Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 29.06.2021

Статья просмотрена: 1030 раз

Библиографическое описание:

Савина, А. Ф. Применение элементов театрализации в урочной и внеурочной деятельности в английском языке в школе как средство погружения учащихся в аутентичную среду / А. Ф. Савина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82939/ (дата обращения: 19.12.2024).



Под театрализацией понимается художественно-речевая деятельность, которая необходима для развития красивой литературной речи, позволяющая ребенку показать свой творческий взгляд на литературный образ, войти в роль, самостоятельно построить связное высказывание [1].

В процессе театрализации ребенок воспринимает художественное произведение и воспроизводит его содержание на исполнительском (театральные представления, инсценировки) и на творчески — импровизационном (театрализованные игры по сюжетам произведений, игры-драматизации) уровнях.

Театрализация, как методический прием, позволяет использовать элементы театра и на уроках, и в мероприятиях, посвященных английскому языку для воспитания творческой личности ребенка и реализации требований, отраженных в ФГОС.

Применение театрального искусства при обучении учеников разного возраста английскому языку ставит перед собой следующие задачи [1]:

— воспитание у школьников художественного осмысления литературных произведений различных авторов или реальных событий исторического прошлого и настоящего в жизни различных стран.

— расширение кругозора и формирование умения применять знания, полученные на уроках в реальных ситуациях общения для выражения своих мыслей и достижения необходимых целей.

— мотивирование учащихся к овладению новыми умениями, навыками и знаниями.

— преодоление боязни сцены и развитие устойчивости к травмирующим психологическим событиям.

— сплочение коллектива для достижения общей цели.

В основе театрализации лежит игра, поэтому она понятна детям в любом возрасте, но театральная деятельность — это и подражание действительности, что помогает ребенку в любую речевую ситуацию привнести неречевое поведение (мимику, жесты, позу, звуковое оформление речи). Таким образом, речь ребенка становится естественной. В то же время театр развивает эмоциональную память и воображение, помогает ребенку воспринимать учебный материал, как эмоционально, так и рационально.

Применение элементов театрализации на уроках осуществляется с начальных классов. Самые первые монологические высказывания (рассказ о себе, о семье, о друге, о персонаже на картинке) лучше всего тренируются в форме диалога с использованием фигурок животных, кукол, мячиков, масок и т. п. В форме игры ученик с удовольствием вступит в диалог, повторит вопросы и ответы много раз в разной последовательности со сверстниками и учителем без раздражения и усталости хорошо закрепив материал [2].

Театрализацию можно увидеть на каждом уроке и в средних и старших классах: отработка лексических единиц, разговорных форм тренируется в монологической и диалогической речи. На уроках дети по примеру составляют диалоги. Они их проигрывают с разной интонацией, высотой голоса и эмоциональной окраской. Таким образом лучше и быстрее усваиваются новые слова, грамматические правила, правильное произношение и интонация. Главное не давать детям слова изолированно. Небольшие группы слов с наглядными иллюстрациями расширят намного быстрее словарный запас, а тренировка слов в диалогах поспособствует закреплению слов надолго в активном вокабуляре.

Игровая форма тренировки материала способствует преодолению «языкового барьера» и страха совершить ошибку, пониманию для чего ученик учит новый язык. Диалоги или полилоги воспроизводят ситуацию реального общения, в ходе которой ученик учится внимательно слушать собеседника, думать на иностранном языке и правильно отвечать на вопросы.

Кроме диалогов и монологов театрализация охватывает еще и постановку стихотворений, песен, рассказов, сказок и т. п., что способствует расширению кругозора детей, знакомству их со знаменитыми авторами, историей и культурой других стран. При изучении любого произведения нужно предоставить ученику текст с аудио-, видеосопровождением или озвучиванием учителя, что поспособствует правильному заучиванию роли.

При подготовке к уроку нам нужно тщательно проанализировать постановочную ситуацию, подготовить материал понятный и интересный для этой возрастной группы, для театрализации которого потребуется вовлечение всех участников. Например, на уроке, посвященном теме «Благотворительность», можно предложить заседание знаменитых филантропов, на уроке про «Спорт» — встреча знаменитых игроков различных направлений, а для темы «Еда» — создание собственного ресторана (в качестве проекта) и т. д. На таких уроках будет благоприятная психологическая атмосфера и проявится творческий потенциал детей.

