Проявление адаптивных аспектов личности первокурсников к образовательной среде военного института | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 25.06.2021

Статья просмотрена: 15 раз

Библиографическое описание:

Андреев, Д. В. Проявление адаптивных аспектов личности первокурсников к образовательной среде военного института / Д. В. Андреев, А. Ю. Месилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 359-361. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82828/ (дата обращения: 19.12.2024).



Интенсивное развитие военной техники и вооружения в стране, требует качественной личностной профессиональной подготовки личного состава, а также повышения уровня подготовки военных специалистов в военных институтах. В связи с этим на первый план выдвигается задача адаптации будущего военного специалиста к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: военное учебное заведение, мышление, адаптация, образовательная среда, жизненная позиция, военное образование.

The intensive development of military equipment and weapons in the country requires high-quality personal professional training of personnel, as well as an increase in the level of training of military specialists in military institutes. In this regard, the task of adapting a future military specialist to professional activity is highlighted.

Keywords: military educational institution, thinking, adaptation, educational environment, life position, military education.

Интернет-источники предоставляют полную и исчерпывающую информацию о высших военных учебных заведениях войск национальной гвардии Российской Федерации. Зачастую будущие курсанты выбирают такие военные институты для того, чтобы всесторонне себя развивать как умственно, так и физически. Однако, родители и абитуриенты считают, что одних только знаний недостаточно. Они отмечают, что в военных учебных заведениях есть масса недостатков. Все групповые занятия сводятся к механическому заучиванию материала. И тогда военное учебное заведение упускает становление взрослой личности (выпускника), что требует государственный заказ, сам обучающийся теряет концепцию ‘’критического мышления’’, что в свою очередь приводит к плачевным последствиям (тяжёлое становление в должности, поспешное увольнение в запас и т. д.). Если абитуриент не имеет явный направленности и убеждённости в жизненной позиции выбора профессии, то у него не будет сильных проблем с коммуникацией. И прежде чем зачислять абитуриента в военный институт надо изучить его адаптивные способности, как личности, к выполнению новых для него социальных функций [7].

Перед будущим курсантом также стоит сложный выбор территориального места обучения. Многие родители и сами же абитуриенты считают, что обучение в военном учреждении является одним из самых серьезных и правильных решений. Военное образование — это не только строевая подготовка, совершение марш-бросков ну и т. п.. Проходя обучение в военном институте, молодые мальчишки совершенствуют лидерские качества и развивают оперативное и даже стратегическое мышление. Особое внимание здесь уделяется профессиональным дисциплинам, воспитанию моральных и этических качеств. В пример ставится комадирская деятельность и подчеркивается ее значимость. Руководство военных институтов стремятся максимально освещать работу командира и её результаты, поскольку для будущих офицеров — это не что иное, как примеры эффективного руководства личным составом. В свою очередь они смогли бы это умело применять на практике [1].

Большинство курсантов считает, что воинская дисциплина в учебном заведении не только помогает, но и выражает потребность будущего офицера в идеалах и ориентирах, которые будут определять мотивы и цели. Это в свою очередь благоприятно отразиться на периоде адаптации в новом коллективе. Пока они с ней не сталкиваются лицом к лицу, здесь мы берем индивидуальное сочетание взглядов и убеждений личности, которые в свою очередь пересекаются с другими индивидуальными взглядами и убеждениями, сталкиваясь с моральными принципами, закрепленных норм и установок, определёнными воинскими ритуалами и повседневной жизнедеятельностью в общем, а также создавая свои новые отношения, принципы и убеждения в период становления вновь возникшего коллектива в частности. Перед поступлением в военный институт, зачастую курсанты не могли сосредоточиться на занятиях, утверждая, что не хватает времени на собранность [2]. Также многие родители стремятся отдать своих детей в подобные заведения с целью просто получить диплом. В военном институте придерживаются определенной формы одежды. Дисциплина достигается уважением к правильному ношению формы одежды. Это — идеально отглаженная форма и чистая обувь. Каждый курсант лично несёт ответственность за личную успеваемость, дисциплину и внешний вид. Военное училище способствует развитию важнейших морально-психологических качеств, которые, как правило, недостаточно сформированы. Курсанты обязаны посещать занятия без опозданий и срывов. Курсовые работы должны быть выполнены все точно и в срок, как и другие аналогичные задания, предусмотренные программой. На курсантов возлагаются большие надежды. Поскольку требования к офицерам растут. Курсант напряжён и сосредоточен на протяжении всего обучения, что способствует формированию выдержки, продуктивности обучения. Дисциплина, внутренний порядок, правильное ношение формы одежды воспитывают уважение к своей будущей профессии. Кроме того, формируется индивидуальная ответственность за качество обучения каждого, кто находится в стенах военно-образовательного учреждения, тем самым формируется привыкание к новой образовательной среде [3].

Первокурсники начинают преуспевать в военной стезе, только лишь к окончанию первого курса обучения. При этом они не развиваются по командирской линии, так как это время уходит на адаптацию вообще и на адаптацию к образовательной среде в частности. Многие курсанты начинают заблуждаться, видя себя сразу во многих других сферах: инженерия, государственная служба при чём во всех силовых структурах сразу, наука, последнее требует много времени, которого у курсантов попросту нет. При этом все они понимают, насколько полезно обучение в военном институте. Ибо воспитание лидерских качеств позволяет выпускникам двигаться в любом направлении, независимо от сферы деятельности. Таким образом военные институты выпускают уверенных в себе людей, которые могут проявить себя наилучшим образом во всех видах деятельности, а их лидерские качества позволяют им эффективно работать в должности командира [3, с. 145].

