Интенсивное развитие военной техники и вооружения в стране, требует качественной личностной профессиональной подготовки личного состава, а также повышения уровня подготовки военных специалистов в военных институтах. В связи с этим на первый план выдвигается задача адаптации будущего военного специалиста к профессиональной деятельности.
Ключевые слова: военное учебное заведение, мышление, адаптация, образовательная среда, жизненная позиция, военное образование.
The intensive development of military equipment and weapons in the country requires high-quality personal professional training of personnel, as well as an increase in the level of training of military specialists in military institutes. In this regard, the task of adapting a future military specialist to professional activity is highlighted.
Keywords: military educational institution, thinking, adaptation, educational environment, life position, military education.
Интернет-источники предоставляют полную и исчерпывающую информацию о высших военных учебных заведениях войск национальной гвардии Российской Федерации. Зачастую будущие курсанты выбирают такие военные институты для того, чтобы всесторонне себя развивать как умственно, так и физически. Однако, родители и абитуриенты считают, что одних только знаний недостаточно. Они отмечают, что в военных учебных заведениях есть масса недостатков. Все групповые занятия сводятся к механическому заучиванию материала. И тогда военное учебное заведение упускает становление взрослой личности (выпускника), что требует государственный заказ, сам обучающийся теряет концепцию ‘’критического мышления’’, что в свою очередь приводит к плачевным последствиям (тяжёлое становление в должности, поспешное увольнение в запас и т. д.). Если абитуриент не имеет явный направленности и убеждённости в жизненной позиции выбора профессии, то у него не будет сильных проблем с коммуникацией. И прежде чем зачислять абитуриента в военный институт надо изучить его адаптивные способности, как личности, к выполнению новых для него социальных функций [7].
Перед будущим курсантом также стоит сложный выбор территориального места обучения. Многие родители и сами же абитуриенты считают, что обучение в военном учреждении является одним из самых серьезных и правильных решений. Военное образование — это не только строевая подготовка, совершение марш-бросков ну и т. п.. Проходя обучение в военном институте, молодые мальчишки совершенствуют лидерские качества и развивают оперативное и даже стратегическое мышление. Особое внимание здесь уделяется профессиональным дисциплинам, воспитанию моральных и этических качеств. В пример ставится комадирская деятельность и подчеркивается ее значимость. Руководство военных институтов стремятся максимально освещать работу командира и её результаты, поскольку для будущих офицеров — это не что иное, как примеры эффективного руководства личным составом. В свою очередь они смогли бы это умело применять на практике [1].
Большинство курсантов считает, что воинская дисциплина в учебном заведении не только помогает, но и выражает потребность будущего офицера в идеалах и ориентирах, которые будут определять мотивы и цели. Это в свою очередь благоприятно отразиться на периоде адаптации в новом коллективе. Пока они с ней не сталкиваются лицом к лицу, здесь мы берем индивидуальное сочетание взглядов и убеждений личности, которые в свою очередь пересекаются с другими индивидуальными взглядами и убеждениями, сталкиваясь с моральными принципами, закрепленных норм и установок, определёнными воинскими ритуалами и повседневной жизнедеятельностью в общем, а также создавая свои новые отношения, принципы и убеждения в период становления вновь возникшего коллектива в частности. Перед поступлением в военный институт, зачастую курсанты не могли сосредоточиться на занятиях, утверждая, что не хватает времени на собранность [2]. Также многие родители стремятся отдать своих детей в подобные заведения с целью просто получить диплом. В военном институте придерживаются определенной формы одежды. Дисциплина достигается уважением к правильному ношению формы одежды. Это — идеально отглаженная форма и чистая обувь. Каждый курсант лично несёт ответственность за личную успеваемость, дисциплину и внешний вид. Военное училище способствует развитию важнейших морально-психологических качеств, которые, как правило, недостаточно сформированы. Курсанты обязаны посещать занятия без опозданий и срывов. Курсовые работы должны быть выполнены все точно и в срок, как и другие аналогичные задания, предусмотренные программой. На курсантов возлагаются большие надежды. Поскольку требования к офицерам растут. Курсант напряжён и сосредоточен на протяжении всего обучения, что способствует формированию выдержки, продуктивности обучения. Дисциплина, внутренний порядок, правильное ношение формы одежды воспитывают уважение к своей будущей профессии. Кроме того, формируется индивидуальная ответственность за качество обучения каждого, кто находится в стенах военно-образовательного учреждения, тем самым формируется привыкание к новой образовательной среде [3].
