Гомосексуальность – это понятие определяется как: сексуальное влечение к лицам собственного пола. Слово, а точнее термин «гомосексуальный» происходит от греческого «homos» – «одинаковый» и латинского «sexus» – «пол». Х.Эллис утвердил употребление предложенного термина в своем труде «Половые извращения (Sexual Inversion)», изданном в 1908 году. Эта книга носила характер патопсихологической и/или психиатрической работы. Затем данный термин «гомосексуальность» быстро вошел в научный и житейский обиход для обозначения различного рода сексуальных контактов с лицами собственного пола, как между представителями мужского пола, так и между представителями женского пола. Данный термин значительно отличается от гетеросексуальности (сексуального влечения к лицам противоположного пола) и бисексуальности (влечения к обоим полам). Подобно гетеросексуальности и бисексуальности, гомосексуальность отчетливо демонстрируется в сексуальных сновидениях и фантазиях, сексуальных действиях (воображаемых и совершаемых), романтических увлечениях и ранней влюбленности. Наряду с этими проявлениями сексуальной ориентации выделяется также асексуальность – отказ от всяческих половых контактов на протяжении всей жизни, что встречается в современном индустриальном обществе среди населения довольно не часто.
Понятие «гомосексуализм» (лат. homosexualismus), как и понятие «гомосексуальность» (нем. homosexualität), было введено в широкое использование в конце XIX века австрийским писателем венгерского происхождения Карлом Марией Кертбени и обозначало половое влечение индивида к лицам одного с ним пола и сексуальные связи между ними. После этого они были благополучно забыты и заново открыты, если можно так выразиться, берлинским сексологом М. Хиршфельдом в 1905 году и американской писательницей Гертрудой Стайн в 1922-ом году. На этом были заложены первые положения гендерной идентификации и определения сексуальной ориентации в условиях меняющегося культурно-нравственного ценностного фона.
Термин «лесбиянка» получил свое распространение более века назад и теперь общепринят в научных и бытовых кругах для обозначения женской гомосексуальности. Гомосексуальных женщин называют лесбиянками. Этот термин обязан своему происхождению греческому острову Лесбос, на котором приблизительно в 600-ом году до н.э. жила Сапфо, знаменитая поэтесса, описавшая и воспевшая в своих пронзительных произведениях любовь между женщинами и девушками. Однако некоторые древние источники упоминают и о неоднократных связях Сапфо с представителями мужского пола.
Широкое употребление слова «гей» (от английского «gay») для обозначения гомосексуалов в положительном ключе началось с движения за их общечеловеческие права в 1960-х годах прошлого столетия. Происхождение такого рода употребления данного слова до сих пор остается неизвестным. В американском гомосексуальном лексиконе оно восходит к 20-м годам ХХ века, а возможно, и к более раннему периоду.
Общие тенденции развития за последние 40 лет:
На сегодняшний день мировым сообществом самой толерантной страной в мире по отношению к сексуальным меньшинствам является Канада, это объясняется целым рядом причин и факторов, обусловленных следующими положениями:
1. На протяжении последних 15-ти – 20-ти лет идет активный рост терпимости к однополой любви, особенно среди более молодого электората (18-24 года) и более образованных людей. Это зарегистрировано как в США и Канаде, так и в странах преимущественно Западной Европы, так как культурный фон там несколько выше.
2. Увеличивается общее число мужчин и в особенности женщин, которые массово признают, что они испытывали, испытывают или хотят испытать сексуально-эротическое влечение к представителям собственного пола, особенно часто это бывает в пубертатный и ране юношеский периоды. Связано это со становлением полноценной личности.
3. Описанные выше положения не имеют положительной динамики и не сопровождаются ни увеличением общего числа гомосексуальных контактов, ни ростом числа людей (главным образом, респондентов), считающих или относящих себя к числу гомосексуалов или бисексуалов. Увеличения общей массы или удельного веса гомосексуалов на момент 1998-ого года не было зарегистрировано. Они как и прежде составляли общественное меньшинство, вращаясь в своей культурной среде.
В репрезентативных национальных опросах, проводимых рядом крупных европейских стран, респондентами которых, как правило, бывают люди старше 17-ти - 18-ти лет, данных о подростковой и юношеской гомосексуальности недостаточно. Данную статистику приходится дополнять и уточнять посредством специальных обследований подростков и гомосексуалов в контексте гендерной и возрастной психологии. Кроме того, немаловажное значение при этом играет психологический момент, так как многим подросткам и юношам трудно однозначно определить свою сексуальную ориентацию и провести грань между сексуально-эротическими чувствами и дружескими связями, которые, безусловно, носят весьма иной характер, но вплетаются в обще ориентированную черту. Особую роль в данном аспекте играет гендерная идентификация, свойственная каждому человеку, как личностному объекту социальной ячейки общества.
