Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения английского языка в техническом направлении с целью приобретения необходимых знаний для участия в международных технических конкурсах, поступления в технический вуз и овладения вокабуляром технического характера.
Ключевые слова : технический английский язык, преподавание английского языка
Keywords : technical English, teaching English
Английский язык с элементами технической направленности охватывает множество профессий в разных сферах деятельности: компьютерная техника и программирование, инженерия, автомобилестроение, робототехника и промышленный дизайн. В настоящее время приведенные сферы деятельности начали процветать в значительной степени, в особенности за рубежом. В век всемирной глобализации количество международных проектов неуклонно растет, приводя к росту профессионального общения на английском языке, который является самым распространенным языком в мире. Крупнейшие компании мира ведут документацию к своим разработкам на английском языке с использованием профессиональных терминов и сложных оборотов в предложении. Россия также не отстает в развитии современных технологий, однако для получения большего опыта и компетенций в этих областях необходимо сотрудничать с зарубежными коллегами, читать адаптированные книги о новых изобретениях в области техносферы. Ввиду этого первостепенной задачей является изучение технического английского языка.
Программа «Технический английский» представляет возможность к установлению и развитию межпредметных связей. Учащиеся на практике понимают, как знания, приобретаемые в одной области, способствуют получению знаний в других областях.
Данная программа способствует поддержанию высокой мотивации у учащихся, расширению кругозора, обогащению словарного запаса (синонимы, антонимы, термины, сокращения), совершенствованию навыков грамматического анализа сложных предложений и конструкций, которыми изобилуют научно-технические тексты, помогает ученику воспитать и развить в себе культуру производства, уточнить и осмыслить терминологию, активизировать переводческую практику, дает возможность поработать в новой информационной среде, что играет важную роль в профориентации и повышении конкурентоспособности выпускников на рынке труда.
Программа предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению иностранных языков технической направленности.
Новизна программы заключается в следующем:
1. Программа основана на деятельностном подходе. Изучение английского языка в рамках деятельностного подхода позволяет школьникам не только развивать коммуникативную компетенцию, но и учиться пользоваться английским языком в игровых, бытовых, учебных и рабочих ситуациях, в которых они могут потенциально оказаться в жизни.
2. Наряду с традиционными технологиями, при реализации программы широко применяются новые форматы: игровые технологии в образовательном процессе (сюжетно-ролевые, коммуникативные, подвижные, настольно-печатные игры); интерактивные задания, которые в свою очередь способствуют усвоению и закреплению изучаемого материала.
3. Системное применение метапредметного принципа в обучении английскому языку. Содержание программы позволяет объединить повышение коммуникативных навыков английского языка с выявлением технических и творческих навыков обучающегося.
4. Программа создана в рамках личностно-ориентированной парадигмы обучения и позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.
Цель программы — дать ученикам знания по английскому языку в сфере технических средств, промышленных технологий, организации дизайна и конструирования, а также способствовать развитию способностей учащихся использовать английский язык как средство общения в сфере технического бизнеса.
Задачи:
Образовательные:
— развитие у учащихся умения эффективного чтения технической литературы и восприятия аутентичных текстов технической направленности на английском языке на слух;
— овладение основными видами чтения на английском (просмотровым, поисковым, ознакомительным, изучающим);
— расширение потенциального словаря на основе опоры на словообразовательные компоненты;
— изучение и раскрытие значений интернациональных слов;
— обучение научно-технической лексики, сложным по структуре терминам, которые наиболее часто используются при общении.
Развивающие:
— развитие мотивации учащихся к поисковой, исследовательской и проектной деятельности, используя средства иностранного языка;
— способствовать активизации мыслительной деятельности учащихся;
— способствовать развитию памяти;
— способствовать развитию кругозора по техническому образованию.
Воспитательные:
— способствовать повышению общекультурного уровня учащихся;
— способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к миру, к себе;
— способствовать воспитанию трудолюбия, инициативности и настойчивости в преодолении трудностей.
Дидактические материалы :
- художественные, публицистические и технические тексты для обучения учащихся работе с различными источниками информации;
- задания различного уровня сложности: репродуктивного, преобразующего, творческого; задания с проблемными вопросами;
- задания на развитие воображения и творчества;
- скороговорки, загадки, головоломки, кроссворды;
- демонстрационный материал
Отличительной особенностью данной образовательной программы от уже существующих в этой области является включение процесса изучения иностранного языка на ранних этапах в контекст игровой и познавательной деятельности, что позволяет создать естественные мотивы общения. Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении занятий применяются следующие современные образовательные технологии учитывая возрастные особенности детей:
— технология раннего социального старта;
— коммуникативные технологии;
— проектная методика;
— игровые технологии.
Кроме того, данная программа позволяет сформировать возможность самостоятельной работы с иностранной литературой и базами данных для решения научных задач на высокотехнологичном оборудовании, соответствующим мировым стандартам.
Ожидаемые результаты по итогам изучения программы: представлять свои проекты на иностранном языке при выступлениях на международных соревнованиях, конференциях, форумах и иных мероприятиях, полученные знания могут применяться при работе с оборудованием.
Форма контроля: проектная работа , чтение, перевод предложенного текста, знание терминов при ответах.
Программа рассчитана на 144 часа, 2 раза в неделю по 2 часа в течение 1 года.
Литература:
- Хомутова Т. Н. Язык для специальных целей (LSP): лингвистический аспект. / — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ (03.10.2016).
- Crystal. D. Language and the Internet. Camb. Univ. Press, CUP, 2001
- RiemerM J. English and Communication Skills for the Global Engineer. / Global J. of Engineering Educ., 2002, Vol. 6, No 1, С. 91–100.