Первокурсники начинают преуспевать в военной стезе, только лишь к окончанию первого курса обучения. При этом они не развиваются по командирской линии, так как это время уходит на адаптацию вообще и на адаптацию к образовательной среде в частности. Многие курсанты начинают заблуждаться, видя себя сразу во многих других сферах: инженерия, государственная служба при чём во всех силовых структурах сразу, наука, последнее требует много времени, которого у курсантов попросту нет. При этом все они понимают, насколько полезно обучение в военном институте. Ибо воспитание лидерских качеств позволяет выпускникам двигаться в любом направлении, независимо от сферы деятельности. Таким образом военные институты выпускают уверенных в себе людей, которые могут проявить себя наилучшим образом во всех видах деятельности, а их лидерские качества позволяют им эффективно работать в должности командира [3, с. 145].
Программа обучения в военном институте состоит из групповых занятий в аудиториях, полевых занятий, занятий по военному искусству (история его развития), богатого военного опыта, и «боевого» профессорско-преподавательского состава [4, с.21].
Цель военной программы военного института — дать курсантам фундаментальные знания в области военной науки необходимые для успешного выполнения поставленных перед ними задач и в то же время развивать у курсантов мастерство и профессионализм и любовь к Отечеству.
Цель нашей работы создать благоприятные условия для вхождения в новую социальную среду, которая влечёт за собой следующие трудности: изменение социально-экономических условий жизни, ограничение жизненного пространства, сужение социальных контактов, овладение способами учебной деятельности и боевой выучки, формирование социальных, общекультурных, военно-профессиональных компетенций и др. Эти и другие требования порождают у части курсантов растерянность, неуверенность в себе, вызывают эмоциональное напряжение, сомнение в правильности сделанного профессионального выбора. Можно сказать, что процесс адаптации первокурсников военного вуза сопровождается кризисами профессионального обучения, требующие разработки способов их преодоления, который мы в свою очередь предложим в виде методических рекомендаций профессорско-преподавательскому составу [5].
Мы, как и большинство исследователей, решающих проблему адаптации, делим условия этого процесса на внутренние и внешние. К первой группе относим биологические и личностные резервы человека; ко второй — условия среды (образовательной среды), с которой он вступает во взаимодействие (социальные системы в том числе). Человек должен их знать, учитывать и уметь адаптироваться к тем и другим.
Литература:
- Караваева, И. А. Управление адаптивными образовательными системами /И. А. Караваева // Успехи современного естествознания.-2008.-№ 4.-С.116–119.
- Адаптивное управление педагогическими системами/П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояренцев; под ред. П. И. Третьякова.- М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-368 с.
- Холина, Л. И. Соотношение понятий «образовательное пространство», «образовательная система», «образовательная среда» //Труды НГАСУ. Новосибирск: НГАСУ.1999. Вып.3(4).С.142–146.
- Петухова, А.В., Холина, Л. И. Создание профессионально ориентированной среды в техническом вузе (на примере инжинерно-графической подготовки). Монография/А. В. Петухова, Л. И. Холина.- Новосибирск: Изд-во СГУПСа,2013.- 175 с.
- Философский энциклопедический словарь /Редкол.: С. С. Аверенцев, Э. А. Араб-Оган, Л. Ф. Ильичев и др.- 2-е изд.-М.: Советская энциклопедия,1989.-815 с.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: Учебное пособие для вузов/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев.- М.: Школа-Пресс, 1995.- 383 с.
- Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства: Учебное пособие для студ. высших учеб. заведений/ Н. С. Пряжников Е. Ю, Пряжникова.- М.:Академия,2001.-480 с.