Из опрошенных в 1985-1991 гг. тысячи британских гомосексуалов, 20 % еще до 11-ти летнего возраста подозревали и замечали, что в сексуальном плане отличаются от других подростков (хотя самосознание своей личности приходит в этом возрасте со сравнительно вялой интенсивностью), к двадцати годам почти все из опрошенных респондентов имели такое подозрение, стремительно переходящее в состояние убеждения; однако уверен в этом до одиннадцати лет был только каждый десятый, а к двадцати годам - 86 %. Четверть из этих мужчин вступили в гомосексуальные контакты еще до того момента, как заподозрили свою отличительную особенность, но две трети сделали это лишь после того, как убедились в своей гомосексуальности.
Мальчики Германской Демократической Республики начала 1990-х годов начинали подозревать о своей гомосексуальности в среднем около 15-ти лет. Для сравнения, юноши ФРГ начинали это понимать к 16-ти голам. Во многом, степень осведомленности в идентификации себя как части меньшинства зависит, с одной стороны, от темпов индивидуального полового созревания и развития, от силы либидо (полового влечения), а с другой - от уровня воспитания и образования: более образованные юноши и парни из интеллигентской семьи отстают от рабочеобусловленных семей почти на два года. Уверенность в своей гомосексуальности приходит к мужчинам в среднем лишь около двадцати лет: у 15 % в 15-16 лет, у 19 % – в 17-18 лет, у остальных гораздо позже. Снова бросаются в глаза и не дают покоя социально-образовательные различия: юноши с высшим образованием завершают свое сексуальное самоопределение, уровень познания собственного эго значительно позже. Видимо, дело в разной степени стандартизированности типа мышления, готовности принять жизнь такой, какая она есть на самом деле, преподнося психологически несформированной личности сюрпризы.
Гомоподобные чувства и влечения подростков далеко не всегда реализуются в действительности. Даже те юноши и парни, которые с энтузиазмом сексуально экспериментируют со сверстниками собственного пола, не склонны идентифицировать себя в качестве геев или лесбиянок. Сексуальная идентичность – явление гораздо более сложное по внутренней структуре своего механизма, чем сексуальное поведение или воображение. Базисная основа тому психологическая деятельность человека на этом возрастном интервале. Особое место здесь должна занимать сексуальная ориентация.
Несмотря на то, что почти 25% немецких юношей и девушек начала 1990-х годов имели какой-то гомосексуальный опыт, основная масса их считала себя гетеросексуалами; лишь 3,5 % юношей не стесняясь, назвали себя бисексуалами; 0,5% - преимущественно гомосексуалами и 0,3% - гомосексуалами (весомой разницы между двумя последними критериями практически нет); у девушек соответствующие цифры были на уровне – 2,6%, 0,3% и 0,3%. С ходом психофизиологического взросления сексуальная ориентация становится более определенной. Доля юношей, считающих себя исключительно гетеросексуалами, увеличивается с 80,5% среди 14-15-летних и до 89.6% у 19-24-летних, тогда как доля бисексуалов уменьшается у юношей с 10,6 % до 2,1%, а у девушек - с 4,6 % до 2,8 %. Гомосексуалами юноши принципиально начинают называть себя только после 18-ти лет, да и то лишь 0,5% подвыборки. Но данные показатели имеют динамический характер.
Среди
основных факторов, способствующих развитию гомосексуализма, большую
роль играет раздельное обучение, истоки которого лежат в пластах
глубокой древности. Среди обследованных в начале 1960-х учащихся
английских школ-интернатов наличие гомосексуальных контактов признали
45% и собственное участие в них - 28% мальчиков; среди учащихся
представителей дневных школ соответствующие цифры составляют 18% и
3%. В начале 1990-х годов, британцы, учившиеся в закрытых школах,
имели в 2,5 раза больше гомосексуального опыта и в 3 раза больше
генитальных (оральных) контактов с мужчинами, чем учащиеся смешанных
общеобразовательных школ; свыше одного гомосексуального партнера
имели в 3 раза больше мужчин из числа приверженцев первой
представленной группы. В менее выраженной форме это типично и для
женщин.
Обще доказанным и признанным фактом является утверждение, что юные
геи и лесбиянки нередко опережают своих гетеросексуальных ровесников
по ряду показателей психосексуального развития, в то время, как
физическое развитие идет на одном и том же уровне. Восточногерманские
гомосексуалы свое первое семяизвержение и первый оргазм,
стимулированный мастурбацией (самоудовлетворением), пережили на год
раньше своих "натуральных" сверстников. Средний возраст
начала мастурбации у них 12,5 лет, почти на год раньше
гетеросексуальных подростков (13,5 года). 25% начали мастурбировать
до одиннадцати лет, 21% в двенадцать, 23% - в тринадцать, 17% - в
четырнадцать и 14% - в пятнадцать лет. Раннее начало и примыкание к
мастурбации исключало у них в последующем ночные поллюции (акты
непроизвольного, бессознательного семяизвержения, обычно
сопровождающего сон). Зато полноценную, активную сексуальную жизнь
гомосексуалы начинают значительно позже своих сверстников.
