрено право гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу при совокупности нескольких условий: заниматься иной оплачиваемой работой можно только с предварительного уведомления представителя нанимателя о своем намерении и при выполнении иной оплачиваемой работы не должно возникать конфликта интересов [1].
Государственный служащий, сознавая свою ответственность перед государством, обществом и гражданами, призван исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.
Основные служебные обязанности всех гражданских служащих определены статей 15 Закона о гражданской службе.
Отдельного внимания заслуживает обязанность гражданских служащих представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи.
Ежегодно до 30 апреля завершается очередной срок представления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее — справка о доходах) своих и членах своей семьи (супруга/супруги и несовершеннолетних детей).
Невыполнение гражданским служащим такой обязанности является правонарушением, которое расценивается как основание для увольнения служащего в связи с утратой доверия.
Также отдельно следует обратить внимание, что перевод на дистанционную работу не освобождает госслужащего от подачи справки о доходах. Центральный районный суд города Красноярска не принял в качестве оправления тот факт, что служащей, что с марта 2020 года был переведен на дистанционную работу, и, соблюдая режим самоизоляции, государственный служащий не мог получить справку 2-НДФЛ и доступа к программе формировании справки о доходах. Судом также не принят довод истца о том, что ответчик не напомнил ему о необходимости подачи соответствующей справки о доходах, поскольку обязанность по предоставлению сведений возложена на гражданского служащего в силу закона, не зависит от напоминаний, вся ответственность за неисполнение данной обязанности несет сам гражданский служащий [3].
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных, или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения [4].
Если же такие сведения невозможно представить по объективным причинам, то госслужащий подает соответствующее заявление. Под объективной понимается причина, которая существует независимо от воли служащего (например, он длительное время не располагает сведениями о местонахождении супруги (супруга) и не имеет возможности получить такую информацию).
Однако при формулировке причин, которые указываются гражданским служащим в заявлении как объективные, следует учитывать, что комиссия по соблюдению требований к служебному поведению госслужащих и урегулированию конфликта интересов по итогам рассмотрения заявления может рекомендовать государственному служащему принять меры по представлению указанных сведений или применить конкретную меру ответственности.
Как уже говорилось ранее, в соответствии с Законом о гражданской службе государственные служащие подпадают под специальный правовой режим. Особое внимание следует уделить ограничениям и запретам при прохождении гражданской службы.
К примеру, в статье 16 Закона о гражданской службе, указаны лица, которые не могут поступить на государственную гражданскую службу: это лица, которые признаны недееспособными, имеющие непогашенные судимости, либо уже погашенные судимости, при наличие которых запрещается занимать государственные должности, и так далее. Кроме того, в целях предотвращения конфликта интересов служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью [1]. Запрет государственному служащему быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему закреплен в пункте 5 статьи 17 Закона о гражданской службе. Так, например, судебная коллегия Иркутского областного суда рассмотрев дело о признании увольнения незаконным указала, что при рассмотрении дела не установлен факт служащей личной заинтересованности либо конфликта интересов. Тогда как основанием для утраты к ней доверия послужил факт ее участия по доверенности представителем истца, проживающего в иной области, по делу об изменении размера алиментов [5]. Данный запрет запрещает быть представителем третьих лиц только в том органе, где государственный служащий работает.
Нарушение истцом запрета, предусмотренного статьей 17 Закона о гражданской службе, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией. Например, истец, являясь сотрудником органов внутренних дел, в период с августа 2019 года по январь 2020 года занимался предпринимательской деятельностью, осуществляя размещение объявлений о продаже дров, наем работников, приготовление древесины для последующей ее продажи, прием и сопровождение заказов на поставку покупателям продукции из древесины, контроль исполнения договоров купли-продажи древесины, ее доставки, урегулирование конфликтных ситуаций, связанных с качеством продукции. Указанная деятельность носила систематический характер, целью которого являлось получение прибыли [6] или истец, являясь соучредителем и руководителем ООО, не указал сведения о своей предпринимательской деятельности, об участии в управлении коммерческой организацией и об имуществе — владении долей в уставном капитале общества [7].
На государственной службе важнейшее значение имеют не только запреты, ограничения, но и применение мер поощрения, которые являются способом стимуляции и мотивации. «Именно реализация поощрительных санкций способна стимулировать деятельность госслужащих, направленную не только на добротное выполнение своих служебных обязанностей, но и на достижение высоких результатов. Также косвенным образом меры поощрения предупреждают возможность совершения правонарушений на государственной службе» [8].
Своевременность и значимость — главные принципы поощрения, мотивирующие на добросовестный и качественный труд.
Литература:
- Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- «Государственное управление и государственная служба в современной России: монография» / В. П. Уманская, Ю. В. Малеванова. — М.: Юридическое издательство Норма, 2020. — 176 c.;
- Решение Центрального районного суда г. Красноярска Красноярского края от 18 января 2021 г. по делу N 2–1045/2021. — Текст: электронный // http://www.garant.ru: — URL: http://webcache.googleusercontent.com/search? q=cache:49H34hCZyt8J:www.garant.ru/files/8/8/1457288/reshenie_tsentralnogo_rayonnogo_suda_g__krasnoyarska_krasnoyarskogo_kraya_ot_18_yanva.rtf+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=ru (дата обращения: 20.06.2021);
- Решение Ленинского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край). — Текст: электронный // https://sudact.ru: — URL: https://sudact.ru/regular/doc/CFHzJQnfRP5L/ (дата обращения: 20.06.2021);
- Апелляционное определение Иркутского областного суда от 06.07.2017 по делу N 33–6346/2017. — Текст: электронный // http://daywork.ru:— URL: http://daywork.ru/fas4/6C8D1EB5A8D42F72432581DD003C1DC2.html (дата обращения: 20.06.2021);
- Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27 января 2021 года по делу № № 33–1584/2021 (33–19658/2020). — Текст: электронный // http://oblsud.svd.sudrf.ru:— URL: https://oblsud--svd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=13708989&delo_id=5&new=5&text_number=1 (дата обращения: 20.06.2021).
- Решение Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область) N 2–3749/2018 2–3749/2018~М-3101/2018 М-3101/2018 от 26 октября 2018 г. по делу N 2–3749/2018.. — Текст: электронный // http://centralny.kln.sudrf.ru/:— URL: https://centralny--kln.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=92829539&delo_id=1540005&new=0&text_number=1 (дата обращения: 20.06.2021).
- Реализация поощрительных норм на государственной службе: состояние и перспективы развития / В. В. Волкова. // Современное право. — 2016. — № 10. — С. 70–74.