Ключевые слова: проектирование, планетарий, формообразование.
Объектом исследования данной статьи выступают планетарии. Предметом — изменения архитектурных форм планетариев в процессе их исторического становления. Основные задачи — изучить отечественный и зарубежный опыт проектирования планетариев, провести анализ их объемно-планировочной структуры. Проблематика и актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время возрастает интерес ученых в области исследований космического пространства.
Вселенная настолько необъятна, что четко представить её в человеческом воображении не представляется возможным. Поэтому ученые всех эпох пытались построить ее модель в масштабе. Для этого требовалось пространственное решение, которым в конечном итоге и стало здание планетария. Уместить солнечную систему в помещении, ограниченном стенами, потолком и полом — непростая задача. Однако в 1924 году на крыше фабрики Карла Цейсса была воплощена идея строительства планетария (рисунок 1).
Рис. 1. Планетарий на крыше фабрики Карла Цейсса в Йене, 1924 г.
При создании архитектурного образа планетариев архитекторы столкнулись с проблемой формообразования. Технология предполагала купольные формы, однако у зодчих было принято ставить ордерный портик. При том, что в эпоху конструктивизма скрыть купольные формы ради внешнего облика было бы если не преступно, то, как минимум, не рационально, планетарии стали иметь некоторый эклектический вид. В первых проектах ставился купол, а перед ним четырех, шести или восьмиколонный портик.
Обращение к античным способам проектирования:
– Планетарий в Филадельфии (США) при институте Бенджамина Франклина и научном музее украшен Палладианским портиком с Коринфским ордером;
– Планетарий в Милане выполнен как в Древнем Риме: купол, перед которым расположен вестибюль, вход оформлен портиком ионического ордера.
Появление собственной стилистики в архитектуре планетариев:
– Переломным моментом в проектировании современных планетариев является строительство Московского планетария в 1927–29 годах, по проекту М. Барща и М. Синявского. Впервые виден отход от эклектики в проектировании. Несмотря на то, что М. Барщ был членом конструктивистского общества объединения современных архитекторов (ОСА), конструктивисты отказывались признавать планетарий «своим» по причине большого количества округлых форм, не допускаемых в конструктивизме. Несмотря на это, его внешний вид был по-настоящему современным.
Идея реновации при открытии планетариев использовалась настолько широко, что иногда такие учреждения открывались в совершенно неординарных местах:
– Планетарий в Гамбурге 1930 на 300 мест, диаметр купола 20,6 м. Он был оборудован в старой водонапорной башне. Звездный зал был размещен прямо в резервуаре для воды.
«Планетарии в храмах»:
В СССР, ввиду гонения на церковь, продиктованного политическим курсом большевиков, различные объекты культурного, бытового и даже промышленного назначения могли располагаться в храмах:
– С 1948 по 2011 годы в Храме Покрова Пресвятой Богородицы Ярославского Казанского монастыря (1820 г.) размещался планетарий. Можно отметить, что по религиозным соображениям, купол церкви является символом неба, купол планетария тоже символизирует небо.
– В Нижнем Новгороде с 1948 по 2006 годы в Алексеевской церкви (1821–1934 г.г.) Благовещенского монастыря располагался старый планетарий (рисунок 2), а в 2007 году нижегородский планетарий принял первых посетителей в новом здании (рисунок 3).
Рис. 2. Старый планетарий в Нижнем Новгороде. 1948–2006 гг.
Рис. 3. Новый планетарий в Нижнем Новгороде 2007 г.
Возвращение к классическим формам:
– В формах неоклассицизма (Сталинского ампира) читается возврат к началу проектирования планетариев с открытым куполом, украшенным скульптурой, перед которым расположен портик. В 1954 году построен знаменитый планетарий в Волгограде, по проекту архитекторов Симбирцева и Хомутова.
– В Пензе с 1954 года в деревянном здании народной обсерватории и метеорологической станции (1928 г) расположился планетарий.
Применение оболочек . Плавные, изогнутые формы зданий:
– В 1964 году в Бохуме (ФРГ) был построен такой планетарий. Внешняя его оболочка держится на 4 точках, а пространство между этой оболочкой и объемом зала занято рекреационным пространством для посетителей.
– В СССР же в 1967 году завершилось строительство музея космонавтики в Калуге.
Эпоха новых форм:
– Необычное конструкторское решение было принято в Штутгарте (Германия). Стеклянный купол планетария Карла Цейсса, воздвигнутого в 1977 году, подвешен к металлическим фермам.
– Идея двухзального объекта осуществлена в Копенгагене в планетарии Тихо Браге, который начал свою работу в 1988 году. Технологическая особенность его заключается в возможности использования как IMAX-кинотеатра с проецированием на сферу. Стоит обратить внимание на исчезновение внешнего купола.
Современная архитектура планетариев:
– XX-XXI в. в. построен планетарий в Шаботе у Окленда. Фактически это двухзальный комплекс. Такое решение достаточно удобно для больших комплексов, так как в основной части можно вести презентации научных материалов, а в театральной части показ развлекательных сюжетов.
– В Валенсии создали целый городок науки и искусства с планетарием «Эмфисферик», на родине великого архитектора нашей современности, Сантьяго Калатравы.
– 2011 год, в Нагоэ построен планетарий на 350 мест при музее науки. Диаметр купола — 35 м. Между двумя корпусами Музея науки закреплен гигантский шар, напоминающий глобус с параллелями и меридианами.
Шар как основная форма при проектировании планетариев:
– Планетарий Индиры Ганди в Индии.
– Планетарий Хайдена представляет собой стеклянный ящик огромного размера, внутри которого размещен шар. Создается впечатление, что этот шар висит. В действительности он закреплен на косых парных опорах и под ним можно пройти, а между поверхностью этой монолитной сферы и стеклянными стенами образуется волнующее атриумное пространство.
Вывод:
Благодаря новым технологиям в области архитектуры и строительства появилась возможность выражать смелость, неординарность в проектировании планетариев. Перешагнув через ностальгию по классической архитектуре, наступило время эстетики чистых, больших геометрических форм в новых материалах и конструкциях.
Литература:
- Анисимов А. В. Архитектура планетариев: История. Архитектура. Реконструкции. Зарубежный опыт. — М.: Доброе слово, 2008. — 96 с.