В данной статье проанализированы передовые информационные и цифровые технологии, которые используются таможенными органами России, США и Китая; проведена сравнительная оценка внедрения передовых технологий в сфере таможенной деятельности.
Ключевые слова: современные цифровые технологии, информационные технологии,автоматизация, таможенные органы, цифровая таможня, таможенный контроль, мониторинг.
В настоящее время в мире быстрыми темпами развиваются различные современные технологии, в частности, цифровые и информационные технологии в различных сферах жизни. Сфера таможенной деятельности также не является исключением. Это именно та сфера деятельности, которая за короткий период времени способна перестроиться и по техническому и технологическому оснащению соответствовать уровню развития научно-технического прогресса. Использование современных технологий позволяет существенно упростить различные процессы и отдельные операции, а человеческий фактор как критерий риска постепенно уменьшается. Каждая страна в силу своего экономического, технологического, научно-технического развития в той или иной степени использует передовые цифровые и информационные технологии.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что научно-технический прогресс не стоит на месте, а вот готовность различных государств внедрять его достижения различна и определяется множеством факторов. В связи с этим целью настоящего исследования является оценка уровня использования современных цифровых и информационных технологий таможенными органами России, США и Китая.
В Российской Федерации активное внедрение и развитие нашли электронные таможни и центры электронного декларирования (ЦЭД). Внедрение ЦЭД позволяет удалённо пропускать товары через таможенную границу. Данная система позволяет осуществлять таможенное оформление в электронном формате, в то время как товары размещаются в определённых складах. Центр электронного декларирования можно считать структурным подразделением таможенной службы, в котором все таможенные операции совершаются в электронном виде. Широкое использование цифровых технологий способствует внедрению обязательного электронного декларирования, совершению таможенных операций дистанционно, что, в свою очередь, позволяет участнику внешнеэкономической деятельности не присутствовать лично при декларировании товаров. В Российской Федерации успешно действуют двенадцать центров электронного декларирования. Всего запланировано задействовать шестнадцать таких центров. В ЦЭД оформляется около 98 % всех электронных деклараций. Использование ЦЭД позволяет существенно экономить время при декларировании. Создание и использование электронных таможен позволяет более качественно осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль.
На рисунке 1 представлены сведения о количестве представленных электронных таможенных деклараций в ЦЭД за период 2018–2020 гг.
Рис. 1. Концентрация электронных деклараций в ЦЭД за 2018–2020 годы в РФ
Так, в 2018 г. в ЦЭД было подано около 33,6 % электронных деклараций на товары. В 2019 г. количество таких деклараций составило 67,9 % от общего числа деклараций. В 2020 г. в ЦЭД концентрировалось около 98 % электронных деклараций. Таким образом, наблюдается положительная динамика электронного декларирования благодаря внедрению цифровых и информационных технологий в таможенных органах Российской Федерации.
Количество таможенных деклараций, оформленных и направленных посредством цифровых технологий, за первый квартал 2021 г. представлено в таблице 1.
Таблица 1
Данные о количестве деклараций на товары, декларируемые в электронном виде за январь — март 2021 года в РФ [2]
Авторегистрация деклараций |
Автовыпуск деклараций |
||||||
Всего авторегистраций деклараций при экспорте, шт. |
% |
Всего авторегистраций деклараций при импорте, шт. |
% |
Всего автовыпусков деклараций при экспорте |
% |
Всего автовыпусков деклараций при импорте |
% |
68 070 |
91,8 |
94 990 |
77,7 |
38 592 |
52,2 |
27 881 |
23,1 |
Из таблицы 1 видно, что доля автоматически регистрируемых деклараций при экспорте товаров составляет 91,8 % от общего числа деклараций за рассматриваемый период, при импорте товаров — 77,7 %.
Полномасштабная цифровизация и автоматизация деятельности таможенных органов в нашей стране предусмотрена Стратегией развития таможенной службы РФ до 2030. В данной стратегии определяются основные направления развития таможенной службы РФ, в т. ч. и по ее цифровизации.
Тотальная цифровизация предполагает использование искусственного интеллекта, передовых технологий совершения таможенных операций, цифровой системы уплаты таможенных пошлин, цифровизации системы управления рисками.
Повышение эффективности деятельности таможенных органов, согласно Стратегии, будет достигаться путём автоматизации таможенных операций и процессов администрирования таможенных пошлин, а также автоматизацией государственного контроля в соответствующих местах.
