Современная экономика — это очень сложный механизм, где каждый субъект должен активно вести свою деятельность, чтобы справиться с конкурентами, остаться на высоте и расширять свое производство для наращивания прибыли. Активность этой самой деятельности можно обозначить как эффективность.
Эффективность — это результат определенных действий, которые можно сравнить с использованными для их достижения ресурсами.
В целом, у каждого определение эффективности сводится к отношению результата, или по-другому, эффекта, к произведенным затратам для достижения этого результата. Но следует учитывать, что в большинство экономистов считают, что эффект и результат не являются синонимами.
Результат, как итог, выраженный в полученном доходе, и затраты — две противоположности, и при равновесном их состоянии эффект отсутствует, что означает неэффективность хозяйствования. Эффект имеет место тогда, когда нарушается это равновесное состояние в пользу итогового результата (дохода), превышающего затраты [1].
Следовательно, экономический эффект — это полученный результат, который раскрывает отношение дохода к затраченным для его получения ресурсам. Именно он показывает степень успешность работы организации.
Проблема в методике оценки эффективности состоит в том, что для каждой отрасли она сугубо индивидуальна и требует корректировки. При оценке эффективности следует учитывать, что некоторые общеупотребительные показатели оценки эффективности не подойдут для организации, у которой основной вид деятельности — оптово-розничная торговля. Необходимо учитывать следующие особенности у таких организаций:
- Минимальное наличие основных средств, или их полное отсутствие. Следовательно, показатели фондоемкости, фондоотдачи и фондовооруженности некорректно использовать при оценке эффективности в силу того, что организация не имеет основных производственных фондов, используемых в производстве и реализации;
- Преобладание доли запасов в бухгалтерском балансе;
- Повышение оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности можно оценивать, как положительно, так и отрицательно, в зависимости от внутренних факторов;
- Основной работой сотрудников является не производство, а продажа. Следовательно, показатель трудоемкости не подходит для оценки эффективности работы. Выработку следует рассматривать как количество проданного (а не произведенного) товара.
Для комплексной оценки эффективности деятельности торговой организации можно использовать следующие методы, представленные в таблице 1. Наиболее важные и общеупотребительные из них, оценка рентабельности и деловой активности [2].
Таблица 1
Методы оценки эффективности
Оценка рентабельности |
Рентабельность активов (ROA, Return on assets); |
Рентабельность продаж (ROS, Return on sales); |
|
Рентабельность собственного капитала (ROE, Return on equity) |
|
Рентабельность продукции; |
|
Трехфакторная модели Дюпона. |
|
Оценка деловой активности |
Оборачиваемость активов; |
Оборачиваемость оборотных активов; |
|
Оборачиваемость запасов; |
|
Оборачиваемость дебиторской и кредиторской задолженности; |
|
Оценка финансовых результатов |
Горизонтальный анализ и вертикальный анализ; |
Оценка себестоимости |
Анализ структуры себестоимости по видам затрат; |
Анализ затрат на рубль товарной продукции; |
|
Оценка использования оборотных активов (запасов) |
Материалоемкость; |
Рентабельность материальных запасов; |
|
Степень обновления ассортимента |
|
Оценка трудовых ресурсов |
Выработка Производительность |
Прибыль и рентабельность относятся к понятиям экономического эффекта и экономической эффективности. Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности и использования ресурсов организации и позволяют соизмерять величину прибыли с масштабом производства, а также с общей суммой затраченных и используемых ресурсов [3].
Показатели рентабельности определяются как соотношение прибыли в числителе к различным видам затрат или ресурсов в знаменателе. При этом прибыль в числителе может быть, как валовая, так и чистая, в зависимости от необходимости определения влияния факторов. Например, если прибыль от продаж низкая, а прибыль до налогообложения больше за счет прочих доходов, можно использовать последнюю.
Чтобы повысить рентабельность, необходимо увеличить прибыль или уменьшить себестоимость. Для этого необходимо пересмотреть структуру себестоимости, и как ее можно оптимизировать, при этом не ухудшая качество товара. То есть необходимо помнить, что если постоянные затраты (аренда, обучение сотрудников и т. д.) можно оптимизировать до нужного значения, то переменные затраты (материалы) подлежат оптимизации только до определенного уровня, когда не ухудшается качество.
Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем сумма прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала) либо прибыли и произведенных расходов (затрат) [4].
Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 2.
Таблица 2
Расчет основных показателей рентабельности
Показатель |
Формула |
Описание |
Рентабельность продукции |
(Прибыль от продаж / себестоимость) *100 % |
Насколько выгодно производство/закупка того или иного товара |
Рентабельность продаж |
(Чистая прибыль/ выручка) *100 % |
Насколько эффективна продажа товара. Показатель показывает, сколько процентов прибыли содержится в каждом полученном (заработанном) предприятием рублей |
Рентабельность активов |
(Чистая прибыль/среднегодовая стоимость активов) *100 % |
Насколько эффективно использование всех активов предприятия |
Рентабельность собственного капитала |
(Чистая прибыль/ среднегодовая стоимость собственного капитала) *100 % |
Насколько прибыльно использование собственного капитала организации |
Модель Дюпона — это инструмент, который может помочь аналитикам избежать ошибочных выводов относительно прибыльности компании. С помощью схемы факторного анализа ключевых показателей можно наглядно проследить влияние первичных факторов на формирование комплексных показателей, дать их сравнительную характеристику и определить причины их изменения [5].
Трехфакторная модель Дюпона выглядит следующим образом:
Где, ROE (return on equity) — рентабельность собственного капитала;
ROS (return on sales) — рентабельность продаж;
(Assets turn over ratio) — коэффициент оборачиваемости активов;
LR (Leverage ratio) — коэффициент финансового рычага.