Театрализация помогает учителю погрузить детей в атмосферу театра, развивая при этом их речевые и познавательные способности, опираясь на языковой опыт одновременно на родном и иностранном языках. Пробуждение интереса к укладу жизни других людей и культуре зарубежных стран позволяет учителю раскрыть потенциал учащихся и привить любовь к иностранному языку. Для этого в нашей школе ежегодно проводятся различные творческие мероприятия, игры и конкурсы, посвященные изучаемому языку. Например, конкурс презентаций «English — speaking countries», фонетическое соревнование чтецов «We are young talents», игра-путешествие «Treasure hunters», театральное состязание «Live and learn» и т. п.

В 2020 г. в театральном состязании «Live and learn» приняли участие школьники 5–8 классов. Каждый класс подготовил вместе со своим учителем сценку на английском языке по известным сказкам. Например, «The Lion and the Mouse» Эзопа, «Little Red Riding Hood» братьев Гримм, «The Princess and the Pea» Г. Х. Андерсена, «The Nightingale and the Rose» О.Уайльда и т. п.

Дети совместно с учителями составили сценарий, распределили роли, продумали декорации и костюмы. Правильное произношение с интонацией было хорошо натренировано до заучивания роли (индивидуально и в группе), что придало уверенность детям на сцене. Лексика и грамматика в пьесах использовалась в соответствии с уровнем школьников, что помогло избежать сложностей в понимании реплик героев. Репетиции спектакля еще больше сплотили каждый класс. Все ученики хотели показать уровень знаний языка, умение выступать на сцене, творческую передачу своего героя, качество подготовки к мероприятию, соревнуясь с другими классами в конкурсе.

Для выявления положительных и отрицательных сторон театрализации было проведено анкетирование среди учеников. Так, 86 % опрошенных выразили желание участвовать в школьных постановках; большинство учащихся (5 классы — 95 %, 6 классы — 89 %, 7 классы — 68 %, 8 классы — 74 %) рассматривают эту возможность, как приятное времяпровождение и способ больше общаться с друзьями. 85 % учащихся 8 классов отметили, что «театрализация способствует качественному пониманию литературного произведения», а 82 % учеников 5 класса и 84 % 6 классов назвали, что с помощью сценок легче учить слова, и они запоминаются надолго. Большинство опрошенных упомянули, что «Хотелось бы чаще участвовать в театральных представлениях на уроках и вне уроков».

На основе исследования мы можем сделать вывод, что театрализацию необходимо применять, как на уроках, так и во внеклассной работе. Она способствует сплочению коллектива и налаживанию дружеских отношений между учениками и учителем, развитию навыков общения на иностранном языке и увеличению глубины его понимания, росту творческой самостоятельности и познавательной активности школьников, развитию правильной самооценки своих возможностей и выявлению лидерских и организаторских качеств у детей.

Таким образом, театральная деятельность, которую дети воспринимают в форме обычной игры, помогает уверенно вступать в речевую ситуацию на иностранном языке, не бояться отвечать на вопросы в непринужденном общении. Каждый ученик старается внести свой вклад в коллективное творчество, что невозможно без использования знаний и умений, полученных на уроках. Театрализация играет важную роль в становлении современного учителя иностранного языка.

Литература:

  1. Иванова Н. В. Драматизация в педагогических технологиях учителя иностранного языка начальных классов. Языки мира и мир языка.// Материалы научно-методической конференции. — М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. — с.19–24.
  2. Захаркина С. В., Ерхова У. Л., Атамчук Е. С. Театр — языковой социум как средство повышения мотивации школьников при обучении английскому языку. // Иностранные языки в школе. № 8. М.: РЕЛОД, — с.54–59.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, класс, ребенок, урок, английский язык, театрализация, ученик, правильное произношение, речевая ситуация, театральная деятельность.


Похожие статьи

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во внеурочное время в начальной школе

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников

Похожие статьи

Роль дидактической игры на уроках математики и во внеурочной деятельности как одной из педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во внеурочное время в начальной школе

Использование Арт-технологий во внеурочной деятельности как средство повышения мотивации обучающихся

Использование аутентичных видеоматериалов в целях повышения мотивации к изучению английского языка студентами языковых вузов

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке

Использование элементов музейной педагогики в преподавании предметов филологического цикла в начальной школе

Экзистенциальные техники как средство помощи в решении внутриличностных конфликтов в процессе консультирования старшеклассников

Задать вопрос