В статье рассматривается проблема формирования коммуникативной компетентности младших подростков во внеурочной деятельности. Определяется понятие «коммуникативная компетентность», «внеурочная деятельность», представляются существующие формы, средства, методы внеурочной работы.
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, внеурочная деятельность, младшие подростки, формы, средства, методы.
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст наступает в десять лет и длится до пятнадцати, когда наступает ранняя юность. Младший подростковый возраст приходится на 10–12 лет [3].
Согласно ФГОС одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования является формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности [8].
Проблема коммуникативной компетентности активно разрабатывается в современной зарубежной и отечественной психологии с 60-х годов прошлого века. Исследователи по-разному определяют данное понятие: как совокупность знаний, умений и навыков; коммуникативных способностей; коммуникативных личностных качеств; как многоуровневое качество личности.
Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская и П. В. Растянников говорили: «Компетентность в общении — синоним коммуникативной компетентности, система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [1].
Говоря об этой проблеме, Ю. Н. Емельянов писал: «Коммуникативную компетентность — такой уровень сформированности межличностного опыта, т. е. обученности взаимодействию с окружающими, который требуется индивиду, чтобы в рамках способностей и социального статуса успешно функционировать в данном обществе» [5, с.7]. Л. А. Петровская подчеркивает: «Компетентное общение — это общение субъект-субъектное, предполагающее психологическое равенство партнеров, их активную взаимную гуманистическую установку» [7].
Сходную точку зрения высказывает О. И. Муравьева, полагая, что «компетентным можно признать лишь такое общение, в рамках которого осуществляется личностное развитие партнеров». Автор определяет коммуникативную компетентность как коммуникативную гибкость субъекта, которая обеспечивается наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных стратегий; реализацией коммуникативной стратегии максимально высокого уровня, возможного в данной ситуации общения (оптимально — сотрудничества); использованием приемов и техник общения, адекватных конкретной коммуникативной ситуации [6, с.71].
И. Н. Агафонова, П. В. Карпузович и другие в структуре коммуникативной компетентности выделяют следующие компоненты: когнитивный, мотивационно-ценностный, личностный, эмоциональный и операционно-деятельностный [5].
Когнитивная часть: система коммуникативных знаний о смысловых аспектах ценности общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, которые всегда его сопровождают, об операционных (поведенческих) аспектах общения, стандартах коммуникативного поведения и т. д. [6].
Личностный компонент образует особенности личности вступающeго в общение, которые естествeнным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Аутистичность, застенчивость, беззастенчивость, отчуждeнность, эгоистичность, заносчивость, трeвожность, ригидность, агрeссивность, конфликтность, авторитарность нeгативным образом сказываются на общeнии [7].
Эмоциональная составляющая коммуникативной компетентности связана с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией и способностью не только реагировать, но и предвидеть изменения в состоянии партнера. Именно эмоциональный фон создает ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или неудобного общения [10].
Операционно-деятельностный компонент представляет собой систему коммуникативных умений: перцептивные умения, экспрессивные умения, умения саморегуляции коммуникативной деятельности, технические умения, эмпатийные умения [5].
Опираясь на исследования А. А. Боброва, Л. Н. Трубиной, А. В. Усовой и других, мы выделяем три уровня сформированности коммуникативной компетентности: низкий, средний и высокий. Общепринято, что овладение тем или иным умением до соответствующего уровня предполагает, что учащиеся свободно оперируют знаниями и умениями, определяющими предшествующий уровень [10].
Все три уровня тесно связаны друг с другом, и каждый предыдущий усваивает последующий, включаясь в его состав:
– низкий уровень — знания в области межличностного общения поверхностны, недейственны; подростки не умеют грамотно вести диалог; не способны распознавать поведение другого человека; отмечается плохое владение навыками эффективного слушания, препятствующее продуктивному общению; учащиеся испытывают трудности в установлении контактов с другими людьми; безразличны к переживаниям другого человека; с трудом оценивают собственные действия в ситуациях общения;
– среднийуровень — знания в области межличностного общения являются эмпирически ситуативными, с частичным обобщением; подростки способны вести диалог, но на недостаточно высоком уровне; распознают поведение другого человека только на интуитивном уровне; владеют слабо развитыми навыками эффективного слушания, что препятствует продуктивному общению; способны находить оптимальные способы общения, ведущие к развитию доброжелательности; собственные действия оценивают правильно, но не во всех ситуациях общения;
– высокий уровень — знания в области межличностного общения имеют глубокий теоретический характер, системны и целостны; подростки умеют грамотно вести диалог; способны успешно распознавать поведение другого человека, владеют навыками эффективного слушания, способствующими продуктивному общению; легко устанавливают контакты с другими людьми; с сочувствием относятся к переживаниям другого человека; способны оценивать собственные действия в ситуациях общения [1].
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, поэтапно вводимый сегодня в практику школы, декларирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, которая заключается в готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира [8]. Данная компетентность обучающегося впервые рассматривается как его личностный результат освоения образовательной программы, состоящий в овладении системой коммуникативных учебных действий, необходимых для успешного выполнения учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. В основных требованиях стандарта содержится также указание на привитие обучающимся коммуникативных компетентностей и закрепление у них навыков сотрудничества в среде сверстников и разновозрастной среде, являющихся основой дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий [2].
Таким образом, формирование коммуникативной компетентности младших подростков — один из ключевых моментов развития личности.
Во-первых, коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит процесс общения подростка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе.
В-третьих, коммуникативная компетентность подростков рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина подростковый возраст наступает в десять лет и длится до пятнадцати, когда наступает ранняя юность. Младший подростковый возраст приходится на 10–12 лет [3].
И. М. Слободчиков писал: «Важной характеристикой этого периода является формирующееся у младших подростков чувство взрослости как субъективное переживание готовности стать самостоятельным. Отчасти переоцениваемая готовность приводит к частым конфликтам, но последние имеют положительный смысл, т. к. провоцируют у подростка необходимость более адекватно отнестись к своему месту среди других» [11].
Поэтому, в подростковом возрасте, с одной стороны, имеются возможности для развития всех составляющих коммуникативной компетентности: личностной, когнитивной, поведенческой. С другой стороны, совершенствование коммуникативной компетентности как способности строить эффективное общение в силу значимости общения оказывает все более существенное влияние на развитие личности.
Литература:
1. Бырдина О. Г., Сахарова Ю. П. Формирование коммуникативной компетентности младших подростков во внеучебной деятельности // Молодой ученый. 2015. № 3. URL https://moluch.ru/archive/83/15155/ (дата обращения: 07.02.2019).
2. Жуков Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. Киров: Радуга-Пресс, 2001. 142с.
3. Карабанова О. А. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: Айрис-пресс, 2005. 240 с.
4. Курилова С. Ю. Формирование коммуникативной компетентности старшеклассников в учебной проектной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. Владикавказ, 2011. 225 с.
5. Панфилова А. П. Коммуникации в образовательной деятельности. СПб.: Знание, 2016. 142 с.
6. Рагулина Л. В. Компоненты, критерии и показатели коммуникативной компетентности преподавателя высшей школы // Молодой ученый. 2010. URL https://moluch.ru/archive/13/1151/ (дата обращения: 11.04.2019).
7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. 2010. URL: https://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 02.09.2019).
8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/ (дата обращения: 18.12.2017).
9. Шатрова С. А. Формирование коммуникативной компетентности: автореф. дис. канд. пед. наук. Волгоград, 2010. 217 с.
10. И. М. Слободчиков. Подростки: понятие и самоопределение — Статьи о межличностных отношениях: в семье, коллективе, друзьями — Журнал (psy-culture.ru)