Современное общество ориентировано на отношение к самореализации личности как источнику благополучия и развития. Самореализация личности рассматривается в качестве безусловного блага, а сама личность — творцом своего жизненного пути. Самореализующаяся личность обладает высоким уровнем регуляции собственной социальной активности и развитое позитивное самоотношение. В свою очередь, она мотивирована внутренней потребностью в росте, а не потребностью в устранении некого дефицита [2].
Нами проводилось эмпирическое исследование на тему «Взаимосвязи самоактуализации и самоотношения с невротизацией у женщин в период ранней взрослости».
В качестве основной гипотезы выдвигается предположение о том, что самоактуализация и самоотношение взаимосвязаны с невротизацией у женщин в возрасте 20–40 лет.
Данное эмпирическое исследовании состояло из трех этапов:
На первом этапе решалась задача подбора и отбора участников исследования.
Выборка: всего в исследовании приняло участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Респонденты имеют высшее и среднее специальное образование. Исследование организовывалось на базе частных и государственных организаций в г. Минск, г. Витебск и Витебской области.
Сферы деятельности организаций, в которых работали респонденты: розничная торговля, медицина, образование, телекоммуникации.
Исследование проводилось в течение 6 месяцев.
На втором этапе проводился выбор методических и диагностических средств исследования согласно эмпирической гипотезе и задачам исследования.
В качестве основного нами был выбран следующий диагностический инструментарий:
- Экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса);
- Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев);
- Самоактуализационный тест (модификация Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза).
Методика экспресс-диагностики невроза (К. Хека и Х. Хесса) предназначена для оперативной диагностики уровня невротизации — высокий либо низкий показатель. Стандартизированная форма настоящей методики представляет собой 40 позиций, включающих вопросы и утверждения, с вариантами ответов «да» и «нет» для каждой позиции. Испытуемым было предложено дать положительный либо отрицательный ответ, по каждому из них. По результатам теста произведен подсчет положительных ответов. Показатель от 0 до 24 свидетельствует о низком уровне невротизации, а от 25 и более — о высоком [5].
Методика исследования самоотношения (тест — опросник МИС) (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) предназначена для выявления структуры самоотношения личности, а также выраженности отдельных компонентов самоотношения: закрытости, самоуверенности, саморуководства, отраженного самоотношения, самоценности, самопривязанности, внутренней конфликтности и самообвинения. Самоотношение понимается в контексте представлений личности о смысле «Я», выражение смысла «Я», обобщенное чувство в адрес собственного «Я». В основу понимания положена концепция самосознания В. В. Столина, который выделял три измерения самоотношения: симпатию, уважение, близость. Стандартизированная методика представляет собой 110 утверждений, с вариантами ответов «согласен» и «не согласен», для каждой позиции. Испытуемым было предложено дать положительный либо отрицательный ответ, по каждому из них. При обработке использовался специальный «ключ», с помощью которого получены так называемые «сырые» баллы. Совпадение ответа испытуемого с «ключом» оценивалось в 1 балл. Сначала подсчитывалось совпадение ответов по признаку «согласен», затем — по признаку «не согласен». Полученные результаты суммировались. Затем сумма «сырых» баллов по каждой из шкал, с помощью специальной таблицы была переведена в стены. Стены служат основанием для интерпретации [4].
Самоактуализационный тест (САТ) (модификация Л. Я. Гозмана, М. В. Кроза) предназначен для выявления различных установок и отношений человека к миру, другим людям, самому себе. «Опросник личностной зрелости» разработан в МГУ М. В. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана и является адаптированным вариантом «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory). В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу. Шкалы теста характеризуют основные сферы самоактуализации. Опросник включает 126 пунктов, с альтернативными суждениями в виде вариантов «а» и «б». Суждения имеют ценностный или поведенческий характер, и описывают различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и самому себе. В результате обследования каждый испытуемый получил 14 показателей личностной зрелости: компетентность во времени, самоподдержка, ценность самоактуализации, гибкость поведения, реактивная чувствительность, спонтанность, самоуважение, самопринятие, принятие природы человека, синергия, принятие собственной агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность. При обработке использовался специальный «ключ», с помощью которого получены так называемые «сырые» баллы. Затем результаты были переведены в стандартные T–баллы, на основе которых составлены профильные бланки [1].
