В статье автор, исследует историю возникновения лоббизма в России, характеризирует основные этапы развития данного явления в российском обществе. Перечисляет основные признаки лоббистской деятельности в современной России.
Ключевые слова: лоббизм, история, коррупция, законодательство, Россия.
В современной России важное место занимает особое явление как лоббизм. Официально не признанное на законодательном уровне, оно существует и находит разнообразные формы воздействия на органы власти.
Целью данной статьи является рассмотрения данного явления в истории нашего государства.
Лоббизм в государстве позволяет реализоваться одному из ключевых принципов демократии плюрализму. Лоббирование в современном обществе выступает инструментом выражения интересов различных социальных групп населения, которые доносят свое мнение через своих представителей, например, как общественные организации, профессиональные союзы, политические партии и другие объединения.
Лоббирование известно очень давно и представляет собой достаточно сложное политико-правовое явление.
В частности исследователь А. П. Любимов в развитии лоббизма в России выделяет четыре этапа:
- Лоббизм в дореволюционный период (вторая половина XIX в. — 1917 г.) — взаимоотношения власти с бизнесом и обществом в имперской России происходила через такие институты как: торговые съезды, предпринимательские союзы, совещательные организации (советы) и биржи;
- Лоббизм в годы советской власти — потребности определения общегосударственных целей и распределения приоритетов подтолкнули систему к созданию мощных лоббистских структур как в правительстве, так и в самом ЦК КПСС и Политбюро, создание источников и составных частей нынешнего российского лоббизма: военно-промышленный, топливно-энергетический и агропромышленный;
- Лоббизм перестройки в Верховном Совете РСФСР, РФ — до 1994 г. — формирование «зачатков» среднего класса и других важных общественных субъектов гражданского общества, законодательное 179 оформление взаимоотношений с властью
- Лоббистская деятельность 1994–2004 гг. — новая Конституция РФ и появление новой конфигурации федеральной власти [4, с. 15].
Впервые в современной России закон о лоббизме («О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти») был разработан депутатами Госдумы в 1996 г., однако Совет Государственной Думы снял его с повестки [3, с. 111.].
Всего же с 1993 г. было сделано пять попыток «легализации» лоббизма, которые не были реализованы практически. Ни одному из законов не удавалось преодолеть даже первые слушания. Исследователи называют следующие причины:
1) не совершенность самих законопроектов;
2) ни общество, ни государство не готовы к появлению данного закона;
3) отсутствие среди депутатов людей, которые пролоббировали бы принятие данного закона [5, c. 13].
Отсутствие конкретной нормативно-правовой базы не позволяет в рамках действующего законодательства производить открытое лоббирование интересов. Это приводит к тому, что большое распространение имеют противозаконные методы, самым простым и известным из которых является коррупция. На данный момент большое количество субъектов правоотношений готово «выйти из тени» и осуществлять деятельность в рамках закона, что отразится как на подавляющем количестве компаний и граждан, которые смогут получить равные возможности на отстаивание своих собственных прав в законном порядке [2, c. 53]. Это в конечном итоге приведет к тому, что будет получена реальная достоверная информация о проблемах бизнеса и общества, а государство сможет увидеть подлинное положение дел и действовать с учетом данных более точной и истинной информации.
Лоббизм — это политико-правовой институт, представляющий целостный процесс, состоящий из деятельности заинтересованных лиц, направленной на преодоление законодательных, административных, правоприменительных барьеров, главная цель реализация личных интересов, либо интересов третьих лиц через воздействие на органы государственной власти.
В правовой системе современной России лоббизм не получил официального закрепления на государственном уровне, поэтому все существующие формы лоббирования групповых интересов и взаимодействия с институтами публичной власти находятся в постоянной эволюции.
Подводя итог, можно сказать, что на данный момент в России имеются предпосылки для создания «цивилизованного лоббизма», то есть такого, каким его видят в Северной Америке и европейских странах. Лоббизм в США — это легальный способ деятельности, направленный на продвижение разнообразных законопроектов как на уровне штатов, так и на федеральном [1, c. 34]. Следовательно, в современной России стоит остро вопрос о законодательном урегулировании данного явления.
Литература:
- Белоусов, А. Б. Современная практика лоббизма в США / А. Б. Белоусов // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. — 2013. — Том. 13. — вып. 2.
- Колосова, Н. М. Лоббизм и коррупция / Н. М. Колосова // Журнал российского права. — 2014. — № 2 (206).
- Конышев, В.Н., Сергунин, А. А. О понятийном аппарате в исследованиях феномена лоббизма / В. Н. Конышев, А. А. Сергунин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. — 2011. — № 6.
- Любимов, А. П. История лоббизма в России / А. П. Любимов. — М.: Фонд «Либеральная миссия», 2005.
- Спектор, Е. И. Особенности и перспективы правового регулирования лоббизма в России / Е. И. Спектор // Журнал российского права. — 2016. — № 11 (239).