В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.
Ключевые слова: социальная информатика, информационное общество, среднее образование.
The paper presents the main problems of the organization of the educational process when teaching the section «Social Informatics» in the framework of the school course «Informatics and ICT» and ways to solve them.
Key words: social informatics, information society, secondary education.
Образование является одной из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающей формирование интеллектуального потенциала общества. Целью современной школы является развитие личности обучающегося, формирование его ценностного сознания. Этой цели невозможно достичь без ориентации подростков на значимые для него ценности, без развития духовного мира школьника, его нравственной и эстетической воспитанности.
Для достижения указанных задач в школьном курсе информатики необходимо уделять больше внимания основам социальной информатики, формировать знания, помогающие обучающимся осуществлять информационную деятельность, работать, преобразовывать, передавать и хранить социально значимую информацию, понимать процессы, протекающие в обществе. Сегодня это направление уже получило международное признание и занимает важное место как в области научных исследований, так и в сфере образования. По проблемам социальной информатики в России ежегодно проводятся научные конференции, публикуются статьи и монографии, защищаются кандидатские и докторские диссертации. И, тем не менее, многие научные и учебно-методологические вопросы, связанные с этой проблемой, настоятельно требуют своей дальнейшей систематизации и развития.
Изучение основ социальной информатики в школьном курсе информатики 10–11 класса позволит учащимся сформировать элементы информационной культуры и научного мировоззрения, содействовать успешной социализации обучаемых в обществе, активному освоению новых интеллектуальных продуктов.
В то же время в школьном курсе информатики уделяется недостаточно внимания вопросу организации учебного процесса при изучении аспектов социальной информатики, отсутствует ориентированность на вовлечение самих обучающихся в процесс обучения. Поэтому необходимо рассмотреть возможности изменения подхода к обучению основам социальной информатики в курсе информатики для средней школы.
На данный момент учебный процесс в рамках данной темы строится, в основном, на лекционных занятиях, классных часах и некоторых практических заданиях. На наш взгляд, в век технологических прорывов это не совсем правильный подход. Обучая детей основам социальной информатики мало дать им теоретические знания — нужно увлечь их процессом обучения, дать ощутить на себе весь масштаб технологических новшеств, дать им понять, что социальная информатика — это не просто тема урока, это — здесь и сейчас, прямо перед ними, и они, в свою очередь, так же являются частью информационного общества. Для решения данной проблемы, на мой взгляд, необходимо строить учебный процесс с помощью системы управления обучением, построенной на базе какой-либо социальной сети. Дети в наше время активно используют соцсети для общения между собой, так почему бы не использовать их во благо?
Как упоминалось выше, современные дети довольно много времени проводят в социальных сетях, которые настолько прочно закрепились в нынешнем мире, что воспринимаются детьми, как данность, как нечто обыденное, повседневное. При обучении их основам социальной информатики задача учителя — направить их «увлечение» в благое русло. Чтобы справиться с ней, сам преподаватель должен быть тоже в некоторой степени увлеченным пользователем, разбираться в современных тенденциях, чтобы понять, какая же социальная сеть ему подходит больше всего. Для этого достаточно обратить внимание на еще одно серьезное увлечение современных детей — компьютерные игры. Дети соревнуются в них, объединяются в команды и соперничают с такими же командами. Что важно в команде? Общение в реальном времени для координации взаимодействий. Для такой цели нужен достаточно удобный мессенджер, позволяющий быстро обмениваться голосовыми сообщениями или вовсе поддерживать режим голосовой конференции. Именно таким и задумывался Discord.
Изначально разработанный специально для геймеров, сейчас Discord из мессенджера превратился в полноценную социальную сеть, содержащую в себе множество контента на любой вкус — от игровых сообществ до полноценных интернет-журналов. На наш взгляд, Discord является наиболее подходящей платформой для реализации системы управления обучением по нескольким причинам. Во-первых, Discord сейчас наиболее популярен среди детей, они проводят в нем большое количество времени и, как следствие, всегда на связи. Во-вторых, он имеет функционал, позволяющий наиболее удобно и быстро развернуть систему управления обучением — достаточно просто создать сервер, разбить его на тематические каналы и наполнить необходимым контентом, как вручную, так и с использованием имеющихся на борту шаблонов серверов. В-третьих, имеется достаточно гибкая система администрирования сообществ посредством присвоения пользователям ролей, как стандартных, так и настроенных вручную. Большим плюсом платформы является ее достаточно низкое потребление ресурсов ПК, что немаловажно в условиях использования платформы на школьном оборудовании. Таким образом, Discord — оптимальное решение для таких задач.
Прогресс не стоит на месте, и общество на всех парах спешит за ним. В таких условиях самое главное — не потерять связь с подрастающим поколением, быть с ними на одной волне, и тогда прививать им культуру общения, нравственные ценности будет намного проще, и в конечном итоге удастся воспитать достойных членов непрерывно развивающегося общества.