В статье автор рассматривает особенности формирования основ финансовой грамотности на внеурочных занятиях по математике.
Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические задачи.
В настоящее время человек ежедневно вынужден совершать десятки финансовых операций — оплачивать проезд и счета, совершать покупки. Но далеко не каждый человек умеет разумно рассчитывать свои расходы и доходы, делать сбережения и увеличивать их с годами.
В России действует Национальная Стратегия повышения финансовой грамотности, которая направлена на «повышение финансовой грамотности населения, создание системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг» [1]. Согласно сведениям из Росстата, доля населения, зарабатывающая в среднем меньше 25 тысяч рублей, составляет около 40 % [2]. Многие жители страны берут кредиты в банках, не анализируя различные предложения, которые зачастую оказываются более выгодными. Это один из показателей финансовой неграмотности населения.
Финансовая грамотность, согласно ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора, является «совокупностью знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни» [3].
Реализация Стратегии направлена, в том числе, на повышение финансовой грамотности у школьников, подразумевает под собой включение тем, связанных с экономикой, в планы образовательных организаций.
Однако, такой предмет, как экономика, есть не в каждом классе. Межпредметные связи могут помочь решить эту проблему. Так, в частности, на уроках и внеурочной деятельности по математике существует возможность решать различные экономические задачи, направленные на оптимизацию расходов и доходов предприятия, выбор выгодной системы кредитования, расчёт возможности вкладов в различные банки, знакомство со специальными терминами, связанными с финансами.
Пример 1. Женя мечтает о новом iPhone 12, который стоит 69 990 рублей. Рассчитайте, сколько месяцев семья Жени будет копить на новый телефон, проанализировав таблицы расходов и доходов (таблица 1 и таблица 2), если доходы семьи представлены без учёта вычета подоходного налога (13 %).
Таблица 1
Доходы
Зарплата папы |
43 000 руб. |
Зарплата мамы |
26 000 руб. |
Стипендия Жени |
3 000 руб. |
Таблица 2
Расходы
Продукты питания |
20 000 руб. |
ЖКХ |
5 625 руб. |
Интернет и средства связи |
1 000 руб. |
Проезд |
1 200 руб. |
Бензин |
6 000 руб. |
Уход за автомобилем |
4 000 руб. |
Уход за кошкой |
3 300 руб. |
Прочее |
2 000 руб. |
Пример 2. Потребительский кредит — это деньги, одалживаемые у банка на приобретение различных товаров и услуг. Переплата по кредиту — это сумма, выплачиваемая кредитором банку помимо того, сколько денег было взято в кредит.
Владимир Константинович хочет купить ноутбук, стоимостью 80 000 рублей. Ему одобрили заявку в двух банках. В первом предложили процентную ставку 19,9 % на 1 год. Во втором банке предложили кредит на эту сумму на два года. Причём через год Владимир Константинович должен будет вернуть половину взятой сумму и проценты за использование кредита в размере 14 %, а ещё через год вернуть вторую половину и уплатить 14 % за их использование. Рассчитайте разницу между данными предложениями.
Пример 3. Юлия Александровна приняла решение взять кредит в банке на сумму 452000 рублей на 3 месяца под 10 % в месяц. Банк предложил две схемы по выплате долга.
По первой схеме банк по истечению каждого месяца начисляет проценты на оставшуюся сумму долга (то есть увеличивает долг на 10 %), потом Юлия Александровна должна перевести в банк зафиксированную сумму и в итоге выплатит весь долг тремя равными платежами.
По другой схеме также долг по истечению каждого месяца увеличивается на 10 %, а затем уменьшается на сумму, уплаченную Анатолием. Суммы, которые выплачиваются по истечению каждого месяца, подбираются так, чтобы в результате сумма долга каждый месяц уменьшалась равномерно (на одинаковую и ту же величину). Какую схему более выгодно выбрать кредитору? Какую сумму будет составлять выгода?
Помимо внедрения задач экономического содержания в школьный курс математики и внеурочной деятельности, возможно использование игровых технологий. Например, проведение викторин в игровом формате, ролевых игр, деловых игр, командных соревнований по математике. Таким образом, развитие основ финансовой грамотности доступно на всех этапах обучения.
Таким образом, включение экономических задач во внеурочные программы по математике для разных классов способствует повышению мотивации к развитию основ финансовой грамотности у школьников. Кроме того, эти задачи способствуют активизации познавательной деятельности, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети учатся финансовой независимости, развивают экономический образ мышления.
Литература:
- Проект «Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017–2023 гг.». — Текст: электронный // Министерство финансов Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://m.minfin.gov.ru/ru/document/?id_38=118377-proekt_natsionalnaya_strategiya_povysheniya_finansovoi_gramotnosti_2017–2023_gg. (дата обращения: 29.06.2021).
- Ситуация на рынке труда в таблицах, графиках, диаграммах. — Текст: электронный // Федеральная служба государственной статистики: [сайт]. — URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 29.06.2021).
- Что такое финансовая грамотность? — Текст: электронный // ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора: [сайт]. — URL: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/shkola-gramotnogo-potrebitelya/2381 (дата обращения: 29.06.2021).