Модель Дюпона можно рассчитать, используя метод цепных подстановок.
Горизонтальный (трендовый) анализ финансовых результатов базируется на изучении динамики отдельных финансовых показателей во времени. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения [6].
Вертикальный (структурный, структурно-динамический) анализ — определение структуры итоговых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом. В процессе осуществления этого анализа рассчитываются удельные веса отдельных структурных составляющих финансовых показателей [6].
Деловая активность — это прежде всего эффективное использование имеющихся ресурсов. Это показатели результативности работы организации — коэффициенты оборачиваемости. Они показывают, сколько раз за анализируемый период оборачиваются те или иные средства, вложенные в имущество организации, скорость оборота влияет на платежеспособность [7].
Оборачиваемость оценивают с помощью:
1) Скорости оборота — количества оборотов, совершаемых за анализируемый период;
2) Периода оборота — среднего срока, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы [8].
Таблица 3
Показатели оборачиваемости
Наименование показателя |
Способ расчета |
Коэффициент оборачиваемости активов |
Выручка (годовая) / Среднегодовая стоимость активов |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
Выручка от продаж/Запасы и НДС |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
Себестоимость реализованной продукции/Среднегодовая стоимость запасов |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
Выручка от реализации/Средняя величина дебиторской задолженности |
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности |
Себестоимость реализованной продукции/Средняя величина кредиторской задолженности |
Продолжительность оборота |
365 дней/ коэффициент оборачиваемости |
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг может определить влияние факторов на рост или снижение себестоимости, оценить соответствие себестоимости с плановым значением и среднеотраслевым значением.
Себестоимость можно структурировать в зависимости от различных признаков, например:
1) Анализ постоянных и переменных затрат;
2) Анализ затрат наиболее продаваемой продукции;
3) Анализ затрат по отдельным элементам затрат.
Показатель затрат на один рубль реализации продукции является наиболее обещающим показателем, который напрямую связан с прибылью.
Показатель рассчитывается следующим образом:
Затраты на 1рубль = ;
Если значение больше единицы — закупка и продажа данной продукции нерентабельна.
Показатель универсален, и может рассчитываться в любой отрасли производства. Снижение показателя оценивается положительно. Это может говорить об уменьшении себестоимости товара, об уменьшении транзакционных издержек, затрат на доставку до склада и магазина, об оптимизации затрат по реализации товара.
Оценка использования оборотных активов (запасов) в свою очередь подразумевает изучение структуры товарной продукции по категориям, оценке наиболее востребованного товара и товара с низкой покупательской способностью. Это необходимо для увеличения эффективности продаж, чтобы товар реализовывался в максимально оптимальные сроки.
Материалоёмкость — показывает, сколько материальных затрат необходимо произвести или фактически приходится на производство единицы продукции [3].
;
Необходимо поддерживать наиболее низкое значение данного показателя при сохранении объема продаж. Материалоемкость, фактически исчисленная, сравнивается с плановым значением. Показатель соответственно должен быть меньше единицы. Если показатель больше единицы, то это может означать неправильное определение стоимости материалов.
Рентабельность материальных запасов показывает эффективность использования средств, вложенных в товарные запасы. Учитывая, что в торговых организациях большая доля активов представляет собой товары, и в них вкладывается большинство денежных средств, необходимо постоянно контролировать, насколько эффективно осуществляется деятельность организации, насколько рациональна покупка определенных видов товаров.
Показатель рассчитывается следующим образом:
РЗ = ;
Также для оценки эффективности использования товаров и его обновления можно воспользоваться следующим показателем: коэффициент новизны.
Показатель показываетуровень обновления ассортимента, появление новых товаров. Показатель рассчитывается следующим образом:
К. новизны = ;
Учитывая большую конкуренцию в сфере продаж, основная цель организации при продаже товара — поиск новинок, ноу-хау. То есть то, что может заинтересовать потребителя. Если в магазине будет представлен один и тот же продукт из года в год, потребитель будет искать новинки у конкурентов, таким образом возникнет отток покупателей. В условиях массового потребления и постоянных изменениях тенденций, люди находятся в ожидании чего-то «нового». Это становится ключевыми фактором, влияющим на конкурентоспособность.
Таким образом, в статье была рассмотрена проблема методики оценки эффективности торговой организации, дано определение эффективности и результата, осуществлена подборка показателей, необходимых для проведения эффективности торговой организации, даны соответствующие определения.
Литература:
1 Соркин С. Л. Эффективность внешнеэкономической деятельности: понятие, измерение и оценка: моногр. / С. Л. Соркин. — Гродно: ГрГУ, 2011. — 130 с.
2 Григорьева Т. И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз: учебник для бакалавриата и магистратуры / Т. И. Григорьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 486 с.
3 Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г. В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с.
4 Дорман В. Н. Коммерческая организация: доходы и расходы, финансовый результат: учебное пособие / В. Н. Дорман. —Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. — 108 с.
5 Филатов Е. А. Модификация методов детерминированного факторного анализа модели Дюпона [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modifikatsiya-metodov-determinirovannogo-faktornogo-analiza-modeli-dyupona.
6 Базиль Т. В. Анализ финансовой отчетности коммерческих организаций: учебное пособие / Т. В. Базиль. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2020. — 148 с.
7 Шеремет А. Д. Финансовый анализ: Учебно-методическое пособие / А. Д. Шеремет. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2020. — 200 с.
8 Иванов А. В. Бухгалтерский учет и анализ: учебное пособие. — Владимир: Владимирский филиал РАНХиГС, 2018. — 272 с.