Всовременных экономических условиях успешное функционирование организации невозможно без оперативной и объективной оценки эффективности кредитной политики. В статье исследованы и представлены основные показатели, характеризующие эффективность использования дебиторской и кредиторской задолженностей.
Ключевые слова: дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, кредитная политика, политика управления, кредитная политика организации .
У всех без исключения организаций непрерывно возникают потребности в расчетах с различными контрагентами, банками, с органами бюджетного и налогового регулирования, страховыми компаниями и пр. В такой ситуации возникновение задолженностей становится неизбежным. Это обусловлено наличием разрыва времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты [1, с. 56]. Увеличение дебиторской задолженности, опережающее рост объемов деятельности, ухудшает финансовое состояние предприятия. [5, с. 68]. Поскольку большинство компаний работает по методу начисления, то при отгрузке товара прибыль лишь формируется и отражается в финансовой отчетности, но не существует в реальном выражении до того момента, пока соответствующая денежная сумма не поступит на расчетный счет в банке. [4, с. 205]
При этом, необходимо отметить тот факт, что формирование капитала большинства организаций происходит на фоне объективных финансовых ограничений. В данном случае кредит является одним их важных источников финансирования хозяйствующих субъектов.
Таким образом, возникающие в процессе хозяйственной деятельности организаций дебиторская и кредиторская задолженности требуют особого внимания и эффективного управления. Под управлением дебиторской задолженностью подразумевается система принципов и методов принятия управленческих решений, которые позволяют оптимизировать денежные потоки в организации, с целью увеличения прибыли. Эффективное управление дебиторской задолженностью обеспечивается, во-первых, регулированием ее величины с величиной кредиторской задолженности. [2, c.96] Управление кредиторской задолженностью сводится к процессу оптимизации ее размера с точки зрения максимизации прибыли. Следовательно, управление кредиторской и дебиторской задолженностями имеет общую цель — максимизацию прибыли при условии минимизации риска. С целью оперативного и эффективного управления дебиторской и кредиторской задолженностями на предприятии разрабатывают кредитную политику. Взвешенная и грамотная кредитная политика организации должна быть нацелена, с одной стороны, на обеспечение ее деятельности необходимыми финансовыми ресурсами, а, с другой, — на их рациональное отвлечение с целью интенсификации продаж. [2, с.18]
Для оценки эффективности кредитной политики коммерческой организации целесообразно выделить два элемента этой кредитной политики, направленных на обеспечение эффективной хозяйственной деятельности организации: политика управления дебиторской задолженностью и политика управления кредиторской задолженностью. Финансовые показатели, которые используются для оценки эффективности кредитной политики организации, целесообразно рассматривать с двух точек зрения. Во-первых, финансовые показатели, позволяющие оценить эффективность каждой из политик в отдельности. Во-вторых, обобщенные финансовые показатели, которые отражают совместное влияние политики управления дебиторской задолженностью и политики управления кредиторской задолженностью на результативность кредитной политики организации в целом, с точки зрения управления финансовым результатом компании, роста рыночной стоимости активов компании и обеспечения приемлемого уровня риска.
К первой группе показателей, характеризующих политику управления дебиторской задолженностью, можно отнести такие показатели как:
– качество дебиторской задолженности (чем выше доля непросроченной задолженности, выше качество всего объема дебиторской задолженности);
– эффективность использования дебиторской задолженности (период оборачиваемости дебиторской задолженности, коэффициент рентабельности, стоимость дебиторской задолженности в связи с инфляцией) [4, с. 97].
К первой группе показателей для политики управления кредиторской задолженностью можно отнести такие категории как:
– качество кредиторской задолженности (доля непросроченной задолженности в общем объеме кредиторской задолженности);
– доля кредиторской задолженности в краткосрочных обязательствах организации (рекомендуемое значение: не более 50 %);
– доля участия кредиторской задолженности в формировании материальных запасов (рекомендуемое значение: не более 50 %);
– коэффициент вовлечения кредиторской задолженности в финансирование оборотных активов (рекомендуемое значение: менее 1);
– показатели оборачиваемости и рентабельности.
Ко второй группе показателей, описывающих соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей и отражающих эффективность кредитной политики хозяйствующего субъекта в целом, можно отнести такие показатели как:
– коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей (оптимальное значение: от 0,9 до 1,0);
– доля кредиторской задолженности в оттоке денежных средств (рекомендуемое значение ≤ 0,25);
– доля дебиторской задолженности в притоке денежных средств (рекомендуемое значение ≤ 0,25) [4, с. 97];
– доходность операционной деятельности организации (рентабельность продаж и рентабельность деятельности (рекомендуемое значение — увеличение за период), экономическая добавленная стоимость (разница между операционной прибылью и величиной издержек на использование капитала, имеющего определенную стоимость для организации (оптимальное значение больше 0);
– коэффициенты финансовой устойчивости (соотношение заемных и собственных средств (рекомендуемое соотношение КЗ/С≤ 1), обеспеченность собственными оборотными средствами (рекомендуемое значение ≥ 0,1), коэффициент автономии (рекомендуемое значение ≥ 0,5), коэффициент финансового рычага (рекомендуемое значение: больше 0).
На основании приведенных данных можно сделать вывод о том, что для проведения качественной оценки эффективности кредитной политики проводимой в организации целесообразно учитывать различные показатели и коэффициенты. Следовательно, нужно отдельно описать показатели, характеризующие эффективность отдельных направлений кредитной политики таких, как политика управления дебиторской задолженностью (качество и эффективность использования) и политика управления кредиторской задолженностью (качество кредиторской задолженности, доля краткосрочных заемных средств, коэффициент вовлеченности в финансирование активов). Особое внимание, на мой взгляд, необходимо уделить показателям, позволяющим оценить эффективность кредитной политики организации в целом с точки зрения результативности управления финансовым результатом компании (коэффициенты рентабельности), роста рыночной стоимости активов компании и определения приемлемого уровня риска (коэффициенты финансовой устойчивости и эффект финансового рычага).
Литература:
- Бердникова Л. Ф., Одарич В. В. К вопросу об анализе эффективности использования дебиторской и кредиторской задолженности. Карельский научный журнал, № 4 (17), 2016, с. 56–59.
- Калашеина В. В. «Разработка методического инструментария оценки эффективности кредитной политики коммерческих организаций». Финансы и учетная политика, № 4 (19), 2020, с. 17–21.
- Муравьева Н. Н., Каширина А. А. Формирование системы показателей эффективного управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях // Экономика и бизнеса: теория и практика. — 2017. — № 10. С. 95–98.
- Савицкая Г. В. Теория анализа хозяйственной деятельности: учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 228 с.
- Савченко Н. Л. Корпоративные финансы: учебное электронное текстовое издание / УрФУ ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина [Электронное издание].Екатеринбург.:изд. «УрФУ им. первого Президента России Б. Н. Ельцина», 2017. 228 с.
- Ушаков В. Я. Финансовая политика предприятия: учебное пособие / Моск. ун-т им. С. Ю. Витте. Каф. финансов и кредита. [Электронное издание]. М.: изд. «МУ им. С. Ю. Витте», 2015. 242 с.
- Шнайдер О. В. К вопросу анализа и оценки финансового состояния и экономического потенциала хозяйствующего субъекта / О. В. Шнайдер// Проблемы и перспективы экономики и управления. 2015. № 2 — С. 259–265.