На третьем этапе проводилась обработка и интерпретация полученных результатов в следующем порядке:
- Бланки методик обрабатывались согласно «ключам», далее была сформирована электронная база данных, по которой представлена описательная статистика.
- Для выявления значимых взаимосвязей между основными показателями эмпирического исследования нами был проведен корреляционный анализ; для исследования факторной структуры взаимосвязи показателей на выборке в целом нами был применен факторный анализ (метод главных компонент, вращение варимакс).
Полученные данные из анкет и «сырые» данные по методикам заносились в базу данных и обрабатывались с помощью статистической программы STATISTICA 10.
Краткий анализ результатов эмпирического исследования:
В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 20 до 40 лет.
Средний возраст участниц эмпирического исследования составил 32,3 лет. Минимальный возраст 20 лет, максимальный возраст 40 лет.
Показатели невротизации у испытуемых указывают, что из общего числа испытуемых 83,3 % обладают низким уровне невротизации, 16,7 % обладают высоким уровнем невротизации, что свидетельствует о низкой предрасположенности к невротизации у женщин в возрасте 20–40 лет.
Средние показатели самоотношения испытуемых полученные при переводе в стены имеют среднее значение стенов (4–7), что говорит об избирательном отношении к себе и избирательном восприятии отношения окружающих к себе, у женщин в возрасте 20–40 лет.
Показатели самоактуализации у испытуемых достигают высокого уровня (50–60) по шкалам: поддержка, ценностная ориентация, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, представление о природе человека, синергия; среднего уровня (40–50) по шкалам: ориентация во времени, спонтанность, принятие агрессии, контактность, познавательные потребности, креативность.
Наивысшие показатели отмечены по шкалам: синергия (60) и ценностная ориентация (57,5), минимальный показатель по шкале познавательные потребности (41,8). Результаты указывают на высокую способность у женщин в возрасте 20–40 лет к целостному восприятию мира и людей, умения разделять ценности присущие самоактуализирующейся личности и на низкую степень выраженности стремления к приобретению знаний об окружающем мире.
Для проверки значимости взаимосвязи между основными переменными самоактуализации и самоотношения с невротизацией, полученными в эмпирическом исследовании, нами был проведен корреляционный анализ. Анализировались значимые корреляции (r), полученные при уровне значимости: 1.* — абсолютное значение (r=1); 2.** — средние связи (r= 0.50–0.69); 3.*** — умеренные связи (r= 0.30–0.49).
Таким образом, при проведении корреляционного анализа между основными переменными самоотношения с невротизацией установлено, что показатель невротизации (1 — абсолютное значение) связан с показателями самоотношения: отрицательной корреляцией (-0,32 — умеренная) с самоуверенностью , отрицательной корреляцией (-0,59 — средняя) с самоценностью , положительной корреляцией (0,65 — средняя) с внутренней конфликтностью, положительной корреляцией (0,51 — средняя) с самообвинением .
В настоящем исследовании, женщины продемонстрировали тенденцию к когнитивной саморегуляции. Это выразилось в компенсации заниженного самоотношения при помощи его когнитивных компонентов: самоценности (-0,59) — указывает на склонность высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность; самоуверенности (-0,32) — выявляет отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать. Интернальность в области собственной значимости, оказалась связанной с внутренней конфликтностью (0,65) и самообвинением (0,51). Это позволяет сделать предположение о конфликте между уровнем притязаний к себе и фактическими достижениями, и тенденцией приписывать себе ответственность за неудачи, а за успехи — внешним факторам. Таким образом, мы приходим к выводу о нарушении целостностности психологической структуры личности испытуемых, в связи с качественными нарушениями в системе самоотношения. Такое самоотношение может быть характерно для лиц с повышенным уровнем невротизации [3].
При проведении корреляционного анализа между основными переменными самоактуализации с невротизацией установлено, что показатель невротизации (1 — абсолютное значение) связан с показателями самоактуализации: отрицательной корреляцией (-0,57 — средняя) с ориентацией во времени , отрицательной корреляцией (-0,50 — средняя) с поддержкой, отрицательной корреляцией (-0,35 — умеренная) с ценностным ориентациями, отрицательной корреляцией (-0,40 — умеренная) с гибкостью поведения, отрицательной корреляцией (-0,46 — умеренная) с самоуважением , отрицательной корреляцией (-0,52 — средняя) с самопринятием, отрицательной корреляцией (-0,44 — умеренная) с контактностью, отрицательной корреляцией (-0,31 — умеренная) с познавательными потребностями [6].
