На данный момент единственные дети в семье — это явление или даже вариант социальной нормы ХХ–ХХI веков.
Единственные дети с самого рождения развиваются в особенной атмосфере. Окруженные долгое время лишь взрослыми, они получают более ограниченный личностный опыт по сравнению с детьми, имеющими братьев и сестер. Слова американского психолога С. Холла о том, что «Быть единственным ребенком — это уже иметь болезнь в себе», постоянно цитировались в специальной и популярной литературе. Однако такая однозначная оценка недостаточно обоснована и в последнее время встречает все больше возражений.
Основное в развитии единственного ребенка в семье заключается в том, что он большее количество времени близко общается только с взрослыми. Быть единственным — маленькому в «стране великанов» — не так легко и просто. Не имея возможности сравнивать себя в семейной обстановке с сиблингами (братьями, сестрами) подобного возраста, а видя перед собой лишь недосягаемых, все умеющих и могущих взрослых, ребенок остро ощущает свою слабость, несовершенство.
Единственный ребенок всегда на глазах у взрослых. Они бдительны, замечают, когда у него что-то не получается, когда ему трудно, и спешат со своей помощью. Если в большой семье малыш никак не может застегнуть пуговицу и только после десятой неудачной попытки, разразившись, плачем, получает помощь, то единственный ребенок часто делает, лишь первую попытку. Единственным детям в семье, как правило, часто помогают, и со временем ребенок начинает осмыслять себя постоянно нуждающимся в помощи родителей [1].
Развиваясь в окружении чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность в себе, но и привыкают воспринимать служение, помощь взрослых как само собой разумеющееся, требуют ее, когда она необходима и не необходима. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Так родители зачастую просто попадают в сети маленького деспота: ему во всем нужна помощь, ему ни в чем нельзя отказать. Иначе — истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости. Ребенок иногда использует и менее привычные способы манипулирования поведением родителей.
Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться с детьми их возраста. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к потребностям других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается.
Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Они требуют от других больше внимания к себе и делают все, чтобы было по их нему. Единственный ребенок в семье в подростковом возрасте стремиться быть ближе к родителям, чем к своим сверстникам, так как привык, что его всегда опекают и превозносят. А у родителей всегда присутствует боязнь за своего ребенка. «Как он там?», «Что он делает без меня?», «Справится ли он сам?» [2].
Если говорить о студенческом возрасте, то взаимоотношение единственного ребенка и родителя /матери/ остаются прежними, можно даже сказать еще крепче. Конечно, ребенок дистанцируется, это нахождение вдали от родительской опеки / учеба в вузе или колледже в другом городе или стране/. Нами было проведено психологическое исследование, в частности, «Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И.Марковской». Целью опросника является изучение взаимодействия родителей с детьми. Методика И.Марковской является одной из немногих, в которых с самого начала предполагались два параллельных опросника — для детей и для родителей (мам и пап), измеряющих одни и те же параметры детско-родительского взаимодействия. [3].
И. Марковская поставила своей задачей создать зеркальные опросники, имеющие две формы: для родителей и для детей. Наши участники эксперимента семья А.
Таблица 1
Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми по И.Марковской
№ |
Шкала |
Родитель |
Ребенок |
1 |
нетребовательность — требовательность; |
14 |
10 |
2 |
мягкость — строгость; |
13 |
11 |
3 |
автономность — контроль; |
15 |
13,5 |
4 |
эмоциональная дистанция — близость; |
24 |
22 |
5 |
отвержение — принятие; |
21 |
11,5 |
6 |
отсутствие сотрудничества — сотрудничество; |
19 |
15 |
7 |
несогласие — согласие; |
11 |
8 |
8 |
непоследовательность — последовательность; |
11 |
8 |
9 |
авторитетность родителя |
20 |
25 |
10 |
удовлетворенность отношениями с ребенком (с родителем). |
18 |
21 |
По итогам исследования Родитель показал следующие результаты:
Низкий результат — отвержение — принятие 10,5 . Родитель принимает своего ребенка, его личностные качества и поведенческие проявления. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки.
Высокий результат — Эмоциональная дистанция — эмоциональная близость родителя к ребенку 24. Следует обратить особое внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителями. По моему мнению, между родителем и ребенком существуют близкие отношения, которые выражены в эмоциональной близости.
По итогам исследования Ребенок показал следующие результаты:
Низкий результат — Несогласие — согласие между ребенком и родителем 8. Характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника — детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителя на воспитательную ситуацию в семье. Высокий результат — Авторитетность родителя 25. Эта шкала отражает самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила их влияния. Сравнение с данными ребенка позволяет судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом, поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю.
Таким образом, единственный ребенок в семье, будь то мальчик или девочка, находится с одной стороны, в исключительных условиях и имеет исключительные возможности для удовлетворения своих потребностей и развития способностей. В то же время педагогически неграмотное поведение родителей во взаимоотношениях с единственным ребенком по типу «кумира семьи» может привести к формированию личностных характеристик, которые существенно затрудняют их социальное взаимодействие за пределы семьи и препятствуют установлению гармоничных отношений в деловой сфере и супружеской жизни [4].
Изъяны в воспитании единственного ребенка неизбежны. Чтобы свести к минимуму негативные последствия педагогических ошибок родителей в формировании личности единственного ребенка в семье, необходимо с ранних лет включать ребенка в коллектив сверстников, постоянно приучать его к посильному труду, прививать уважение к другим людям и требовательность к себе.
Литература:
- Райгородский Д. Я. Психотерапия семейных отношений — Самара, 2004.
- Силяева Е. Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. — Москва, 2006.
- Марковская И. М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми». — СПб.: Речь, 2005.
- Целуйко В. Психологические проблемы современной семьи — Екатеринбург: У — Фактория, 2007.