В данной статье авторы рассматривают современное состояние проблемы повышения уровня скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.
Ключевые слова : легкая атлетика, скоростно-силовые способности, прыжки в длину, спортивная тренировка.
Прыжки в длину являются современной олимпийской дисциплиной. Они признаны одним из самых сложных легкоатлетических видов и требуют от спортсменов не столько должного уровня технической подготовки, сколько высокого уровня развития скоростно-силовых способностей, достаточных для достижения спортсменами высоких спортивных результатов.
Однако, как показывает соревновательная практика, на сегодняшний день динамика роста отечественных результатов остановилась, причиной этому является не соответствие уровня развития скоростно-силовых способностей спортсменов-легкоатлетов должному уровню [2]. Поэтому целью данной работы является рассмотрение современного процесса развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования. Для достижения поставленной цели было проведено анкетирование специалистов по легкой атлетике, специализирующихся на прыжках в длину. Всего в анкетировании приняли участие 54 специалиста из различных субъектов РФ (г. Москва, г. Санкт- Петербург, г. Сочи, г. Смоленск, г. Петрозаводск и мн.др.).
В ходе проведения анкетирования специалистов нами были выявлены ведущие методы и средства развития скоростно-силовых способностей спортсменов, а также оптимальное количество упражнений, которые должны входить в один комплекс упражнений и их место в тренировочном занятии.
Рассмотрим результаты исследования более подробно. Безусловно, большинство респондентов считают, что ведущими способностями для успешного выполнения прыжка в длину специалисты считают скоростно-силовые (87 %). Справедливость этого ответа подкрепляют и данные специальной литературы. Многие авторы, такие как В. А. Креер, С. А. Мехоношин и мн. др., также указывают о значительной корреляции между уровнем развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину и результатом, который они демонстрируют [1].
Большинство респондентов в целях развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину, тренирующихся на этапе спортивного совершенствования, используют повторный метод (30 %), метод динамических усилий (26 %), метод круговой тренировки (20 %) и ударный метод (14 %). В то время как метод максимальных усилий (6 %), интервальный метод (2 %) и соревновательный метод (2 %) используются тренерами гораздо реже. Совсем же не используется тренерами в процессе тренировочного процесса игровой метод (0 %). Объяснить подобное явление можно тем, что данный метод не соответствует возрасту спортсменов.
Среди средств тренировки спортсменов-прыгунов в длину тренеры отдают предпочтение следующим: динамические упражнения с отягощением (32 %), прыжковые упражнения (27 %) и ударные упражнения (21 %). В меньшей же степени тренеры используют беговые упражнения (15 %) и статические упражнения с отягощением (5 %). Ведущим средством тренировки, по мнению респондентов, оказались динамические упражнения c отягощением, в связи с чем необходимо было выяснить какой процент внешнего отягощения от максимального они используют для развития скоростно-силовых способностей у прыгунов в длину, на этапе спортивного совершенствования. В ходе обработки данного вопроса анкеты были получены следующие результаты: наиболее оптимальным отягощением является отягощение 30–40 % от максимально возможного отягощения, т. е. в ходе тренировочного процесса спортсмены выполняют динамические упражнения с отягощением 30–40 % от максимального. Также стоит заметить, что подобный процент отягощения соотносится с методом динамических усилий, при применении которого в тренировке используют предельные для каждого движения отягощения (в пределах 30–40 % от максимума). По нашему мнению, динамические упражнения с применением отягощения удобнее всего применять в тренировочном процессе с использованием тренировочного блока «мини-трек», т. к. именно на этом тренажере можно устанавливать необходимые уровень внешнего отягощения индивидуально для каждого спортсмена. Но при этом большинство тренеров (94 %) не применяют этот тренажер в своём тренировочном процессе. Это связано в первую очередь с тем, что тренировочный блок «мини-трек» является относительно новым изобретением и его нет в качестве инвентаря в спортивных школах, а также с тем, что на сегодняшний день отсутствуют методические разработки применения этого тренировочного блока в тренировочном процессе у легкоатлетов.
Известно, что все упражнения, которые выполняют спортсмены в ходе тренировочного процесса сгруппированы в специальные комплексы упражнений, поэтому ещё одной задачей нашего анкетирования являлось выявление оптимального количества упражнений, которых можно включить в один комплекс упражнений и место их включения в тренировочном процессе с целью наиболее эффективного развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования. В результате было выявлено, что оптимальным количеством упражнений в составе одного комплекса, по мнению респондентов, является 5–6 упражнений (75 %) и быть включены в основном в основную часть (84 %) тренировочного занятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день у тренеров по легкой атлетике, специализирующихся на прыжках в длину выработан определенный алгоритм развития скоростно-силовых способностей, который дает свои результаты, но, как показывает практика, данных результатов недостаточно, чтобы возросла динамика мировых результатов. Именно поэтому необходимо искать новые методы и средства развития скоростно-силовых способностей прыгунов в длину на этапе спортивного совершенствования.
Литература:
- Креер В.; Попов В. Тройной прыжок. ~М.; 1996- 198с.; Мехоношин, С. А. Исследование ударных упражнений в развитии скоростно-силовых качеств школьников 9–11 лет / С. А. Мехоношин //
- Педагогические и физиолого-гигиенические основы совершенствования
- физического воспитания учащихся общеобразовательной школы. — М.: РГУФК, 2011. — С. 11–12.
- Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки / Л. П. Матвеев. — Москва: Физкультура и спорт, 1977. — 271 c.