В статье рассматриваются методы и нормы совершенствования системы озеленения и ландшафтного благоустройства улиц и дорог Узбекистана. Даны рекомендации по дальнейшему усовершенствованию.
Ключевые слова: ландшафт, благоустройство, озеленение, дорога, методы, нормы, растительность.
Насаждения на улицах относятся к категории общего пользования. Поскольку жители городов проводят на улицах значительное время, создание оптимальных санитарно-гигиенических (затенение проезжей части и тротуаров, защита прохожих и прилегающих территорий от пыли, газов, шума со стороны проезжей части) и эстетических условий является актуальной задачей. В Узбекистане была принята программа [1] озеленения дорог и улиц, планировалось высадить вдоль автодорог свыше 1,6 миллиона деревьев и кустарников, на улицах городов — 782 тысячи, включая 103 тысячи в Ташкенте. В Постановлении Президента Республики Узбекистан [2] «О мерах по совершенствованию системы озеленения и архитектурно-ландшафтного конструирования автомобильных дорог» прокомментировано повышение уровня архитектурно-художественного конструирования автомобильных дорог, формирование единого системного и комплексного подхода к размещению зеленых насаждений и благоустройству придорожных полос вдоль автомобильных дорог республики в тесной взаимоувязке с современными требованиями по обеспечению безопасности дорожного движения и охране окружающей среды. Дан перечень декоративных растений (кустарников, хвойных деревьев, средневысоких и высоких деревьев). Озеленение улиц и дорог, как мы уже сказали, должно осуществляться в едином комплексе и с общим планом застройки. При планировании озеленения необходимо учитывать подземные и надземные коммуникации и сооружения, учитывать перспективу возможных изменений (расширение улиц, достройки и пр.) в будущем, чтобы при необходимости легко можно было внести в облик насаждений коррективы. Озеленение и благоустройство городских зон зависит напрямую от назначения и ширины улиц и дорог, интенсивности движения и характера окружающих застроек (размеров застроек, архитектурного решения и т. д.) [3].
Рис. 1. Растительность у остановок общественного транспорта
Растительность на территории улиц проектируется на специально выделенных полосах вдоль проезжих частей, на тротуарах, у остановок общественного транспорта (Рис.1), и т. д.
Основными типами насаждения являются: ряды деревьев и кустарников, группы, солитеры из деревьев и кустарников, газоны (Рис.2), травянистые цветочные растения в вазах и контейнерах (Рис.3) и т. д.
Рис. 2. Основные типы насаждений
Рис.3. Растения в вазах и контейнерах
Большую роль играет повышение жизнестойкости растений к воздействию неблагоприятных факторов среды, такие как загазованность, пыль и т. д.
Стандартно деревья на тротуарах высаживают в ряд в специально оставленные лунки. Диаметр лунок должен составлять не менее 1,5 м.
Между тротуарами и проезжей частью посадки деревьев могут сочетаться не только с цветниками и клумбами, но и с газонами (Рис.4).
Рис. 4. Сочетание цветников, клумб и газонов
В таких случаях ширина зеленой полосы не должна превышать 2 м. Расстояние между деревьями обычно не меньше 4 м. Целесообразно создавать ряд деревьев из представителей одного вида или одной декоративной формы. Следует иметь в виду, что всегда должен быть свободный обзор для водителей транспорта. Особенно на перекрестках и поворотах улиц размещение деревьев и кустарников не должно мешать пешеходам и водителям автотранспорта видеть дорогу и движущийся транспорт. Высота растений должна быть не более 0,6–0,8 м в пределах так называемого «треугольника видимости». Треугольник видимости рассчитывается в зависимости от скорости движения и торможения автомашин: составляется соответствующий чертеж, который накладывается на план озеленения участка перекрестка улиц [4]. Также важным условием является обеспечение проветривания улицы, которое достигается регулированием интервалов между деревьями в рядах. Насаждения на улицах имеют свои особенности и должны соответствовать специфическим требованиям, основными из которых являются газоустойчивость, шумо- и пылезащитная способность. С учетом этого рекомендуются следующие виды растений:
— газоустойчивые виды деревьев (ель колючая; каштан обыкновенный; акация белая, софора японская, гледичия, айлант);
— газоустойчивые виды кустарников (жимолость, скумпия, спирея средняя);
— деревья, способствующие снижению шума (ель колючая, туя западная), виды листопадных древесных растений, сохраняющие плотную крону (дуб, липа, каштан), кустарники (бирючина, калина, спиреи);
— виды древесных растений, обладающие способностью защищать территорию от пыли, имеющие плотную густую крону, шершавые морщинистые листья (вяз шершавый, клен, ясени, каштан конский, лох узколистный, сирень, бузина).
