В статье рассматриваются особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста с нарушением речи.
Ключевые слова : нарушения речи, творческие способности, способность.
Согласно В. Н. Дружинину, старший дошкольный возраст представляет собой наиболее благоприятный период развития творческих способностей, так как центральное психическое новообразование данного возрастного этапа — воображение [1]. Исследование творческого воображения детей дошкольного возраста свидетельствует о том, что нарушения развития речи приводит к задержке развития воображения. Это обусловлено тем, что у детей с нарушениями речи ограничен речевой опыт, разговорная речь является бедной и малословной. Из этого следует, что ребёнку, имеющему нарушения развития речи, трудно создавать и воплощать в игре собственный замысел. Далее, по мере расширения круга представлений об окружающем мире возрастает возможность ребенка отразить данные представления в игровой деятельности.
Актуальность проблемы развития творческих способностей детей с нарушениями речи обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования, который определяет, что дошкольный возраст — важнейший период в жизни человека. В этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического умственного и нравственного развития ребёнка.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей дошкольников с нарушением речи.
Цель исследования: изучить особенности развития творческих способностей и креативности дошкольников с нарушением речи.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать научную литературу по теме развития творческих способностей у дошкольников с нарушением речи.
- Выявить особенности развития креативности у детей старшего дошкольного возраста.
- Провести исследование по определению уровня развития креативности у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Разработать программу эмпирического исследования.
- Проанализировать результаты и сформировать выводы.
Гипотеза исследования — мы предполагаем, что дети дошкольного возраста с нарушениями речи обладают уровнем развития креативности ниже среднего.
Мы сформировали батарею методик для исследования развития творческих способностей детей с ОВЗ: «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренс; «Дорисовывание» Э. П. Торренс; «Повторяющиеся линии» Э. П. Торренс; «Солнце в комнате» В. Синельникова, В. Кудрявцева [2].
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (75 %) имеет средний уровень креативности, исходя из результатов теста «Незаконченный рисунок» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны частичная чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, относительное стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.
Далее, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (70 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Дорисовывание» Торренса. Это свидетельствует о том, что испытуемым в процессе выполнения теста свойственны изображения одной пары параллельных линий, использованных при создании одной картинки не выражена одна идея. «Оригинальность» — самый значимый показатель креативности, у испытуемых представлена на высоком уровне. Исходя из положений Э. П. Торренса, степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений [4].
В ходе проведения методики «Повторяющиеся линии» нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет средний уровень оригинальности. Степень оригинальности свидетельствует о самобытности, уникальности, специфичности творческого мышления тестируемого, чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений.
В ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Подавляющее большинство испытуемых (80 %) имеет низкий уровень креативности, исходя из результатов теста «Солнце в комнате», так как ими в большинстве своем не был озвучен конструктивный ответ. Это свидетельствует о том, что испытуемым чаще всего не свойственны чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации; креативность выявляет связанные с дисгармонией элементов проблемы, поиск их решения, выдвижение предположения и гипотезы о возможности решений, способность к проявлению фантазии в «отделении» реального от нереального.
Таким образом, в ходе проведения исследования нами были получены следующие результаты. Большинство испытуемых имеет уровень развития креативности ниже среднего и нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Это свидетельствует о том, что испытуемым свойственны средний и низкий уровни самобытности, уникальности творческого мышления, низкий уровень креативности и чувствительности к нестандартному решению тех или иных задач. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза находит своё эмпирическое подтверждение.
Литература:
- Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. — 2-е изд. — Санкт-Петербург: Питер, 1999. — 246 c. — Текст: непосредственный.
- Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. — Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2006. — 672 с. — Текст: непосредственный.
- Теплов Б. М. Способности и одаренность / Б. М. Теплов // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студентов / сост. Л. М. Семенюк. — Москва, 1996. — С. 42–46. — Текст: непосредственный.
- Торренс Э. П. Теоретические основы психологической диагностики креативности [Текст] / Э. П. Торренс — М., 1998. — 120с. — Текст: непосредственный.