В данной статье рассматривается разнообразие этнических и религиозных групп Северо-Кавказского Федерального округа, рассматривается многонациональность этого региона, как причина появления различных религий. Анализируются причины преобладания русского населения на Северном Кавказе.
Ключевые слова: население, многонациональность, религия.
Население, проживающее в СКФО, является самым разнообразным по количеству этносов по сравнению с другими регионами России. Этнический состав и его распределение по региону формировались на протяжении столетий под влиянием различных исторических, культурных и политических факторов и были сопряжены с процессами массовых депортаций, миграций и войн. Самые первые жители Северного Кавказа были предками части нынешнего населения.
Миграционные потоки Северного Кавказа изначально проходили через прикаспийские степи, а главную роль в определении национального состава региона сыграл так называемый «Дербентский коридор», который представлял собой территорию, расположенную вдоль Каспийского моря, по которой могли передвигаться торговые караваны, а также солдаты. «Дербентский коридор» оказал влияние и на переселение народов на территорию Северного Кавказа. Так, например, в VII веке на Северный Кавказ переселились иранские кочевники, которые повлияли на развитие языков в регионе, на сегодняшний день ираноязычными жителями Северного Кавказа являются осетины. Исследователь И. А. Соловьев обращает внимание на то, что этническая карта и развитие языка было связано и с завоеваниями тюрков и приходом тюркских поселенцев на Северный Кавказ [1, C. 80].
Несмотря на то, что приход славян в регион начинается еще с древних времен, массовое заселение Северного Кавказа славянами начинается только в XIX веке, когда на юге России происходит формирование казачества. Несмотря на то, что колонизация Кавказа русским населением стала результатом военных действий, а именно Кавказской войны (1817–1864 гг.), освоение территории Северного Кавказа привнесло в регион стабильность и способствовало более стремительному развитию региона.
На сегодняшний день только две республики региона имеют одну титульную нацию: это Адыгея — адыгейцы и Северная Осетия — осетины. В других же республиках титульных наций от двух, как, например, в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, до более десяти, как в Дагестане. Вместе с этим во всех субъектах в СКФО население по своему этническому составу является смешанным. В целом жители Северного Кавказа причисляют себя к более, чем 90 национальностям, что позволяет говорить о полиэтничности в регионе.
Процессы колонизации в XIX веке и переселения русского населения привели к тому, что главной национальной группой в регионе являются русские, около 20 крупных этносов с численностью от 100 тысяч до 1,5 млн человек. Самым крупным этносом являются чеченцы и аварцы, также в эту группу входят кабардинцы, даргинцы, осетины и др. [2, C. 51].
Говоря о классификации народов Северного Кавказа, стоит сказать, что многие ученые разделяют народы по языковому признаку, так как именно язык говорит о происхождении этноса. На территории Северного Кавказа проживают народы, которые говорят на языках индоевропейской, северокавказской и тюркской групп.
Стоит сказать, что преобладание русского населения на Северном Кавказе объясняется, прежде всего, проживанием большого количества русского населения в Ставропольском крае, который, в свою очередь, является вторым субъектом СКФО по численности населения после Дагестана.
Еще одним крупным этносом, представленным на Северном Кавказе, являются армяне, часть из которых мигрировала на территорию РФ после распада Советского Союза, а другая часть проживала на территории Северного Кавказа изначально [3, C. 56].
Северокавказская группа языков — вторая по распространенности после индоевропейской, к ней относятся самые первые жители Северного Кавказа. Эта группа, в свою очередь, подразделяется на адыго-абхазскую и нахско-дагестанскую подгруппы. К первой подгруппе относятся такие этносы, как абхазы, адыгейцы, кабардинцы, черкесы, шапсуги и абазины. Большинство из этих этносов являются титульными или одними из титульных в своих республиках (Абхазия, Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия). Вторая подгруппа более многочисленная и включает в себя чеченцев, ингушей, кистинцев, бацбийцев, аварцев, андийцев, дидойцев, даргинцев, лакцы, лезгины, катагцев и кубачийцев [4, C. 86].
