Разработка программного метода генерации псевдослучайных чисел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 29.06.2021

Статья просмотрена: 448 раз

Библиографическое описание:

Лобашевская, В. А. Разработка программного метода генерации псевдослучайных чисел / В. А. Лобашевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82946/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье приводится краткое описание процесса проектирования и разработки алгоритма, выдающего псевдослучайные числа.

Ключевые слова: псевдослучайные числа,алгоритм Лемера, алгоритм Вичмана-Хилла, линейный конгруэнтный метод, С++.

Введение

Генератор псевдослучайных чисел (ГПСЧ) — алгоритм, порождающий последовательность чисел, элементы которой почти независимы друг от друга и подчиняются заданному распределению.

ГПСЧ — одна из ключевых частей веб-безопасности. Она часто используется в криптографии, однако не все методы имеют хорошую криптозащищенность.

Методы генерации псевдослучайных чисел

Алгоритм для генерации псевдослучайных чисел существует большое множество. Рассмотрим некоторые из них:

1.1. Метод Фибоначчи с запаздываниями

Этот метод можно описать следующей формулой:

В данном алгоритме каждое последующее число является тем, которое было сгенерировано 7 шагов назад, плюс случайное число, которое было сгенерировано 10 шагов назад и деленное по модулю на большее значение .

1.2. Метод серединных квадратов

Данный метод был предложен Нейманом, суть данного метода заключается в том, что выбирается число меньше 1 разрядностью 2n и возводится в квадрат. Из полученного результата, разрядность которого должна быть 2*2n (если нет, то добавляются два нуля справа от полученного числа) выбираются 2 n чисел из середины полученного после возведения в квадрат числа. Число записывается после десятичной точки. Далее процедура повторяется.

1.3. Алгоритм Лемера.

Данный алгоритм был предложен Д.Лемером в 1988 году и в качестве входных значений берет a = 16807 и m = 2147483647, позднее в 1993 году Лемер использовал a = 48271 как более качественную альтернативу. Однако, алгоритм Лемера как и алгоритм Вичмана-Хилла является лишь частным случаем линейного конгруэнтного метода и рассчитывается по следующей формуле:

где m — модуль(m≥2), а — множитель (0≤a≤m)

1.4. Метод Вичмана-Хилла.

Этот алгоритм датируется 1982 годом. Идея Вичмана-Хилла заключается в генерации трех предварительных результатов и последующим их объединением в один финальный результат.

Так как данный алгоритм использует три разных генерирующих уравнения, ему требуется трое начальных значений, в данном случае это 30269, 30307, 30323 Алгоритм Вичмана-Хилла немногим сложнее, чем алгоритм Лемера, но его преимущество заключается в том, что он генерирует более длинную последовательность псевдослучайных чисел, прежде чем начнет повторяться.

1.5. Линейный Конгруэнтный Метод

Данный алгоритм — это один из методов генерации псевдослучайных чисел. Линейный конгруэнтный метод был предложен Д.Лемером в 1949 году. Суть данного метода заключается в вычислении последовательности случайных чисел по формуле:

где m — модуль(m≥2), а — множитель(0≤a≤m), с — приращение (0≤

Эта последовательность называется линейной конгруэнтной последовательностью. Главным недостатком данного алгоритма является то, что он не криптографически стойкий.

Проектирование

Для реализации ГПСЧ был выбран язык C++, в качестве компилятора был выбран G++, так же для реализации математической части ГСПЧ использовались: алгоритм Вичмана-Хилла, алгоритм Лемера, которые в свою очередь основываются на линейном конгруэнтном алгоритме.

Для реализации методов ГПСЧ создадим три класса:

— Lemer — класс, в котором реализован метод Лемера;

— Witchman — класс, в котором реализован метод Вичмана-Хилла;

— MyClass — класс, в котором реализован мой метод, основанный на линейном конгруэнтном методе.

Алгоритм, написанный в классе MyClass, так же является частным случаем линейного конгруэнтного метода. В качестве входных значений используются константы b1, b2, b3. Получаемый результат генерируется путем генерации случайного seed’а алгоритмом Лемера и последующей генерации трех случайных чисел линейным конгруэнтным методом, результат же получается по следующей формуле:

, где

m1, m2 и m3 — произвольные целые числа типа int.

Для хранения данных полученных при генерации чисел воспользуемся массивом. Алгоритм работы программы представлен на рисунке 1.

Рис. 1

Результаты работы программы

В качестве выходных данных использованы те же массивы и переменные, что и во входных данных, только полностью обновленные, содержащие необходимые данные для вывода.

В результате запуска программы на монитор выводится окно, представленное на рисунке 2.

Рис. 2

Выводы

В результате был разработан генератор псевдослучайных чисел, основанный на алгоритме Вичмана-Хилла и алгоритме Лемера, которые в свою очередь основываются на линейном конгруэнтном алгоритме.

