Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 26.06.2021

Статья просмотрена: 641 раз

Библиографическое описание:

Зейналова, Г. А. Планирование работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по обществознанию в 11-м классе / Г. А. Зейналова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82836/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье определен и структурирован процесс подготовки к ЕГЭ по обществознанию.

Ключевые слова: Единый государственный экзамен, Государственная итоговая аттестация, формирующее оценивание.

Статистика показывает, что ежегодно около 70 % выпускников 11 класса выбирают обществознание для прохождения итоговой аттестации. Это объясняется двумя причинами. Первая причина заключается в том, что этот предмет необходим и востребован для поступления в вузы. Вторая причина объясняется тем, что выпускники уверены в простоте данного экзамена и в успешной ее сдаче, а потому с легкостью останавливают свой выбор на этом учебном предмете. Забывая или не зная о том, что это единственный учебный предмет, по которому минимальный пороговый балл достаточно высокий, составляет 42 тестовых балла (для сравнения, минимальный порог по истории — 35; физика — 33; русский язык — 34).

Анализ результатов экзаменационных работ позволяет сделать вывод о том, что большинство учащихся испытывают затруднения в выполнении работы, особенно в части 2 (развернутые ответы). Это означает, что только эффективная организация и планирование образовательного процесса, систематическая работа учителя, и личная мотивация учащихся может привести к высокому качеству сдачи государственной итоговой аттестации учащихся по этому предмету.

В структурировании рабочего процесса учителю поможет «План работы с учащимися», который для наглядности составляется на весь учебный год по месяцам в виде таблицы. План работы в течение образовательного процесса может корректироваться и дополняться.

Таблица 1

План работы с учащимися 11 класса, проходящими ГИА по обществознанию на 2020–2021 учебный год:

Мероприятия:

Отметка о выполнении

сентябрь

1.

Опрос учащихся по вопросу выбора учебного предмета для сдачи ЕГЭ

выполнено

2.

Проведение входной контрольной работы № 1 (в формате ЕГЭ, пишут 3 часа 55 минут)

выполнено

3.

Работа над ошибками

выполнено

4.

Анализ итогов работы учителем, выявление группы риска

выполнено

5.

Начало факультативных занятий (1 час в неделю, в среду)

выполняется

6.

Мониторинг посещаемости факультативных занятий учащимися

выполняется

7.

Презентация статистики результатов ЕГЭ по обществознанию за прошлые годы в районе, области

выполнено

8.

Детальное знакомство с Кодификатором для проведения ЕГЭ, как опорным навигатором в подготовке к ЕГЭ для учащихся

выполнено

Необходимо указать, что в самом кабинете обществознания подготовлен стенд с необходимой информацией для учащихся: Приказ Минпросвещения России, Рособрнадзора № 190/1512 от 07.11.2018 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»; демонстрационный вариант КИМ 2021 года; инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, образцы бланков; спецификация экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; кодификатор экзаменационной работы по обществознанию единого государственного экзамена; примерное расписание экзаменов.

По учебному плану на учебный предмет «обществознание» отводится 2 часа в неделю. Дополнительно введен факультативный курс по подготовке к ЕГЭ — 1 час в неделю. Позже, во втором полугодии, усиливается подготовка к ЕГЭ и добавляется еще 2 часа факультативных занятий. Причем, учащихся целесообразно объединить в две разные группы для возможности усиления индивидуальной работы с учащимися во время занятий.

Таблица 2

Из Плана работы с учащимися 11 класса, проходящими ГИА по обществознанию на 2020–2021 учебный год:

октябрь

1.

Разъяснение структуры экзаменационной работы и критериев оценивания заданий части 1

выполнено

2.

Просмотр Онлайн-консультации «На все 100!» для будущих участников ЕГЭ, подготовленная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки

выполнено

3.

Беседа об информационных сайтах: «Решу ЕГЭ, ФиПи», https://4ege.ru, https://foxford.ru, https://resh.edu.ru/ для самоподготовки к экзамену

выполнено

4.