Выбор вариантов композиции растительности зависит также от ориентации улиц по сторонам света, к тому же зеленые насаждения не должны прикрывать архитектуру зданий.
При подборе ассортимента деревьев и кустарников следует избегать видов древесных растений с поверхностной корневой системой, которая может повредить покрытия тротуаров. Используя различные формы растений, можно создавать художественные композиции в соответствии с поставленными задачами. Озеленяя территории вблизи архитектурных ансамблей, монументов необходимо использовать формы растений, которые гармонично сочетаются с силуэтом самого здания или монумента. Строгость отдельных представительных участков улиц достигается геометрическими приемами плоскостного цветочного оформления (в форме круга, эллипса, квадрата, прямоугольника) в сочетании с низкими стрижеными бордюрами кустарников. На парадных частях улиц можно использовать сменное цветочное оформление, «наборные цветники» в емкостях, горшках, установленных в интересные конструктивные формы. Для преодоления «однообразия» застройки вводят контрастные формы древесных растений (форзиция, магония). Разнообразие создается как сменным цветением растений, так и окраской листвы, плодов, ветвей, фактурой стволов.
Озеленение проезжих городских зон очень важно. Зеленые насаждения улиц, дорог, проспектов создают «лицо» города, в сочетании с архитектурными сооружениями являются его «визитной карточкой». Озеленение улиц в центральных районах города решается по-разному в зависимости от их местоположения. Для озеленения центральных улиц используются более интересный ассортимент, отражающий специфику образа улиц. Зеленые массивы оказывают положительное влияние на климат городов, обогащают атмосферу кислородом (подсчитано, например, что один гектар городских зеленых насаждений выделяет в день в среднем около 200 кг кислорода) [5], предохраняют почвенный покров от эрозии, а водные источники — от высыхания и загрязнения. Они позитивно воздействуют на радиационный и тепловой режим, создавая тем самым проветривание территорий, что так необходимо при климатических особенностях Узбекистана. Одним словом, здоровье города зависит от насаждений, и чем их больше, тем благоприятнее климат. По мнению ученых-экологов, соотношение городских площадей и зеленых насаждений не должно быть меньше 1/5 [6].
Таким образом, хочется еще раз отметить актуальность зеленых насаждений в озеленении и благоустройстве улиц и дорог. Обращать серьезное внимание на «соседство» различных коммуникаций и сетей, тем самым не навредив эстетике и жизни растений. Грамотно подобранные деревья, кустарники, должны использоваться озеленителями строго по правилам роста и содержания растений (влаголюбивые, теневыносливые и т. д), микроклиматических условий и декоративных особенностей (ажурность кроны, плоды, запахи и т. д.).
И в заключение, хочется отметь «Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром». (А. Герцен)
Литература:
1. https://www.gazeta.uz/ Принята программа озеленения дорог и улиц
2. Постановление Президента Республики Узбекистан N ПП-3262 «О мерах по совершенствованию системы озеленения и архитектурно-ландшафтного конструирования автомобильных дорог».
3. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении правил организации работ по благоустройству населенных пунктов с учетом современных архитектурно-градостроительных требований» № 59.
4. https://www. cyberpedia.su / Расчет расстояния видимости на перекрестках
5. https://www. lektsii.com / Озеленение городских улиц и дорог
6. Дробченко Н. В. Научные исследования в проектировании архитектурной среды. Уч.пособие, Т:Print Rebel, 2020