Гомосексуальность в мировой истории
Как это не покажется странным, но гомосексуальная связь зафиксирована почти во всех обществах. В Древней Греции сексуальные отношения между мальчиком-подростком и его наставником назывались педерастией и были общественно и социально приемлемы на фоне тогда устоявшихся морально-нравственных идеалов. Греческие философы, такие как Платон и Сократ одобряли эти отношения, воздвигая их во вполне законный ранг. Катулл, в сою очередь, написал даже поэму о любви между мужчинами. В древнегреческой армии также случались гомосексуальные связи. Пример такого рода отношений в армии можно зафиксировать между Александром Македонским и персидским мальчиком Багоасом, об этом свидетельствуют дошедшие до наших дней исторические писания. Римские императоры, в том числе Юлий Цезарь и Публий Элий Траян Адриан, имели гомосексуальные связи. Только в IV веке до нашей эры император Константин Великий, признавший христианство, как благую данность, запретил его под страхом смертной казни. Восточноазиатская культура не является исключением в этом плане.
В древнеиудейской традиции, которая легла в основу иудейско-христианской морали, гомосексуальные отношения осуждались, преследовались и пресекались. Библейская история о Содоме служит основой для зарождения понятия «содомия» – религиозного и юридического термина, обозначающего неправомерные уголовнопреследуемые гомосексуальные действия в отношении другого лица.
Несмотря на социальное осуждение, мужчины и женщины гомосексуалы не только продолжали существовать, но порой достигали выдающегося положения в обществе и политике, науке, литературе и искусстве, церкви и юриспруденции. Установлено, что такие гении эпохи Ренессанса, как Леонардо да Винчи и Микеланджело, были гомосексуалами. Как известно, Леонардо да Винчи не раз сам в этом признавался. Среди выдающихся людей нашего времени известен ряд гомосексуалов, среди которых: драматург Оскар Уайльд, писательница Гертруда Стайн, математик и изобретатель компьютера Алан Мэтисон Тьюринг, писатели Тэд Уильямс и Джеймс Артур Болдуин.
Распространенность гомосексуальности в общественной среде
Гомосексуальная модель поведения в общественно-социальных допустимых ситуациях практикуется многочисленными этническими группами. Некоторые родоплеменные сообщества узаконили, к примеру, бисексуальность. В ряде сообществ гомосексуальное поведение мужчин принималось как особая общественно-социальная роль, которая могла предполагать ношение женской одежды и применение на себе таковой же роли. Примеры таких сообществ можно наблюдать в индейских племенах, странах востока: Индии и Омане. Не исключением являются и страны Африки. Преимущественно северо-западной и юго-восточной её территории. Мужчины-партнеры этих лиц в данном случае не расценивались как гомосексуалы, а признавались нормально ориентированными людьми, вписываемыми в морально-нравственную картину.
Ошибочно полагать, что гомосексуальное поведение относится преимущественно к человеческой расе и является его прерогативой. Оно наблюдается также у рыб, некоторых рептилий, птиц и млекопитающих, включая приматов, как в естественных условиях, так и в неволе. В некоторых ситуациях активные гомосексуальные действия означают доминирование, хотя при этом может совершаться и совокупление – переход в состояние пассива. По сравнению с «пассивами», «активы» чаще выступают в доминирующей роли в сексуальном поведении, или, по крайней мере, как они признают, готовы склонять других к роли пассивной. «Активы» преимущественно чаще, чем «пассивы», отказываются от самоидентификации себя как гомосексуалов, и имеют секс с женщиной. Они в большей степени подвержены проявлениям гомофобии, по существу, сила этих проявлений прямо пропорциональна степени отвращения к своим гомосексуальным желаниям. Интересным является тот факт, что в момент гомосексуальных контактов, например, у самок обезьян зарегистрирован оргазм. Среди различных видов птиц, включая чаек, пеликанов и т.д. отмечены стабильные гомосексуальные пары самок и самцов.
Важно отметить, что в гомосексуальные контакты вовлечена почти половина мальчиков доподросткового возраста и примерно треть девочек того же возраста, в основном в форме непринужденных сексуальных игр с ровесниками. Ученый-биолог Кинзи подсчитал, что в Штатах, среди выбранной доли исследованных людей, между подростковым, предпенсионным и пожилым возрастом более тридцати процентов лиц мужского пола и 13% женского имели гомосексуальные контакты, завершившиеся оргазмом. Среди мужчин 10% были в основном гомосексуально ориентированы в течение последних пяти лет, а 5% ориентированы исключительно гомосексуально в течение всей своей сознательной жизни. Как показало последнее исследование, преобладающая или исключительная гомосексуальная ориентация реже встречается среди женщин, ее частота составляет примерно 1/3–1/2 мужской. Примерно четверть мужчин и женщин гомосексуалов состоят в гетеросексуальном браке. Причина этого достоверно пока не установлена.