Также летом 2021 года ФТС России планируется создание с применением цифровых технологий отдельного центра оперативного анализа и мониторинга. Согласно данным ФТС России, данный центр будет выполнять задачи по проведению аналитических исследований, мониторинга деятельности таможенных органов, а также устранению ошибок в процессе таможенного оформления и контроля [5].
Согласно данным ФТС России, в 2020 г. удалось автоматизировать и повысить эффективность таможенного контроля и таможенного оформления.
В целом процесс цифровизации деятельности таможенных органов РФ продвигается довольно быстро, что положительно влияет на решение возложенных на таможенную службу задач. При этом одним из факторов успешного внедрения и повышения эффективности таможенной деятельности на основе современных технологий выступает подготовка и переподготовка кадров, формирование специалиста таможенного дела с принципиально новыми компетенциями в области цифровых и информационных технологий.
Интересным в данной области представляется опыт США. Погранично-таможенная служба США не одно десятилетие использует передовые цифровые и информационные технологии в процессе своей деятельности.
Таможенные органы США активно используют технологию Automated Export System, что в переводе означает — автоматическая система экспорта [3]. Данная технология позволяет таможенным органам Соединённых Штатов Америки систематизировать поступающую информацию о грузах, которые перемещаются через границу государства всеми видами транспорта. Данная технология используется таможенными органами США совместно с иными государственными структурами, в частности с Министерством торговли США.
Применение инновационных технологий в таможенных органах США основывается преимущественно на развитии систем тотального контроля и мониторинга. В этом существенное отличие от технологий, применяемых в РФ. Системы контроля и мониторинга позволяют повысить эффективность деятельности таможенных органов путём своевременного реагирования на различные негативные ситуации, таможенные риски.
Система таможенного контроля США представляет собой совокупность цифровых и технических технологий, направленных на автоматизацию и цифровизацию деятельности таможенных органов.
Система тотального мониторинга в таможенных органах США позволяет следить за соблюдением действующих законов. Также данная система позволяет осуществлять контроль за возникающими проблемами и их устранением. Технологии тотального контроля и мониторинга позволяют значительно повысить производительность труда и в целом эффективность деятельности Погранично-таможенной службы [1].
Рассмотрим процессы внедрения современных цифровых и информационных технологий таможенными органами Китая. Что касается цифровизации деятельности таможенных органов, то здесь планируется существенно сокращать время проведения таможенного контроля и таможенного оформления. Также таможенными органами Китая активно используется система мониторинга товаров, их убытия и прибытия. Данная система позволяет таможенным органам Китая получать актуальную информацию о статусе товаров своевременно.
Цифровая таможня Китая предполагает более широкое внедрение современных информационных и цифровых технологий, электронной системы оплаты пошлин, налогов. Развитие цифровой таможни Китая способствует упрощению проведения таможенного оформления, а также повышению качества выдачи разрешительных документов, лицензий иных документов, необходимых для внешнеторговой деятельности. Цифровая таможня также предполагает наличие, так называемого, Единого окна, суть которого заключается в том, что участник внешнеэкономической деятельности может подать все необходимые документы в электронном виде без личного посещения таможенного органа [4].
Стоит отметить, что цифровизация деятельности таможенных органов Китая, как и других государств, оказывает положительное влияние на результаты таможенной деятельности. Развитие цифровых таможен способствует существенному сокращению времени совершения операций по таможенному оформлению, а также обработке и хранению больших массивов информации.
Таким образом, таможенные органы России, США и Китая практически на одном уровне по степени цифровизации таможенных операций, различные цифровые и информационные технологии, которые существенно отличаются друг от друга. Различия обусловлены целями и задачами, которые определяются в соответствующих стратегиях и планах развития таможенных служб каждого государства, а также наличием собственных разработчиков IT-технологий для сферы таможенного дела. Очевидно одно, современные цифровые и информационные технологии повышают эффективность таможенной деятельности.
Литература:
- Бойкова, М. В. Зарубежный опыт таможенного администрирования: монография. — М.: 2017. — 135 с.
- Официальный сайт Федеральной таможенной службы. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.customs.ru/ (дата обращения 12.06.2021).
- Официальный сайт Погранично-таможенной службы Соединённых Штатов Америки. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cbp.gov/ (дата обращения 12.06.2021).
- Официальный сайт Главного таможенного управления Китайской народной республики. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.custo-ms.gov.cn/ (дата обращения 15.06.2021).
- Сальникова, А. В. Электронная таможня как основной вектор развития таможенных органов в условиях цифровизации Российской экономики / А. В. Сальникова, М. А. Чернецова. — 2020. — URL: http://www.creativecommons.org/ (дата обращения 15.06.2021).