В статье раскрывается понятие «мультимедийный лонгрид», анализируется использование данного формата в контенте студенческого издания The Шаттл, выпускаемого в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ). Собранные в результате социологического исследования данные позволяют автору судить о заинтересованности молодежной аудитории в длинных журналистских материалах. Делается вывод, что современная молодежь, в частности студенты, не готовы тратить много времени на чтение лонгридов и предпочитают короткие новостные заметки.
Ключевые слова: мультимедийный лонгрид, генеральная совокупность, студенческая аудитория, социологическое исследование, формат.
Средства массовой информации, как и любая другая система, требуют постоянных преобразований. В 2014 году в газете «Коммерсантъ» был опубликован материал «Земля отчуждения», который вернул интерес аудитории к журналистике длинных форм.
После этого в России начал набирать популярность формат мультимедийного лонгрида, который исследователь М. Н. Булаева определяет как особый журналистский текст, размещенный на отдельной интернет-странице и отличающийся большим объемом и многообразием аудиовизуальных и графических средств [2].
В настоящее время данный формат широко используется многими профессиональными изданиями. В ногу со временем идут и студенческие СМИ, в том числе интернет-журнал «The Шаттл», старающийся соответствовать трендам массмедиа.
В процессе исследования нами были проанализированы 144 публикации, размещенные на странице журнала. 19 из них соответствовали критериям формата мультимедийный лонгрид: объем текста 1,5–2 тысячи слов [4], нарративность и сюжетность, наличие аудиовизуальных элементов. Однако автор предполагает, что студенческая аудитория ориентирована на чтение коротких постов в социальных сетях и заголовочных комплексов, в связи с чем не заинтересована в чтении лонгридов.
Методологическую базу работы составили научные труды М. Н. Булаевой, А. В. Колесниченко, А. А. Федосеевой, Е. Л. Могильчак и др. А также проведенное автором социологическое исследование в форме интернет-опроса. Исследование основывается на анализе студенческого журнала, выпускаемого в ДВФУ.
Интернет-журнал The Шаттл существует в Дальневосточном федеральном университете с 2018 года. Публикации на сайте распределены по следующим рубрикам: люди, тренды, новости, справочник, тесты, спецпроекты. Наибольшее число публикаций находится в разделе «Люди». Это тексты, посвященные всем аспектам студенческой жизни: от заселения в общежития до секретов успешной подготовки к экзаменам.
Как утверждают в своей работе ученые Д. В. Дунас и С. А. Вартанов, у современной молодежи выявляется снижение интереса к чтению: «молодежь демонстрирует «диагональное чтение», останавливаясь на заголовках, длинные тексты многими не воспринимаются вообще или воспринимаются негативно» [3, с. 110].
Поэтому чтобы определить, какое место в изучении аудиторией контента студенческого СМИ занимают мультимедийные лонгриды, автором было проведено социологическое исследование. В качестве формы исследования был выбран опрос, так как он дает возможность получить информацию о состоянии как общественного, так и индивидуального мнения [1, с. 30]. Нами было проведено онлайн-анкетирование, которое, с одной стороны, позволяет охватить как можно большее число пользователей, но, с другой стороны, у исследователей до сих пор возникают вопросы по поводу достоверности получаемых данных, так как онлайн-анкетирование чаще всего проводится на условиях анонимности.
Анкетирование было произведено по выборочной совокупности, то есть среди отобранных по определенным критериям респондентов. В данном случае нас интересовали студенты ДВФУ, знакомые с контентом журнала The Шаттл. Такой метод позволяет распространить выводы, сделанные в процессе исследования на всю генеральную совокупность.
Под генеральной совокупностью понимается совокупность всех объектов, с учетом которых делаются выводы выборочного исследования [5, с. 10]. То есть, генеральной совокупностью в нашем исследовании являются абсолютно все студенты ДВФУ.
Так как опрос производился в интернет-среде, он соединяет в себе два метода формирования выборки: стихийный и метод снежного кома [6, с. 317]. Также каждого респондента, начиная с первого, мы дополнительно просили разослать опрос его друзьям и знакомым, обучающимся в университете.
Перед тем, как участник опроса переходил к основной теме анкетирования, ему задавались общие для всех вопросы:
— Паспортичка (возраст, пол, курс, на котором они обучаются)
— Какими источниками информации об университете они пользуются чаще всего
— Знают ли они о существовании интернет-журнала The Шаттл
Всего нами было опрошено 102 человека в возрасте от 18 до 25 лет. Вопрос: «Какой формат публикаций привлекает вас больше всего?» предполагал возможность выбрать несколько вариантов ответа. В результате 58,9 % (56 человек) выбрали короткие новости, 53,7 % (51 человек) проголосовали за дайджесты, представленные в журнале рубрикой «Вечерний шаттл». Лонгриды оказались на третьем месте — за них проголосовало 45 человек (47,4 %) (рис. 1).
Рис. 1. Популярность журналистских форматов у аудитории
Этот результат подтверждают и ответы на вопрос: «Сколько времени вы готовы потратить на чтение одного материала?». 55 человек (57,9 %) готово задерживать свое внимание на одной публикации от двух до пяти минут, притом, что длинные тексты объемом не менее 1,5 тысяч знаков требуют на прочтение не меньше 8 минут при средней скорости чтения 180 слов в минуту.
63,2 % утверждают, что не будут дочитывать длинный материал до конца, если тема публикации им не очень интересна.
Рис. 2. Ознакомление с полным текстом длинных публикаций
При этом 53,7 % опрошенных честно отвечают, что им неинтересно читать объемные тексты в издании. На этот же вопрос некоторые респонденты ответили «зависит от настроения», «не всегда», «иногда» (рис. 3).
Рис. 3. Заинтересованность в чтении мультимедийных лонгридов
Заключение. Проведенный социологический опрос позволяет сделать вывод о том, что аудитория студенческого издания обращает большое внимание на тематику материала и заголовочный комплекс. От этого также зависит, будет ли прочитан длинный текст до конца. Мультимедийные лонгриды являются третьими по популярности у молодежи, уступая информационным текстам: новостям и дайджестам. Результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что студенческая аудитория не готова постоянно воспринимать длинные журналистские публикации и заинтересована в потреблении короткого информационного контента.
Литература:
- Баллод, Б. А. Методы и средства социологических исследований: учебное пособие — Санкт — Петербург: Лань, 2019, — 184 с.
- Булаева М. Н. Мультимедийный лонгрид как новый журналистский формат / М. Н. Булаева // Журналистский ежегодник. — 2018. — № 4. — С. 121–123.
- Дунас, Д. В., Вартанов, С. А. Молодежный сегмент аудитории СМИ: теоретические подходы отечественных медиаисследователей / Д. В. Дунас, С. А. Вартанов // Вопросы теории и практики журналистики. — 2020. — № 1. — С. 106–122.
- Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе [Электронный ресурс] // Медиаскоп. Вып. № 1. 2015. URL: http://www.mediascope.ru/1691 (дата обращения: 10.02.2021).
- Могильчак, Е. Л. Выборочный метод в эмпирическом социологическом исследовании: учеб. пособие / Е. Л. Могильчак — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 120 с.
- Федосеева, А. А. Общая характеристика и классификация основных разновидностей выборок в социологическом исследовании / А. А. Федосеева // Научный журнал Меридиан. — 2020. — № 8(42). — С. 315–317.