На данный момент известна так называемая «ситуационная» или «констанционная» гомосексуальность, связанная, к примеру, с продолжительным пребыванием в изолированном однополом коллективе («приобретенная» гомосексуальность), при непосредственном контакте с ним. Следовательно, участие в гомосексуальном акте не обязательно означает, что человек гомосексуален. Это является неопровержимым фактом. Многие люди, имевшие случайный гомосексуальный опыт, не идентифицируют себя как гомосексуалов и не стремятся вести соответствующий образ жизни.
Поведение в среде гомосексуальности
«Любовная (или романтическая) карта» – термин, не так давно предложенный сексологом Джон Мани и доктором психологии Стефани Ортег. По мнению Мани, любовная карта человека можно рассматривать как записанную в мозге программу индивидуальных психологических и физиологических особенностей любовного чувства и эротизма, составленную в детстве, в возрасте от 5 до 9 лет. Любовная карта индивида включает идеальный тип партнера, идеальные отношения, виды возбуждающих сексуальных или эротических действий. Похожий, но не тот же самый процесс мы можем наблюдать в случаях долюбовных и романтических отношений, когда идет необратимый и неконтролируемый процесс идеализации партнера. Любовная карта гомосексуала говорит ему или ей, что идеальным будет партнер того же пола. Романтические карты, как и родной язык, начинают развиваться задолго до того, как начнут проявляться морфологически. Они не являются результатом лишь простого научения или социального выбора.
Первое
гомосексуальное влечение, как и гетеросексуальное, может возникнуть в
младших классах начальной школы, но это не является стационарным
проявлением. Отчетливые эротические фантазии приходятся, как правило,
на период полового созревания, если не раньше – период
пубертата (12-16 лет). Они проявляются в дневных грезах, ночных
сновидениях эротического характера, фантазиях во время мастурбации, в
размышлениях и сочинительстве на эротические темы, но опять-таки, это
не всегда является обязательным показателем. В подростковых
гомосексуальных фантазиях иногда присутствует романтический элемент.
В других случаях эти фантазии сфокусированы исключительно на
физических характеристиках другого лица или на конкретных сексуальных
действиях. Жесткого критерия, согласно которому будут проявляться
гомо наклонности, нет. Одна из определяющих характеристик – это
поведенческий тип.
У подростков-гомосексуалов такого рода опыту предшествует осознание
привлекательности лиц одного с ними пола. Подростки с
гомосексуальными влечениями и фантазиями могут страдать и испытывать
дискомфорт от ощущения, что они не такие, как все окружающие, могут
переживать трудности половой самоидентификации.
На
сегодняшний день существует известное расхождение во мнениях
относительно тех факторов, которые участвуют в формировании половой
самоидентификации.
На этом фоне у юношей формируется психологическая уязвимость и
депрессоподобные состояния. У подростков, испытывающих чувство вины и
депрессии в силу негативной социальной оценки их возможной
гомосексуальности, возрастает риск суицида.
Они
могут пытаться отрицать, игнорировать или скрывать гомосексуальные
интересы, вовлекаясь, не по своей воле, в гетеросексуальные (или
асексуальные) виды деятельности. Подобное утаивание гомосексуальной
наклонности носит название «ухода».
Только в небольшом числе случаев гомосексуалы демонстрируют
женоподобие (у мужчин) или мужеподобие (у женщин) поведения, которое
позволило бы другим заподозрить их гомосексуальную ориентацию. Данную
деталь можно проследить и по тому, как в течение онтогенеза психики
меняется стилистическая и фенотипическая картина почерка. За
исключением сексуального поведения, большинство из них придерживаются
общепринятого образа жизни, неуклонно следуя ему.
Определение себя как гомосексуала чаще всего происходит примерно
после двадцати лет, когда человек узнает и осознает, что такое
гомосексуальное поведение и соответствующий жизненный стиль. Затем
возможен процесс «самораскрытия», т.е. открытого
признания перед окружающими своей гомосексуальности, сначала перед
самими гомосексуалами, позже – перед «правильными»
друзьями, семьей, незнакомыми людьми и т.д. Начинается
внедрение во внутренние слои выбранной сексуальной культуры.