В настоящем исследовании испытуемые продемонстрировали активную тенденцию к самоактуализации, на что указывают показатели: ориентация во времени, поддержка, самопринятие. При этом снижена целостность психической структуры личности в рамках самоактуализации, а именно, имеют место нарушения в контакте с собой, окружающим миром и людьми, снижено чувство легкости и интерес к жизни и окружающему миру. Наблюдается, что у испытуемых снижены показатели: ценностные ориентации и гибкость поведения, самоуважение, контактность, познавательные потребности.
Результаты полученные по выборке в целом были подвергнуты факторному анализу метод главных компонент, вращение по модели варимакс.
Переменные самоотношения (открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность) и показатели невротизации, составили фактор 1 взаимосвязи самоотношения с невротизацией, которые были извлечены при помощи факторного анализа. Остальные факторы не содержат в своем составе переменную невротизации, по этой причине мы их не рассматриваем.
Таблица 1
Основные факторы и их нагрузки после вращения по методу варимакс (выборка в целом)
Фактор |
Весовая нагрузка |
Название переменной |
1 |
- 0,713 |
невротизация |
0,587 |
«открытость» |
|
0,599 |
«самоуверенность» |
|
- 0,745 |
«саморуководство» |
|
0,573 |
«отраженное самоотношение» |
|
0,660 |
«самоценность» |
|
0,731 |
«самопринятие» |
|
0,645 |
«самопривязанность» |
|
-0,688 |
«внутренняя конфликтность» |
|
- 0,648 |
«самообвинение» |
Как видно из таблицы 1, фактор 1 является фактором взаимосвязи самоотношения с невротизацией. Он описывается переменными со значительными отрицательными оценками нагрузок: «саморуководство», «внутренняя конфликтность», «самообвинение» и «невротизация»; а также переменными со значительными положительными оценками нагрузок: «самопринятие», «самоценность», «самопривязанность», «самоуверенность», «открытость», «отраженное самоотношение».
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что у женщин (20–40 лет) обладающих высокой невротизацией, присутствует выраженная эмоциональная возбудимость, частые негативные переживания и развита эгоцентрическая направленность личности. Они обладают слабым механизмом саморегуляции, у них выражен конфликт между уровнем притязаний к себе и фактическими достижениями, присутствует выраженность отрицательных эмоций в адрес собственного «Я». Наряду с этим, для женщин характерны склонность к внутренней конфликтности и самообвинению. Они уверены в контроле над собственными мыслями и чувствами (интернальным типом контроля), и одновременно испытывают неудовлетворенность своими возможностями, ощущают слабость, сомнение в способности вызывать уважение, убеждены, что характер и деятельность человека, вызывают у других антипатию, неуважение, неодобрение, ощущают отсутствия ценности собственной личности, недооценку своего «Я», потерю интереса к своему внутреннему миру. Ощущают отсутствие внутренней опоры на чувства, испытывают недостаток самопринятия и сильное желание измениться. Испытывают неудовлетворенность собой и переживания из-за недосягаемости идеального образа «Я».
Исходя из сказанного выше, невротизации способствует противоречивое отношение к себе, в соответствии с которым женщина полагает, что она ответственна за свою жизнь, контролирует свои мысли и чувства (интернальный тип контроля), но при этом она не уверена в своих силах, не принимает себя такой, как есть и, проявляя высокие требования к себе, разочаровалась в возможности изменений в лучшую сторону.
Литература:
- Ильин, Е. П. Психологи взрослости [Учебники]: учеб. пособие / Е. П. Ильин. — М.; СПб.; Н.Новгород; Воронеж [и др.]: Питер, 2012. — 543 с.
- Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ [Текст]: пер. с англ. / С. Мадди. — СПб.: Речь, 2002. — 486 с.
- Медведев, Н. Н. Обусловленность гендерных различий в компенсации самоотношения на разных уровнях невротических состояний / Н. Н. Медведев, С. М. Бабин // Вестник психотерапии. Научно-практический журнал. — СПб., 2018 — № 68(73). — с. 29–43. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://nrcerm.ru/files/gurnalVP/zhurnal_68_73.pdf — Дата доступа: 25.06.2021.
- Посохова, С. Т. Настольная книга практического психолога / С. Т. Посохова, С. Л. Соловьева. — М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. — 671 с.
- Райгородский, Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001. — 672 с.
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 339 с. — С. 301–302