В статье обоснована актуальность дополнения формируемых классических компетенций, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, курсантов высших военных вузов абсолютно новыми навыками современного динамично изменяющего мира; намечены пути для дальнейших исследований по поиску новых подходов к модели развития личности курсанта.
Ключевые слова: военное образование, высшее образование компетенции, умения, знания, навыки, hard skills, soft skills, digital skills.
Общеизвестно, что подготовка военных кадров — это государственный приоритет безопасности страны [1]. Сегодня современный выпускник военного вуза должен обладать прочными фундаментальными знаниями и уверенными практическими навыками при эксплуатации поступающего в войска вооружения и военной техники, а также навыками быстрого реагирования на любые изменения условий, мгновенного принятия решений, грамотного распределения ресурсов, управления временем, и наряду с этим грамотно руководить воинскими подразделениями при решении боевых и учебно-боевых задач [2].
Кроме этого, современные виды инновационного вооружения в своем развитии сегодня приобрели иные очертания и формы, и зачастую не требуют прямого контакта с противником, являющиеся по своей сути и содержанию сложными эргатическими системами по их управлению, эксплуатации и функционированию.
Поэтому, сегодня современной армии нужен военный специалист с более высоким личностным уровнем развития.
Таким образом, на лицо актуальность востребованных в современном мире дополнительных компетенций военнослужащих.
Проведенные исследования последних 10 лет показывают, что сегодня для любого специалиста представляет ценность не только профессиональные компетенции (hard skills — «жесткие» профессиональные навыки), но и дополнительные знания и навыки, освоение которых, как правило, частично входят в учебные программы вузов или зачастую не предусмотрены. Такими на сегодняшний день во многих сферах и отраслях экономик мира являются soft skills (мягкие, универсальные, надпрофессиональные навыки) и digital skills (цифровые навыки).
Кратко, hard skills — это профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно оценить (проверить, измерить). Навыки soft skills — надпрофессиональные навыки, характеризуются личными качествами человека (социальные, интеллектуальные и волевые), которые измерить затруднительно, так как они зачастую свойственны отдельной индивидуальной личности, зависят от характера и приобретаются, взращиваются на личном опыте. И, безусловно, новый вызов современности — это цифровые навыки (digital skills), необходимые для успешной работы (службы) в эпоху цифровой трансформации и эпоху данных.
Несмотря на то, что термины hard и soft skills берут начало в военном деле с 1959 года сегодня вопрос пересмотра, коррекции подходов к развитию новых навыков и формированию условий экосреды для профессионального, личностного и цифрового становления курсанта, как будущего офицера, на фоне стремительно, молниеносно и динамично развивающегося мира актуально.
В ходе настоящих исследований установлено, что армия США ещё в 1959 году при подготовке военнослужащих научно обосновала важность не только профессиональных навыков, но и soft skills военнослужащих, которые сложно поддаются планомерному обучению, они изменчивы и ситуативны. Кроме этого, по мнению Президента нашей страны и большинства экспертов по этому вопросу, именно soft и digital skills — это компетенции будущего [3].
Безусловно, сегодня профессиональная подготовка курсантов в военных вузах ведется сформированными традиционными подходами к учебной деятельности и не вызывает сомнений [4]. Но в целом, наличие профессиональных навыков военнослужащих hard skills подтверждается текущей успеваемость, промежуточной, итоговой аттестацией и, в конечном итоге, дипломом об окончании высшего военного учебного заведения с присвоением квалификации.
Совершенно в другой плоскости обстоят дела с так называемыми сквозными (надпрофессиональными навыками — soft skills). Доказать наличие навыков soft skills гораздо труднее. Для освоения soft skills не существует легких пошаговых инструкций: курсант или обладает такими качествами от рождения, или приобретает в ходе воспитательного процесса в военно-учебном заведении с опытом, либо путем личных проб и ошибок.
Еще больше сегодня неопределённостей с цифровой грамотностью курсантов. Так как по большому счету цифровая трансформация подразумевает изменение содержания образования и организации образовательного процесса и требует высокого уровня, как цифровой грамотности, так и цифровой культуры курсантов и преподавателей.
Различными официальными источниками сегодня ведется анонс «топовых» навыков XXI века в различных сферах профессиональной деятельности. Базовыми навыками XXI века являются следующие (рис. 1):
Рис. 1. Базовые навыки XXI века
Кроме этого, в топ-15 наиболее востребованных мягких навыков будущего по версии WEF попали следующие компетенции: аналитическое мышление и инновации (навык 2018 г.); активное обучение выстраивание стратегий для обучения (2018 г.); комплексное решение проблем; критическое мышление и анализ; креативность, оригинальность и инициативность; лидерство и социальное влияние; использование, мониторинг и контроль технологий (новый); программирование и дизайн; стрессоустойчивость и гибкость (новый); рассуждение, решение проблем и генерация идей; эмоциональный интеллект; устранение неполадок; сервисная ориентация (новый); системный анализ и оценка; убеждение и ведение переговоров [5].
Особенности протекания учебного процесса в военно-учебных заведениях значительно отличаются от условий в гражданских вузах. Количество требований, предъявляемых к курсантам, порой несоизмеримо больше, чем к обычным студентам, то есть нынешней молодежи, тренд которых направлен сегодня на возможность саморазвития и получение новых знаний в условиях цифровой глобализации. Кроме этого, условия учебной деятельности курсантов характеризуются очень строгой регламентацией всего образовательного процесса, что обуславливает повышенные требования к их определенным личностным характеристикам, которые остро нуждаются в развитии в совершенно новых условиях, которые ни при каких обстоятельствах нельзя не учитывать.
Сегодня приоритетность развития soft skills и digital skills курсанта необходимы для эффективного выполнения профессиональной деятельности, профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций, адаптации к новым быстро меняющимся условиям, развития высокого уровня ответственности, инициативности и находчивости, преданности присяге и конституционному долгу, самообладания, выдержки и высокого уровня самоконтроля и организаторских способностей, умение брать на себя ответственность за решения и действия подчиненных, умение правильно оценивать окружающих людей, выявлять их сильные и слабые стороны, умение сохранять работоспособность в условиях экстремальных ситуаций, смелость и решительность.
Таким образом, формирование современной российской армии предъявляет более высокие требования к офицерскому корпусу, как одному из главенствующих в условиях сегодняшний преобразований. При этом только современные сквозные компетенции станут стратегическим ресурсом на десятки лет предопределяющими оборонный потенциал государства. В этих условиях возникает необходимость поиска новых путей и подходов в развитии надпрофессиональных навыков будущего офицерского состава в стенах высших военных учебных заведений, чему и будут посвящены наши дальнейшие исследования по разработке новой модели развития личности курсанта в современном аспекте.
Литература:
1. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://base.garant.ru/70830556/(дата обращения: 25.06.2021).
2. О роли военного образования в условиях перевооружения [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://ria.ru/20161123/1481978829.html. (дата обращения: 25.06.2021).
3. Официальный сайт Марафона Новое знание [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://marathon.znanierussia.ru/#about. (дата обращения: 22.05.2021).
4. Овчаренко М. С. О подходах к решению проблемы подготовки военных специалистов // Trends in the world of science. Сб. науч.тр. по материалам III Межд. научно-практ. конф. МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 7–11.
5. Навыки 21 века. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://akadem.irooo.ru/navyki-xxi-veka. (дата обращения: 25.06.2021).
6. Чечева Н. А. Развитие soft skills у курсантов в процессе обучения иностранному языку. [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvi (дата обращения: 22.06.2021).