Гомосексуалы следуют многим социальным стандартам, принятым в их среде. В сообществе лесбиянок социокультурными ценностями являются разборчивость и обязательность в отношениях. В половых контактах лесбиянок практикуются взаимный массаж и поглаживание, возможны использование вибратора, фаллоса, различного рода игрушек, взаимная мастурбация и орально-генитальная эротическая стимуляция (куннилингус). Разновидность женского гомосексуализма, при котором удовлетворение достигается трением лобков, клитора и наружных половых органов партнерш, греки назвали трибадией, а использующих его женщин – трибадами (от слова «тереть»). Здесь не лишним будет упомянуть о профилактике СПИДа в гомосексуальной популяционно-социальной среде, являющейся неотъемлемой частью этих отношений.
У
мужчин-гомосексуалов манера сексуального поведения изменилась в
результате эпидемии СПИДа. Наблюдается тенденция к снижению частоты
случайных сексуальных связей. Многие партнеры стремятся к стабильным,
хотя и не всегда исключающим другие связи, отношениям. Практика
безопасного секса включает ласки и взаимную (перекрестную)
мастурбацию с совместным сексуальным фантазированием. Следует
отметить, что орально-генитальные контакты (фелляция) безопаснее с
презервативом (наиболее эффективным на сегодняшний день средством
контрацепции), а анальный половой акт без презерватива весьма опасен;
даже при использовании презерватива он сопряжен с опасностью
заражения инфекцией, так как презерватив может лопнуть и на его
поверхности могут наличествовать микротрещины и поры.
Сексуальные фантазии играют активную, но не последнюю роль во многих
сексуальных отношениях и определении прелюдий. Они могут
характеризовать и субкультуру геев, например некоторые
специализируются на садизме и мазохизме, другие – на ношении
кожи, различных униформ, женской одежды (трансвеститы). Бары и клубы
геев часто специализированы в соответствии с фантазиями клиентов. Их
субкультура значительно расширилась за последнее время.
Причины гомосексуальности
Гомосексуальность нельзя объяснить одной из двух альтернативных причин – наследственностью или средой; природой или воспитанием. С точки зрения рационализма, она – результат взаимодействия множества влияний, формирующих развитие личности. Некоторые из них сказываются только в особые критические периоды развития (сензитивные), не раньше и не позже. Проводя аналогию, можно сказать, что одни факторы, определяющие сексуальную ориентацию, начинают действовать еще до рождения (в пренатальном периоде), другие – значительно позже (постнатальном).
Физиологический аспект возникновения гомосексуальных наклонностей
В пренатальный (дородовый) период эмбрионального развития организма главную роль в формировании будущей сексуальной ориентации играют половые гормоны плода, которые воздействуют на соответствующие центры и проводящие пути мозга. Практически у всех эмбрионов посредством энцефалограммы возможно обнаружить активность в этих же областях или долях мозга. Длительность электрических импульсов составляет при этом не более 200 миллисекунд, что соответствует так называемой досознательной психомозговой активности, которая проявляется и впоследующие годы. Однако эффект гормонов является лишь частичным и неокончательным. После рождения социальные стимулы, воздействующие на мозг через органы чувств, дополнительно влияют на дифференцировку мозговых структур как соответствующего мужскому или женскому типу, гомосексуального или гетеросексуального идентификата.
Некоторые младенцы еще в утробе матери подвергаются действию аномального количества или аномального типа половых гормонов, что при патологии приводит зачастую к врожденным дефектам половых органов, например к гермафродитизму и искажению личности. В результате повышается вероятность того, что у них разовьется предрасположенность к бисексуальности или гомосексуальности в отношении пола, в котором они были воспитаны и жили социально. Изучение таких случаев показало, что сексуальная ориентация формируется в основном к восьми годам, после чего остается неизменной. В данном случае можно говорить о деформированности собственно эго, глубокой сознательной патологии, которая приводит к изменению социальной роли.
По-видимому, даже в отсутствие гормональной патологии некоторые мальчики ведут себя подобно девочкам - «неженки», а некоторые девочки – по-мальчишески - сорванцы. Мальчики-неженки часто вырастают гомосексуалами. Для девочек-сорванцов это не столь типично. Только у незначительной части гомосексуалов в детстве наблюдалось атипичное половое поведение, спровоцированное родительской опекой. У некоторых гомосексуалов имеются гомосексуальные родственники; у одного или обоих родителей может быть гомосексуальный опыт. С другой стороны, у полностью или частично гомосексуальных родителей вырастают в основном гетеросексуальные дети (примерно с тем же процентом вероятности, что и в любой другой семье).
Как уже говорилось, не существует какой-либо одной причины, обусловливающей гомосексуальность. Не выявлено существенных различий гормонального фона или строения тела между гетеросексуальными и гомосексуальными людьми. Нет и особой связи гомосексуальности со страхом лиц противоположного пола или с желанием быть похожим на них. Гомосексуальность не возникает в результате воздействия порнографии. Жизненные ситуации подросткового или зрелого возраста не могут вызвать смену половой ориентации индивида. Гомосексуальность не зависит от произвольного выбора. Она не может быть изменена по собственной воле или воле других людей. Она также не может быть изменена наказанием или молитвами. Гомосексуальность также не передается на генетическом уровне и не имеет предрасположенности к норме реакции.
