Садово-парковое искусство — это искусство создания садов, парков и других объектов озеленения с помощью законов композиции, перспективы, теории света и цвета, при использовании природных (растения, вода, почва и пр.) и иных материалов, выражающее определенное идейное содержание в художественных образах. Оно является основой для ландшафтной архитектуры. [2]
Каждое государство выбирало свой путь развития садово-паркового искусства исходя из особенностей рельефа и климата, доступных материалов, а также из эстетических предпочтений и идеалов. Совершенствуя со временем свои навыки в ландшафтной архитектуре, мастера приходили к новым формам и планам садово-парковых зон. В этой связи художественный образ парка можно рассматривать как часть культуры данного общества на определенном этапе его развития.
Данная статья будет посвящена садово-парковому искусству Италии периода Возрождения, так как на территории Аппенинского полуострова чаще всего встречаются сады в стиле ренессанс, в частности в таких регионах, как Венето, Тоскана и Лацио, где находится большое количество итальянских вилл, когда-то населяемых представителями аристократии, а теперь переоборудованных в национальные музеи.
В ландшафтной архитектуре существует два основных стилевых направления: пейзажное и регулярное. Пейзажное стилевое направление характеризуется свободной сеткой плана, естественным рельефом, извилистыми дорожками, изрезанными контурами водоемов, свободно растущими деревьями и кустарниками с живописными формами крон. Иными словами, этому направлению свойственно сохранение красоты естественной природы. К этому стилю можно отнести сады Китая и Японии, пейзажные парки Англии, Америки и России — второй половины XVIII — начала XX вв.
Регулярное стилевое направление совершенно противоположно пейзажному. Его также называют французским, так как это направление достигло наивысшего пика именно во Франции (XVII—XVIII вв.). Тем не менее, оно зародилось в Италии. Для регулярного стилевого направления характерны геометрическая сетка плана, квадратное членение садов, симметричное оформление, подчеркнутое доминирование главного здания, рядовая посадка деревьев и кустарников, формовка их крон (стрижка), правильная конфигурация водоемов. К данному направлению причисляются древние сады Востока, Античной Греции, Древнего Рима, сады периода Средневековья, эпохи Возрождения и барокко, регулярные парки Франции, Германии и других стран первой половины XVIII в. [2]
Несмотря на то, что большинство садово-парковых зон Италии выполнены в регулярном стилевом направлении, существуют некоторые детали в ландшафтном устройстве парков, характерные именно для итальянской парковой архитектуры:
1) Отсутствие или малая представленность цветочных культур;
2) Пейзаж как фон для скульптур;
3) Свободно растущие группы деревьев, замыкающие плоскую часть сада;
4) Изолированный участок или небольшой сад для отдыха — «секретный сад»;
5) Вода — композиционный центр сада.
Все эти составляющие садово-паркового искусства можно встретить в саду расположенной неподалеку от Флоренции виллы ди Кастелло с лимонными деревьями в кадках, на вилле Пизани в регионе Венето, на вилле Ланте, известной своими фонтанами.
Однако не все сады Италии соответствуют четким характеристикам регулярного направления в ландшафте: исключением является вилла Карлотта и прилегающий к ней каскадный сад с пышными цветниками.
Самой известной итальянской виллой XVI в. считается вилла д'Эсте, расположенная в Тиволи. Комплекс виллы и сада выполнен в стиле барокко и славится разнообразными и причудливыми фонтанами (фонтан Нептуна, фонтан совы, овальный фонтан, аллея 100 фонтанов и т. д.) [3]
Однако как связно садово-парковое искусство Италии с национальным характером итальянцев?
Во-первых, нужно отметить, что не совсем корректно говорить о национальном характере, так как понятие «характер» в психологии означает описание какого-либо субъекта. Следовательно, народ никак не может быть субъектом: он сложный многокомпонентный объект, культурно-исторический тип. В этом ключе лучше говорить о национальной идентичности, которая означает тождественность чему-либо: та или иная группа людей «отождествляет» себя с какими-либо обычаями, мифами, представлениями, идеями, объектами материальной культуры и т. д. Такое отождествление может быть как сознательным, так и бессознательным. Соответственно, народ — это люди, которые коллективно и бессознательно отождествляют себя с чем-либо из вышеперечисленного. [4]
Во-вторых, не стоит путать понятия «этностереотип» и «национальная идентичность». Этностереотип — это исторически сложившиеся внешние (гетеростереотипы) или собственные (автостереотипы) представления о складе ума, менталитете и стандартном поведении представителей того или иного этноса. [1] Таким образом, это такие обобщения об этносе, которые не могут относиться к каждому представителю народа, они не всегда являются истинными. Поэтому правильнее определять тот или иной этнос с точки зрения системы национальных ценностей.
Ценности итальянцев:
1) Красота
2) Семья
3) Еда (возможность вкусно поесть)
4) Любовь
5) Радость общения
6) Радость жизни (gioia di vivere)
Эстетические идеалы итальянцы отражают в ландшафтном искусстве (на ум приходит фраза «красота в глазах смотрящего», поэтому-то в разных странах и культурах садово-парковое искусство имеет свои отличительные черты). Главное для итальянцев не обилие зелени, а изящные статуи и целостный образ сада.
Что касается третьей ценности в списке, то итальянцы ценят простоту и распорядок: обед и ужин у них строго по расписанию, блюда, которые они едят во время того или иного приема пищи, тоже строго регламентированы. Например, они никогда не будут пить капучино или латте (кофе с молоком) после полудня: это исключительно утренний напиток.
Поэтому чёткий распорядок дня и неизменность базовых начал и прослеживается в садово-парковом искусстве: симметрия, четкое деление пространства на зоны с цветами, перпендикулярная сетка плана, придание деревьями и кустарникам нужной геометрической формы и т. д.
Такие национальные ценности, как «радость жизни» и «семья», отражаются в целом комплексе садово-парковой зоны: ориентация главной композиционной оси на дом (виллу), обилие фонтанов и водоемов (вода, как известно, — символ жизни).
Подводя итог, можно полноправно говорить, что, несмотря на стереотипы о шумных, страстных и веселых итальянцах, садово-парковое искусство Италии раскрывает и отражает настоящие ценности итальянцев.
Литература:
- Крысько, В. Г. Этнопсихологический словарь / В. Г. Крысько. — Текст: электронный // Этнопсихологический словарь: [сайт]. — URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/ethnopsychology/fc/slovar-209.htm#zag-334 (дата обращения: 24.06.2021).
- Сокольская, О. Б. История садово-паркового искусства / О. Б. Сокольская. — Саратов: ФГБОУ ВО Саратовский ГАУ, 2016. — 178 c. — Текст: непосредственный.
- Шевлякова, Д. А. Курс МГУ «Искусство Италии сквозь века»: Лекция № 2. Сады и парки Италии / Д. А. Шевлякова. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: shorturl.at/swCES (дата обращения: 24.06.2021).
- Шевлякова, Д. А. Курс МГУ «Искусство Италии сквозь века»: Лекция № 5. Национальный характер / Д. А. Шевлякова. — Текст: электронный // YouTube: [сайт]. — URL: shorturl.at/gkDHT (дата обращения: 24.06.2021).