Программа обучения в военном институте состоит из групповых занятий в аудиториях, полевых занятий, занятий по военному искусству (история его развития), богатого военного опыта, и «боевого» профессорско-преподавательского состава [4, с.21].

Цель военной программы военного института — дать курсантам фундаментальные знания в области военной науки необходимые для успешного выполнения поставленных перед ними задач и в то же время развивать у курсантов мастерство и профессионализм и любовь к Отечеству.

Цель нашей работы создать благоприятные условия для вхождения в новую социальную среду, которая влечёт за собой следующие трудности: изменение социально-экономических условий жизни, ограничение жизненного пространства, сужение социальных контактов, овладение способами учебной деятельности и боевой выучки, формирование социальных, общекультурных, военно-профессиональных компетенций и др. Эти и другие требования порождают у части курсантов растерянность, неуверенность в себе, вызывают эмоциональное напряжение, сомнение в правильности сделанного профессионального выбора. Можно сказать, что процесс адаптации первокурсников военного вуза сопровождается кризисами профессионального обучения, требующие разработки способов их преодоления, который мы в свою очередь предложим в виде методических рекомендаций профессорско-преподавательскому составу [5].

Мы, как и большинство исследователей, решающих проблему адаптации, делим условия этого процесса на внутренние и внешние. К первой группе относим биологические и личностные резервы человека; ко второй — условия среды (образовательной среды), с которой он вступает во взаимодействие (социальные системы в том числе). Человек должен их знать, учитывать и уметь адаптироваться к тем и другим.

Литература:

  1. Караваева, И. А. Управление адаптивными образовательными системами /И. А. Караваева // Успехи современного естествознания.-2008.-№ 4.-С.116–119.
  2. Адаптивное управление педагогическими системами/П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояренцев; под ред. П. И. Третьякова.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-368 с.
  3. Холина, Л. И. Соотношение понятий «образовательное пространство», «образовательная система», «образовательная среда» //Труды НГАСУ. Новосибирск: НГАСУ.1999. Вып.3(4).С.142–146.
  4. Петухова, А.В., Холина, Л. И. Создание профессионально ориентированной среды в техническом вузе (на примере инжинерно-графической подготовки). Монография/А. В. Петухова, Л. И. Холина.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа,2013.- 175 с.
  5. Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверенцев, Э. А. Араб-Оган, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.-М.: Советская энциклопедия,1989.-815 с.
  6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 383 с.
  7. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений/ Н. С. Пряжников Е. Ю, Пряжникова.- М.:Академия,2001.-480 с.
Основные термины (генерируются автоматически): военный институт, образовательная среда, курсант, военное образование, военное учебное заведение, военный, занятие, качество, личной состав, правильное ношение формы одежды.


Похожие статьи

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Формирование различных видов педагогической компетентности как важное условие профессиональной подготовки специалиста

В статье рассмотрена разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современная ситуация в подготовке высококвалифицированных спец...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза

В статье анализируются подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза, которые проводятся с целью наладить адекватные межличностные взаимоотношения иностранных студентов, повысить их коммуникабельность, укрепить межкул...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Влияние медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ

Рассмотрены вопросы влияния медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ и пути формирования личностно ориентированной образовательной среды военного вуза.

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Похожие статьи

Роль ценностей образовательной среды военного института в процессе адаптации учащихся первого курса

Проблема адаптации человека к условиям жизненной среды уже длительное время является одним из направлений теоретических и прикладных исследований многих наук, в том числе и различных отраслей педагогики. Особый интерес к данной проблеме вытекает из ...

Необходимость в управляемом формировании профессионально важных психологических качеств личности будущего медика

В настоящее время в медицинской сфере возникла необходимость в профессиональном воспитании специалистов, обладающих набором профессиональных знаний и умений, позволяющих успешно выполнять трудовую деятельность в соответствии с современными требования...

Формирование различных видов педагогической компетентности как важное условие профессиональной подготовки специалиста

В статье рассмотрена разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современная ситуация в подготовке высококвалифицированных спец...

Сущностная и содержательная характеристики умений и навыков обучения и воспитания курсантов в структуре педагогического мастерства сержантов военных вузов

В статье рассматриваются основные тенденции в формировании и развитии сержантского корпуса Вооруженных Сил Российской Федерации. Актуализируется проблема профессиональной подготовки сержантов военного вуза, определяется значение профессиональной подг...

Подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза

В статье анализируются подходы к духовному воспитанию иностранных студентов военного инженерного вуза, которые проводятся с целью наладить адекватные межличностные взаимоотношения иностранных студентов, повысить их коммуникабельность, укрепить межкул...

Формирование учебно-профессиональной компетентности курсантов военного авиационного училища

В статье рассмотрены явления и факторы, влияющие на курсанта при становлении его как будущего офицера. Обозначены ключевые моменты, которые влияют на становление профессиональной компетентности штурмана. Подчеркнуты важные аспекты, воздействующие на ...

Формирование ценностно-смысловых ориентиров профессиональной деятельности педагога довузовской образовательной организации Министерства обороны РФ

В данной статье рассматриваются особенности ценностно-смысловой сферы педагогов довузовских образовательных организаций МО РФ, представлено основное содержание дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Ценностно-смысловые ориен...

Влияние медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в вузах МО РФ

Рассмотрены вопросы влияния медиаобразовательной среды на качество военно-специальной подготовки иностранных военнослужащих в инженерных вузах МО РФ и пути формирования личностно ориентированной образовательной среды военного вуза.

Формирование профессиональных медико-биологических компетенций у студентов педагогического колледжа

Современные общество предъявляет высокие требования к педагогу. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания воспитательно-образовательной, учебно-методической и социально-педагогической деятельности. Важно подчеркнуть, что учитель...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Задать вопрос