Отношение к гомосексуальности в мировом сообществе
Социальные установки по отношению к гомосексуальности варьируют в различных культурах и в различные исторические периоды. В западноевропейской культуре гомосексуальное поведение первоначально расценивалось как грех, а впоследствии – как преступление. Неоднократно такие проявления преследовались католической церковью и были положены в инквизиционный процесс. Затем гомосексуальность стала определяться как болезнь. Относительно недавно (по решению общенациональной конференции МКБ-10 в 1997-ом году) она начала восприниматься, как индивидуальное состояние и была вычеркнута из перечня психических заболеваний, таких как психопатия.
Религиозное осуждение гомосексуальности было трансформировано в законы, рассматривавшие все гомосексуальные действия как противоправные. В последнее время многие религиозные группы начинают принимать гомосексуалов, не обязательно одобряя при этом гомосексуальное поведение. Некоторые христианские, буддистские и иудаистские группы осуждают дискриминацию гомосексуалов, порой даже разрешая их возведение в сан (т.е. назначение на высокодуховный религиозный пост).
За последние 30 лет в большинстве штатов США гомосексуальные контакты взрослых, осуществляемые по обоюдному согласию, перестали оцениваться как преступление. Быть гомосексуалом не противозаконно, однако в некоторых штатах противозаконно склонять кого-либо к соответствующим действиям, характер которых преследуется по закону. В прошлом гомосексуалы нередко подвергались дискриминации и унижению. В нацистской Германии их заставляли носить розовые треугольники и убивали в концентрационных лагерях. В США гомосексуалы подвергались дискриминации во времена антикоммунистической истерии в 1950-х годах и даже позже. Эпидемия СПИДа усиливает в наши дни необходимость защищать гомосексуалов от гомофобии, выражающейся в предрассудках, преследовании и дискриминации.
В плане психического здоровья между гомосексуалами и лицами с гетеросексуальной ориентацией не было найдено различий. Ранее, как уже было сказано выше, гомосексуальность определялась как заболевание, являющееся результатом дегенеративности, отягощенного семейного анамнеза, мастурбации или беспорядочных половых связей. Этот аспект рассматривался в структуре психопатологии. Фрейд и другие психоаналитики описывали ее как сексуальное извращение (Е.А. Попов // Психиатрия, Москва, 1958 год). Применялись различные виды терапии, своеобразного лечения, с целью изменить гомосексуальную ориентацию, однако все попытки оказывались тщетными. Специалисты в области психического здоровья пришли к признанию того, что гомосексуальность сама по себе не связана с нарушением психики, что весьма логично. Еще в 1974 Американская психиатрическая ассоциация вычеркнула гомосексуальность из официального перечня психических расстройств, но данное положение ещё долго не принималось.
Изменились и общественные установки по отношению к гомосексуальности. Некоторые до сих пор считают гомосексуалов больными, грешниками или преступниками. Однако все больше людей убеждено в том, что гомосексуалы должны иметь те же основные права и защиту от дискриминации, которые гарантированы другим социальным группам. Важно отметить то общественно-политическое мнение, выражающиеся в запрете гомосексуализма, как данности, ведущей к демографическому коллапсу. Ошибочно данное суждение потому, что гомосексуалы «вращаются» исключительно в своей среде и прирост их числа незначителен (минимален). Общеизвестно, что за последние годы в сексуальном поведении и установках российской молодежи, прежде всего подростков и юношей, произошли большие изменения, вызывающие растущую социальную озабоченность. Этой теме посвящено несколько серьезных научных публикаций. Однако в российских средствах массовой информации и политических дискуссиях эти проблемы, как правило, освещаются искаженно и интерпретируются неверно, весьма утрировано. Чем это охарактеризовано:
1. Вместо серьезной научной статистики политики и журналисты пользуются случайными, недостоверными данными, причем их отбор и выводы из них крайне политизированы. Проблема не носит статуса приоритетной задачи, требующей респектабельного подхода к своему наибыстрейшему решению в просветительской сфере.
2. Отечественные данные не сравниваются с тем, что происходит в других развитых и развивающихся странах. В результате закономерные глобальные процессы, вроде снижения рождаемости или снижения возраста сексуального дебюта принимают за местные, локальные, сугубо российские, вытекающие из специфически российских условий и трудностей. Хотя, на самом деле в действительности это не так.
3. Сложные и противоречивые тенденции общественного развития примитивно объясняются "падением нравов", влиянием "растленного Запада" и снижением мировой морали.
4. В средствах массовой информации распространяются заведомо ложные, искаженные, умышленно фальсифицированные сведения о том, что фактически происходит в западных странах и в Российской Федерации наряду со странами СНГ.
