В статье рассматриваются вопросы, связанные с важностью деловых коммуникаций для управления образованием. Также описана роль делового общения в данном процессе.
Ключевые слова: деловые коммуникации, управление образованием, деловое общение, образовательные организации.
The article discusses issues related to the importance of business communications for education management. The role of business communication in this process is also described.
К eywords: business communications, education management, business communication, educational organizations.
В социально-экономических условиях, в современном мире, происходит усложнение профессиональной деятельности в образовании. По этой причине меняются требования к личности специалистов. Недостаточно давать лишь необходимые навыки, знания и умения, сейчас важной задачей также является формирование личности, которая будет обладать готовностью оценивать и распознать гуманитарные ценности, события, происходящие явления и на их основе осуществлять свою деятельность
Общество развивается, меняются способы, цели и результаты деятельности участников образовательного процесса, иными словами, изменяются среда и средства обучения, изменяется стандартная система знаний, навыков и умений. Во всем этом особую роль занимает деловое взаимодействие участников: учителей и учеников (преподавателей и студентов), общение преподавателей между собой и т. д. Именно общение способствует формированию личностных и профессиональных качеств [2].
Многие российские ученые анализируют и обсуждают проблематику стилей профессионального общения. В основном, за основу берутся стили таких известных психологов, как Е. А. Климова, В. Ф. Мерлина и др. Исследователи затрагивают такие вопросы, которые связаны с особенностями стилей общения в управленческой и педагогической деятельности, а также с эффективностью различных стилей.
С точки зрения стиля общения главную роль занимает анализ делового общения. По общему определению, общение — это сложный процесс развития и установления контактов между гражданами, группами, который порождает потребности совместной деятельности и включает в себя социальную перцепцию, коммуникацию и интеракцию.
Предлагаю рассмотреть основные аспекты стилей делового общения непосредственно в образовательных коммуникациях.
Данный стиль становится инструментом в оформлении индивидуальности и личности человека. Во время учебы учащиеся сталкиваются с различными стилями общения. Отсюда они формируют и личный стиль, который в будущем может стать ресурсом в его профессиональной деятельности.
Стиль делового общения в образовательном процессе оказывается продуктом творческого поиска самого человека и ни в коем случае не образуется стихийно. В образовательных организациях учителя строят свою деятельность в зависимости от социально-профессиональных требований, сформированных в учебном заведении, а также в зависимости от ресурсов и собственных возможностей. Его общение в коллективе, с учащимися строится в зависимости от выбранного стиля общения. Для кого — то характерен демократическое общение, при котором формируется другой стиль, результатом которого становится деятельность, направленная на кооперацию и сотрудничество. Для других характерен диктаторский стиль общения. При этом, не смотря на доказанную эффективность, он утрачивает популярность из-за новых требований к формированию личности учащихся [4].
Стили делового общения востребованы в образовательных процессах, так как они реализуются в частных типологиях стилей педагогического управления и общения.
Подытоживая информацию о стилях делового общения в деловых коммуникациях, можно сказать, что данный стиль общения определяется как субъективно удобные стратегии при решении коммуникативных задач.
Переходим к основным целям коммуникации в образовательном процессе. Ими являются:
– Рационализация и регулирование информационных потоков;
– Обеспечение эффективного обмена информацией между субъектами управления, между субъектами и объектами управления.
– Создание информационных каналов для обмена информацией между отдельными сотрудниками и подразделениями, координация их задач и действий.
В основе формирования коммуникаций в образовательной сфере лежат теоретические положения, компетентности, системный и информационный подходы. Каждый из них предопределяет качество составляющих коммуникации, в результате чего создаются предпосылки для развития образования в целом, а также разработки качественных управленческих решений [1].
Важная роль отводится работе руководителя образовательной организации, поэтому управленческая деятельность во многом зависит от того, насколько хорошо он владеет основами деловых коммуникаций.
При этом, большую роль отводят в использовании приёмов, видов, форм и этапов в управлении деловыми коммуникациями, а в конкретной межличностной ситуации это поспособствует повышению уровня эффективности в деятельности образовательного учреждения.
Подытожим, что умение общаться с коллективом, знания психологии другого человека, учёт интересов других людей можно считать одним из определяющих факторов в процессе управления деятельности образовательной организации.
При анализе современной образовательной организации можно отметить, что в ней постоянно происходят деловые коммуникации. Например, руководители с подчинёнными, коллегами, партнёрами по работе, специалистами других образовательных организаций. Руководитель в свою очередь реализует управление через деловые коммуникации. По статистике, работники образовательных организаций используют данный навык до 80 % всего своего рабочего времени. При этом, важная роль отводится навыку делового общения.
Отмечу, что в образовательных организациях существует несколько форм делового общения. Из основных можно выделить: деловая беседа, деловая переписка, деловое совещание, конференции, деловые переговоры, семинары, публичное выступление, педагогический совет. Из всех вышеперечисленных формах общения работники образовательных учреждений осуществляют управленческое деловое общение.
Направленность — это одна из особенностей деловых коммуникаций. Это связано с тем, что общение направлено не просто на само взаимодействие, но и на учащихся в целях организации освоения ими знаний, формирование на этой основе умений, а также в целях их личностного развития [3].
В деловом общении образовательной системы можно выделить три подсистемы
– Деловые проблемы
– Деловые партнёры
– Межличностные отношения.
Направленность и содержание делового общения во многом определяется взаимодействием этих подсистем.
Ценностно — смысловая, коммуникативно — деятельностная, профессионально-личностная, индивидуально-психологическая компетентности участников деловых коммуникаций способствуют результативности делового общения [5].
Как уже было отмечено, общение в образовательной сфере носит преимущественно деловой характер. Это связано с тем, что работа как всего коллектива, так и каждого преподавателя направлена на решение важных воспитательно-образовательных задач.
Поэтому, в связи с повышенной ответственности педагога необходимо постоянно совершенствовать навыки делового общения.
В завершении можно сделать вывод, что деловые коммуникации обеспечивают качество принимаемых управленческих решений и способствуют позитивным изменениям, как в компонентах образовательной системы, так и результатах образования по большинству показателей в соответствии с поставленными целями и в намеченные сроки. Таким образом, деловые коммуникации в образовательной системе, обеспечивают эффективное управление.
Литература:
- Дзялошинский, И. М. Деловые коммуникации. теория и практика: Учебник для бакалавров / И. М. Дзялошинский, М. А. Пильгун. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 433 c.
- Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия. — М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. — 104 c.
- Моисеев, А. М. Основы стратегического управления школой / А. М. Моисеев. — М.: Педагогическое общество России, 2019. — 117 c.
- Павлова, Л. Г. Деловые коммуникации / Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. — М.: КноРус, 2016. — 300 c.
- Пивоваров, А. М. Деловые коммуникации: социально-психологические аспекты: Учебное пособие / А. М. Пивоваров. — М.: Риор, 2019. — 128 c.