Третьей языковой семьей, которая широко представлена на Северном Кавказе, является тюркская группа, которая имеет две подгруппы — кыпчатскую и огузскую. К первой подгруппе относятся такие этносы, как татары, кумыки, карачаевцы, балкарцы и ногайцы. Ко второй относятся азербайджанцы, турки, турки-месхетинцы и туркмены. Большинство этих этносов, как и представители нахско-дагестанской подгруппы, проживают в Дагестане, что делает республику самой полиэтничной в регионе [5, C. 87].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из главных особенностей Северного Кавказа является его многонациональность, при этом на территории региона проживают многочисленные этносы, чьи языки являются представителями различных языковых групп. Это с одной стороны приводит к исключительному культурному разнообразию региона, а с другой стороны создает ситуацию возможности конфликта между представителями разных национальностей, которые коренным образом отличаются друг от друга.
В контексте многонациональности Северного Кавказа важно также рассмотреть религиозные особенности региона. Как уже было отмечено в предыдущем разделе, Северный Кавказ расположен на пересечении христианской и мусульманской религии. Исследователь И. Л. Бабич отмечает то, что наибольшие различия в регионе наблюдаются именно между представителями мусульманской веры. Особенностью исламского движения на Северном Кавказе является традиционный ислам, приверженцами которого являются мусульмане, которые соблюдают традиционные для ислама обряды и практики на бытовом уровне [6, С. 52].
Стоит сказать также о том, что восточная и западная части Северного Кавказа отличаются в своем отношении к религии в целом. Западная часть является более светской, и здесь религия служит по большей части, как средство самоидентификации и принадлежности к определенному этносу, в то время как в восточной части Северного Кавказа религия, преимущественно ислам, воспринимается более серьезно и составляет основу повседневной жизни людей [7, С. 65]. Такое отношение к религии среди населения Северного Кавказа позволяет говорить о том, что конфликтный потенциал региона основан не только на этническом признаке, но и на конфессиональном.
Таким образом, подводя итог по данному разделу, стоит сказать, что население Северного Кавказа имеет ряд специфических особенностей, главной из которых является полиэтничность или многонациональность региона. Особой исключительностью в этом контексте характеризуется Дагестан, где проживает 10 титульных наций, а также многочисленные представители этносов адыго-абхазской и нахско-дагестанской подгрупп северокавказской группы языков, а также тюркской группы. Вместе с культурным многообразием и исторической уникальностью, полиэтничность региона имеет и негативные последствия, которые выражаются в конфликтном потенциале Северного Кавказа, что существенно осложняется административно-территориальным делением региона, которое не соответствует разделению по национальному или религиозному принципу.
Литература:
- Соловьев И. А. Региональные особенности миграционных процессов на Северном Кавказе / И. А. Соловьев //Географический вестник. — 2018. — №. 1 (44). — С. 78–118.
- Казалиева А. В., Миненкова В. В., Мамонова А. В. Ретроспективный анализ динамики изменения численности населения Северного Кавказа / А. В. Казалиева, В. В. Миненкова, А. В. Мамонова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. — 2018. — Т. 12. — №. 2. — С. 48–59.
- Великая Н. Н. О языковой ситуации на Северном Кавказе в первой половине ХIХ века / Н. Н. Великая // Российский Кавказ: социокультурные, экономические и политические аспекты истории, материалы к историко-археологическому изучению региона. — 2018. — С. 54–59.
- Иванова Д. Н., Донченко Е. Н. Этническая и языковая идентичность в полиэтническом регионе (на примере Северного Кавказа) / Д. Н. Иванова, Е. Н. Донченко //Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2017. — №. 1. — С. 80–87.
- Иванова Д. Н., Донченко Е. Н. Этническая и языковая идентичность в полиэтническом регионе (на примере Северного Кавказа) / Д. Н. Иванова, Е. Н. Донченко //Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2017. — №. 1. — С. 80–87.
- Бабич И. Л. Государство и религия на современном Северном Кавказе / И. Л. Бабич // Вестник Российской нации. — 2017. — Т. 5. — №. 5. — С. 34–50.
- Добаев И. П. Исламский радикализм: генезис, эволюция, практика / И. П. Добаев. — Ростов н/Д., 2003. — 358 с.