5. Сочетание неинформированности, научного нигилизма и политической ангажированности приводит к тому, что формируется неверная социальная политика и стратегия воспитания, направление которых прямо противоположно мировому опыту. Это влечет за собой катастрофические социальные, культурные и эпидемиологические последствия.
Чтобы преодолеть эти опасные тенденции и ложные представления, – разумеется, необходимо сравнение сексуального поведения и ценностей российских подростков с тем, что происходит среди их западных сверстников. Важным является сексуальное воспитание в средних школах.
Для того, чтобы предоставлять населению достоверную, конструктивную информацию необходимо руководствоваться следующими положениями:
Во-первых, умышленно избегать широких теоретических обобщений, фиксируя внимание на эмпирических, статистически проверяемых фактах и тенденциях.
Во-вторых, обращаться не к американскому, а к западноевропейскому опыту. Тем более что уровень сексуальной культуры, от которого зависят такие важные социальные показатели как динамика нежелательных беременностей, абортов, изнасилований, заболеваний, передающихся половым путем (ЗППП), уровень сексуальной образованности населения и т.д., во многих европейских странах неизмеримо выше, и сами общеевропейские культуры достаточно разнообразны по своей сути.
В-третьих, интересовать должны преимущественно те данные и тенденции, которые существенны для понимания специфики российской ситуации. Западная Европа для нас – только фон, без которого нельзя понять того, что происходит или будет происходить в России. Этим определяется и отбор сюжетов и степень их детализации.
Состояние проблемы на сегодняшний день
Изучение сексуального поведения и установок населения вообще и подростков в особенности в странах Западной Европы началось уже в самом начале ХХ в. Однако таких исследований было мало, они были нерепрезентативны и нерезультативны, а консервативная общественность, особенно клерикалы, как правило, встречала их в штыки, обвиняя в подрыве традиционной морали и духовном растлении молодежи. Сексуальная революция 1960-х годов наглядно показала неэффективность привычных форм социального контроля и необходимость знать и учитывать происходящие в этой сфере жизни изменения. Эпидемия СПИДа, перешедшая на закате эпохи хиппи и неформалов в форму нарастающей пандемии, еще больше актуализировала эту проблему.
В конце 1980-х - начале 1990-х годов в Западной Европе появились первые большие репрезентативные национальные опросы населения, интервьюерами в которых совместно выступали социологи, демографы, сексологи и медики. Самые крупные и методологически совершенные национальные опросы – британский (1991), французский (1992) и финляндский (1992). То есть, проводимые во всех крупных странах Запада. Европейское сообщество создало в Брюсселе специальную международную базу данных, в которой представлен целый ряд европейских держав (наряду с Германией, Данией, Швецией и т.д.). Их первое обобщение – книга "Сексуальное поведение и ВИЧ / СПИД в Европе. Сравнение национальных опросов" 1998 года. Хотя выборки и методы (иногда это письменная анкета, иногда – телефонный опрос) этих исследований не совсем одинаковы, они достаточно сопоставимы. Например, во всех анкетах повторяется вопрос "Сколько вам было лет, когда вы имели первое сексуальное сношение? " Более подробные анкеты включали также вопросы о первом поцелуе, первом сексуальном партнере и его возрасте, характере взаимоотношений с ним, обстоятельствах и чувствах, сопутствовавших сексуальному дебюту, кто был его инициатором, какие принимались меры предосторожности и т.д. Иногда респондентов отдельно спрашивали о первом гомосексуальном опыте, если таковой был. Большое внимание уделялось сексуальной технике, методам контрацепции и проблемам безопасного секса, условно говоря, всем приоритетным вопросам современного общества.
Массовые сексологические опросы позволяют поставить конкретные проблемы профилактики СПИДа и ЗППП, планирования семьи и воспитания молодежи не узко, а в широкой социально-психологической среде, учитывающей эволюцию брачно-семейных отношений, изменения в характере сексуальной культуры, межпоколенных отношениях, процессах и механизмах социализации юношества, сексуальной экологичности и т.п. Национальные анкеты, респондентами которых были взрослые, старше 16 или, чаще, 18 лет, дополняются множеством исследований, посвященных специально подросткам и юношам.
Лучшая из этих работ - "Вступление в сексуальность. Поведение молодых людей в условиях СПИДа" (Lagrange et Lhomond, 1997) основана на данных опроса 15-18-летних французов.
Наряду с опросами населения или какой-то его подгруппы в рамках одной западноевропейской страны, начались сравнительные исследования сексуального поведения и ценностей подростков и юношей из нескольких стран, включая бывший СССР.