Разъяснение структуры экзаменационной работы и критериев оценивания заданий части 2

5.

Родительское собрание, где подписаны с родителями ведомости об успеваемости и результате пробного экзамена по предмету

выполнено

По мере погружения в процесс подготовки к Государственной Итоговой Аттестации целесообразно уделить особое внимание знанию понятийного аппарата. С ноября по май учителем вводится система зачетов по терминам (всех разделов обществознания поэтапно: раздел «Человек и общество», «Социальные отношения», «Экономика», «Политика», «Право»). Таким образом, учитель планирует 5 зачетных недель за учебный год: в ноябре, декабре, феврале, апреле, мае.

Крайне необходимо для учащихся понимать, в каком направлении им необходимо двигаться, что улучшить в подготовке. В этом помогает тематический контроль в формате ЕГЭ, и так называемые «репетиционные экзамены» по полному подобию ЕГЭ, когда работа выполняется 3 часа 55 минут в КИМах. Такая затратная по времени работа проводится в сентябре, декабре, марте, мае. Проведение таких работ оправдано их оцениванием, работой над ошибками, сравнительным анализом. Оценивание таких работ очень важно — это обратная связь, которая проводится с каждым учащимся по итогу выполненной работы. Она дает информацию о том, чему учащиеся подготовились и как готовы к экзамену в данный период, а также о том, в какой степени учитель реализовал поставленные учебные цели. Иногда используется во время факультативных занятий самопроверка работ первой части экзаменационной работы (тестовой) учащимся. Так, учащиеся лучше запоминают критерии оценивания работы. Так, в подготовке к экзамену применяются элементы формирующего оценивания. В Таблице 3 представлены и другие примеры планирования работы на основе технологии формирующего оценивания (п.8, 9 в Таблице 3).

Таблица 3

Из Плана работы с учащимися 11 класса, проходящими ГИА по обществознанию на 2020–2021 учебный год:

Март

1.

Приглашение родителей учащихся группы риска с целью информирования об уровне подготовки к ЕГЭ по обществознанию (на основе результатов репетиционных мониторингов, зачетов)

выполнено

2.

Самоподготовка учащихся: «нарешивание» по тренажёрам ЕГЭ Обществознание, 30 вариантов, (Авторы: Лискова Т. Е., Котова О. А.)

3.

Зачетная неделя по терминам № 4 (термины по разделу «Политика»)

выполнено

4.

Работа в группах с заданиями по типу № 28 (2 часть экзаменационной работы)

выполнено

5.

ЗАЧЕТ по СЛОЖНЫМ ПЛАНАМ № 3 (по типу задания № 28)

выполнено

6.

Самостоятельная отработка и «нарешивание» заданий № 7, № 12, № 16 (из первой части); № 26 — из второй части

выполнено

7.

Районный мониторинг по обществознанию в формате ЕГЭ

выполнено

8.

Сравнительный анализ результатов репетиционных работ (на основе 4-х работ); индивидуальная обратная связь учащимся

выполнено

9.

Работа с конкретными «трудными» темами по предварительным ЗАПРОСАМ учащимся

выполнено

Ведущими векторами современного образования стало образование, инициатором которого является тот, кто учится, вариативность и индивидуализация обучения, которые обеспечивают его запросы и возможности. «Новое лицо педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов» — это уже цитата из отечественного доклада «Модель для инновационной экономики: российское образование — 2020», подготовленного А.Волковым, Я.Кузьминовым, И.Реморенко, И.Фруминым, Л.Якобсоном [3].

Детальный, индивидуальный, сравнительный анализ четырех репетиционных работ позволяет учащемуся увидеть свои затруднения в конкретных типах заданий, что позволяет скорректировать дальнейший процесс подготовки к экзамену. Такой подход, основан на помещении личности ученика в центр образовательного процесса. Далее у учащегося есть возможность выстроить для себя неясные, «западающие» темы не только для личной работы, но и для работы совместно с учителем, во время факультативных занятий, консультаций.

Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении заданий — самоподготовка (п.2, 6 в Таблице 3). Чем больше учащиеся прорешают заданий ЕГЭ прошлых лет, тестов из учебных пособий, тренажеров, тем больше у них будет опыта и уверенности перед экзаменом.

Подготовка к ЕГЭ — это тяжёлый труд, результат будет зависеть от того времени, которое уделено качественной подготовке к экзамену (такой подготовке, когда устранены все отвлекающие факторы и всё внимание уделено только подготовке).

Литература:

  1. ЕГЭ-2020. Обществознание. 15 типовых вариантов экзаменационных работ егэ 2014 по обществу. Котова О. А., Лискова Т. Е.
  2. Обществознание. Полный справочник для подготовки к ЕГЭ. 2018 Баранов П. А., Воронцов А. В., Шевченко С. В.
  3. Формирующее оценивание: оценивание для обучения Практическое руководство для учителей. Пинская М. А., 2009
Основные термины (генерируются автоматически): учащийся, экзаменационная работа, План работы, Государственная Итоговая Аттестация, обществознание, работа, единый государственный экзамен, образовательный процесс, учебный предмет, формат ЕГЭ.


Похожие статьи

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Похожие статьи

К вопросу о подготовке обучающихся к выполнению задания на формулирование вопросов устной части ЕГЭ по английскому языку

В статье рассматриваются особенности ЕГЭ по иностранному языку как формы итогового контроля иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся старших классов, анализируется учебное пособие, способствующее подготовке к заданию на формулирование вопро...

Программа факультативного курса «Научись писать эссе по обществознанию» (для учащихся 10–11 классов)

Предназначена для подготовки учащихся 10–11 классов, ориентированных на подготовку и сдачу ЕГЭ по обществознанию.

Управление психологическим состоянием обучающихся 11-х классов во время подготовки к ЕГЭ с помощью дистанционной системы «СтатГрад»

Статья транслирует опыт учителя математики по психологической подготовке обучающихся к единому государственному экзамену по математике

Методика подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку

Статья посвящена методике подготовки младших школьников к Всероссийской проверочной работе по русскому языку, проведен анализ тренировочных работ обучающихся, показаны статистические данные улучшения среднего показателя после основательной подготовки...

Психологическое сопровождение развития уверенного поведения старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену

В статье изучены личностные детерминанты формирования уверенного поведения старшеклассников в процессе сдачи единого государственного экзамена. Приведены результаты апробации программы психологического сопровождения развития уверенного поведения стар...

Развитие математической грамотности учащихся 9-го класса в процессе подготовки к ОГЭ

В данной статье рассмотрены основные требования во взаимодействии ученика с учителем. Выделены основные проблемы при подготовке по математики к ОГЭ. Рассмотрена математическая культура ученика 9 класса.

Совершенствование лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования

В работе автор исследует вопросы совершенствования лексико-грамматических навыков старшеклассников при подготовке к ЕГЭ по английскому языку в учреждениях дополнительного образования.

Всероссийская проверочная работа по английскому языку как средство контроля знаний учащихся средней школы

В данной статье рассмотрены особенности Всероссийской проверочной работы (ВПР) по английскому языку как инструмента оценки знаний учащихся средней школы. Основное внимание уделено анализу структуры и содержания ВПР, а также её роли в образовательном ...

Проведение демоэкзамена с учетом специфики профессионального модуля

В данной статье уделяется особое внимание внедрению демоэкзамена в средних профессиональных образовательных учреждениях. Особенности поведения обучающихся в период экзаменационной сессии. А также приводится пример заданий из контрольно-измерительных ...

Подготовка к итоговому собеседованию по русскому языку на уроках истории и обществознания

В статье авторы выясняют возможности подготовки к Итоговому собеседованию по русскому языку в 9 классе на уроках гуманитарного цикла.

Задать вопрос