Литература:

  1. Такач, Л. Комбинаторные методы в теории случайных процессов/ Л. Такач. — М.: 1999. — 266 c.
  2. Столов, Евгений Генераторы случайных чисел. Математическая теория / Евгений Столов. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. — 443 c.
  3. Манин, Ю. И. Введение в теорию чисел / Ю. И. Манин, А. А. Панчишкин. — М: 1990. — 672 c.
  4. Шор, Е. В мире случайностей / Е. Шор. — М.: [не указано], 1977. — 804 c.
Основные термины (генерируются автоматически): алгоритм, линейный конгруэнтный метод, число, метод генерации.


Ключевые слова

С++, псевдослучайные числа, алгоритм Лемера, алгоритм Вичмана-Хилла, линейный конгруэнтный метод

Похожие статьи

Методы генерации псевдослучайных чисел

Статья посвящена исследованию алгоритмов для генерации псевдослучайных чисел. Необходимо описать алгоритм, программная реализация которого позволит осуществить ввод количества чисел и выполнить их генерацию.

Математические основы и программная реализация генератора псевдослучайных последовательностей

В статье рассматриваются математические основы и программная реализация генератора псевдослучайных последовательностей.

Алгоритм построения простых чисел

Настоящая статья посвящена выводу формул и разработке алгоритма поиска простых чисел в заданном числовом интервале. Данный алгоритм также применим для проверки факта, является ли данное число простым или нет.

Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Метод Гаусса

В статье рассматривается алгоритм метода Гаусса для решения систем линейных алгебраических уравнений. Выбран язык Maple, как наиболее оптимальный для реализации алгоритма. В статье содержится листинг программного кода.

Аппроксимация полиномов n степени методом наименьших квадратов

В данной статье рассмотрено решение проблемы уменьшения суммы квадратов отклонений определённых функций от искомых переменных для полиномиальных уравнений n степени. Приведено подробное решение для уравнений 2 степени, рассматриваемой проблемы. Предс...

Накопление случайности при помощи комбинирования различных генераторов псевдослучайных чисел

В статье автор рассказывает об особенностях накопления случайности при помощи комбинирования различных генераторов псевдослучайных чисел и приводит результаты экспериментов, подтверждающих их.

Накопление случайности в генераторах псевдослучайных чисел

В статье автор рассказывает о накоплении случайности в генераторах псевдослучайных чисел и приводит результаты экспериментов, подтверждающих факт возможности накопления случайностей.

Линейное программирование

В данной статье рассматривается задача линейного программирования и возможный способ её решения — симплекс метод. Приведены примеры, поясняющие, что такое линейное программирование и симплекс метод.

Выбор эффективного метода подбора эллиптической кривой для реализации на ней криптографической системы

Создание криптографии с помощью модулярной математики

В данной статье рассматриваются основы криптографии, а также модулярной арифметики, которые легли в основу многих шифров. Особое место в криптографии занимает шифр Цезаря, который также строится на основах модулярной арифметики. Изучив механизм постр...

Похожие статьи

Методы генерации псевдослучайных чисел

Статья посвящена исследованию алгоритмов для генерации псевдослучайных чисел. Необходимо описать алгоритм, программная реализация которого позволит осуществить ввод количества чисел и выполнить их генерацию.

Математические основы и программная реализация генератора псевдослучайных последовательностей

В статье рассматриваются математические основы и программная реализация генератора псевдослучайных последовательностей.

Алгоритм построения простых чисел

Настоящая статья посвящена выводу формул и разработке алгоритма поиска простых чисел в заданном числовом интервале. Данный алгоритм также применим для проверки факта, является ли данное число простым или нет.

Численные методы решения систем линейных алгебраических уравнений. Метод Гаусса

В статье рассматривается алгоритм метода Гаусса для решения систем линейных алгебраических уравнений. Выбран язык Maple, как наиболее оптимальный для реализации алгоритма. В статье содержится листинг программного кода.

Аппроксимация полиномов n степени методом наименьших квадратов

В данной статье рассмотрено решение проблемы уменьшения суммы квадратов отклонений определённых функций от искомых переменных для полиномиальных уравнений n степени. Приведено подробное решение для уравнений 2 степени, рассматриваемой проблемы. Предс...

Накопление случайности при помощи комбинирования различных генераторов псевдослучайных чисел

В статье автор рассказывает об особенностях накопления случайности при помощи комбинирования различных генераторов псевдослучайных чисел и приводит результаты экспериментов, подтверждающих их.

Накопление случайности в генераторах псевдослучайных чисел

В статье автор рассказывает о накоплении случайности в генераторах псевдослучайных чисел и приводит результаты экспериментов, подтверждающих факт возможности накопления случайностей.

Линейное программирование

В данной статье рассматривается задача линейного программирования и возможный способ её решения — симплекс метод. Приведены примеры, поясняющие, что такое линейное программирование и симплекс метод.

Выбор эффективного метода подбора эллиптической кривой для реализации на ней криптографической системы

Создание криптографии с помощью модулярной математики

В данной статье рассматриваются основы криптографии, а также модулярной арифметики, которые легли в основу многих шифров. Особое место в криптографии занимает шифр Цезаря, который также строится на основах модулярной арифметики. Изучив механизм постр...

Задать вопрос