Все это позволяет судить о тенденциях развития юношеской сексуальности не голословно умозрительно, а на основе более или менее достоверных научных фактов. Что же мы фактически знаем на сегодняшний день об этой проблеме? Возраст сексуального дебюта. Это немаловажный критерий, позволяющий судить обо всей полноте сексуальной сферы подросткового и юношеского поколения. Самая общая тенденция сексуальной жизни второй половины ХХ в. - снижение возраста начала сексуальной активности и уменьшение разницы в этом отношении между мужчинами и женщинами. Плохо это или хорошо нельзя сказать однозначно.
Особенно велики сдвиги у женщин. В 1950-х годах во всех западноевропейских странах средний возраст начала сексуальной жизни у женщин (поколение родившихся в 1930-х годах) был как минимум на два года выше, чем в 1990-х годах (поколение родившихся в 1972-73 гг.). Часто этот сдвиг значительно больше. В общемировом масштабе процент женщин, начавших половую жизнь в 13 лет и моложе, с 1967 по 1996 увеличился в 6 раз, с 1 % до 6 %, а у мужчин – в 2,5 раза, с 2 % до 5 % . Доля тех, кто сделал это между 14 и 15 годами, выросла у женщин с 7 % до 32 %, а у мужчин с 17% до 29 %. В среднем медианный возраст сексуального дебюта у женщин снизился на 2.7 года, а у мужчин на 1.2 года. В группе 18-24 -летних респондентов в 1996 году он составляет 16.4 лет для женщин и 16.9 лет для мужчин. Хотя степень и темпы этих сдвигов неодинаковы в разных странах, налицо одна и та же тенденция. В 1990-х годах раньше всех в Европе сексуальную жизнь начинают молодые исландки (16.3 года). В странах южной Европы женщины, как и раньше, переживают это событие значительно позже и оно теснее связано с реальным или предполагаемым вступлением в брак.
Вывод (эпилог):
Сравнительно-исторический анализ подростковой и юношеской сексуальности второй половины ХХ века показывает, что никакой глобальной социальной катастрофы сексуальная революция 1950-70-х годов не принесла.
Гомосексуальность носит эпистазиализационный характер – естественноотборочная форма поведения в социальной среде. Она во многом связана с деформацией человеческой личности. При этом проявляется патология развития собственного эго на протяжении всего онтогенетического периода.
На этом этапе вполне возможно выделить характер психологического индивидуального развития сознания гомосексуалиста, проявляющийся в следующих формах:
К 3-ем годам формируется незаконченное осознание «Я-концепции».
К 12-ти годам проявляется деформация «Контр-эго».
К 15-ти годам возникает патология самоопределения собственного «Эго».
К 18-ти – нарастает противоречивая форма идентификации личности.
Несмотря на все, современные европейцы получают от своей сексуальной жизни больше удовольствия, чем прошлые поколения, включая их родителей, как представителей поколения 80-ых, а связанные с либерализацией сексуальной морали и нравственности проблемы и трудности успешно преодолеваются на основе достижений науки и просветительской деятельности, ведущей работу на территории Европы. Редукция эмоционально-любовных отношений к мочеполовым, как и все прошлые попытки такого рода, не выдержала испытания временем. Сочетание любовно-романтических и гедонистических ценностей и стилей жизни остается таким же сложным и противоречивым, как во времена прошлых десятилетий, так и эпохи XX века в целом. Переориентация сексуального поведения с внешнего социального контроля на внутренний самоконтроль, уменьшение гендерных различий и признание множественности сексуальных идентичностей и стилей жизни – всего лишь один из аспектов нормальной (но не прогрессивной) жизни постиндустриального общества. Общность некоторых главных тенденций развития не устраняет национальных различий и существования, как минимум, пяти разных типов сексуальных культур, особенности которых коренятся в свойствах традиционного образа жизни и ментальности соответствующих народов. К ним можно отнести гетеросексуалов, гомосексуалов, бисексуалов, асексуалов и трансвеститов. Последние три также являются интересным подсобным материалом в исследованиях психологии и сексологии. Современное состояние и перспективы развития российской сексуальной культуры могут быть поняты только в контексте ее собственной истории, но с учетом симбиоза описанных выше мировых тенденций.
Литература:
Кон, И. С. Лики и маски однополой любви. Лунный свет на заре — 2-е издание. — М.: Олимп, АСТ, 2003. — 576 с.
Клейн, Л. С. Другая любовь: природа человека и гомосексуальность — СПб.: Фолио-Пресс, 2000. — 864 с.
Антология Семейные узы: Модели для сборки. Книга 1 — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 632 с.
Ред.- сост. Карпенко, Л. А. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Творогова, Н.Д. — ПЕР СЭ, 2007. — 416 с.
Александров А. А. Психогенетика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006, Серия «Учебное пособие».
A Parent's Guide to Preventing Homosexuality. Автор: Дж. Николоси, Л. Э. Николоси
Сайт-портал: http://psylist.net/intim/gomomg.htm