Личностный аспект формирования предпринимательства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (37) февраль 2012 г.

Статья просмотрена: 1383 раза

Библиографическое описание:

Ропотан, С. В. Личностный аспект формирования предпринимательства / С. В. Ропотан. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 2 (37). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/37/4201/ (дата обращения: 16.11.2024).


Любая организация состоит из лиц, которые имеют перед собой некую цель, работают в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы, выступают как единый и целостный организм, который подчиняется организационной структуре.

Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели, а формирование культуры предприятия – это эта психологическая обстановка, в которой работают люди и от ее морального климата зависит эффективность этой работы.

Но еще эффективность работы напрямую зависит от модели предпринимательства, в частности от личности предпринимателя, которая в свою очередь формируется под воздействием ряда факторов, таких, например, как личность, менталитет и внутренняя культура.

Все это нельзя игнорировать при анализе предпринимательства.

Понятие «личность» относится к наиболее сложным и дискуссионным категориям психологии. В русском языке слово «личность» близко понятиям «лицо» и «личина» (маска), т. е. относится скорее к внешним проявлениям психики, чем к внутренним психическим процессам.

В английском языке слово personality происходит от лат. слова persona, обозначающего маску, которую надевали актеры в античных представлениях.

Таким образом, понятие «личность» отражает внешний социальный образ, который принимает человек, играющий определенные жизненные роли. Одни психологи (Г. Оллпорт) больше подчеркивали поведенческий аспект личности, определяя личность как динамическую организацию всех психофизических систем человека, обусловливающую его поведение и мышление. Другие (3. Фрейд) понимали личность как сложную систему непрерывно взаимодействующих сознательных и бессознательных структур психики. Третьи (К. Г. Юнг) подчеркивали связь конкретной личности с коллективным бессознательным, четвертые (Э. Эриксон) рассматривали личность в аспекте ее поэтапного становления, включающего ряд психосоциальных кризисов, и т. д.

Таким образом, можно сказать, что личность есть объединение всех характеристик индивида в единую структуру, которая, сохраняя определенное постоянство, все же изменяется в результате адаптации к меняющейся среде обитания. Человек, как личность, постоянно развивается и совершенствуется в процессе обучения и воспитания.

Одно из несомненных положительных качеств личности предпринимательства — это его лидерские качества. Предприниматель не может не быть лидером, так как он должен сплотить вокруг себя людей и воодушевить их для достижения высокой цели. По мнению А. Менегетти, лидер — это человек, который, удовлетворяя собственный эгоизм, реализует общественный интерес. Развивая собственную деятельность, он распределяет материальные блага и обеспечивает работой сотни людей. При этом попутно лидер стимулирует прогресс в обществе и вносит оживление в экономику, что дает толчок эволюции общества.

Анализ деятельности российских и зарубежных предпринимателей показывает, что среди разнообразных личностных качеств можно выделить пять наиболее важных:

  • самостоятельность;

  • амбициозность;

  • настойчивость;

  • трудолюбие;

  • стойкость.

Самостоятельность в глобальном смысле можно определить, как стремление человека самому определять свою жизнь, самостоятельно выбирать цели в работе и средства для их достижения.

Амбициозность также является важным качеством, которое помогает начинающему бизнесмену преодолевать любые преграды на его пути к успеху. Интересно отметить, что отношение людей к данному личностному качеству значительно различается в разных культурах. В США оно оценивается как достоинство, а в России — чаще как недостаток, по крайней мере, о таких людях нередко говорят с осуждением. Тем не менее, амбициозность, то есть повышенная самооценка и вера в успех, придает человеку дополнительные силы и помогает справляться с трудностями.

Настойчивость в приложении к предпринимательской деятельности означает желание делать все возможное для достижения успеха и готовность пойти ради него на определенные жертвы. Настойчивость в приложении к бизнесу проявляется в том, что человек живет своим бизнесом, думает только о нем.

Трудолюбие как личностное качество в полной мере характеризует многих успешных людей в бизнесе. Они работают не только потому, что хотят заработать побольше денег, а потому, что им нравится сам процесс труда, потому что он доставляет им удовольствие.

Стойкость к жизненным неурядицам и умение держать удары судьбы состоит из двух компонентов: способности не падать духом при неблагоприятных обстоятельствах и умения извлекать позитивный опыт из неудач.

Качествами, которые противопоказаны предпринимателю, являются эмоциональная неуравновешенность, ленивость, пассивность, внушаемость, чрезмерная исполнительность. Последние в этом списке качества традиционно относятся к положительным, однако то, что хорошо у наемного работника, является минусом для предпринимателя, который должен сам давать себе задания, а не ждать, пока кто-то скажет ему, что нужно делать. Еще одно личностное качество, затрудняющее деятельность предпринимателя, — повышенная тревожность. При ее наличии бизнесмен будет слишком долго колебаться, принимая решения, и слишком медленно действовать, а то и вовсе проявит пассивность.

Психолог С.М. Белозеров исследовал индивидуальные особенности деятельности предпринимателя и сделал вывод: эта деятельность осознана на 30%, а на 70% осуществляется на уровне догадок, цели этой деятельности осознают 12-15% работающих в бизнесе. Они находят правильные средства и методы осуществления этой деятельности. Большинство же составляют всего лишь «группу поддержки», т. е. просто «играют» в бизнес.

Немаловажный момент в анализе личности предпринимателя – пол предпринимателя. Большинство исследователей утверждают, что предпринимателем должен быть мужчина — сильный, агрессивный, независимый, ориентированный на индивидуальные достижения. Но отрицать склонность женщин к бизнесу не следует. Так, еще в начале XV в. Кристина де Пизан добывала средства к существованию литературным трудом и считалась лучшей писательницей Франции. В Америке XIX в. женщина-предприниматель — фигура заметная, ее нелегко было «унести ветром». На современном же этапе развития человечества, женщина-предприниматель занимает большую долю из всех предпринимателей. Данная тенденция наблюдается как в западной, так и в восточной культуре. [1]

Помимо личностных качеств и пола предпринимателя объектом исследования является и модель предпринимательства, которая в свою очередь формируется на основе культуры и менталитета самого предпринимателя. Для сравнения приведено 3 типа модели предпринимательства – западная модель (на примере США), восточная модель (на примере Японии) и «смешанная модель» (на примере России).

Во многих американских компаниях на первое место хоть и поставлена личность, со всеми своими потребностями, но, тем не менее, главы корпорации стараются избегать выявления одного лидера, как например, в японских компаниях.

В Америке предпочитают создавать команды, где каждый из команды обладает равными правами и степенью ответственности, то есть каждый из команды остается равноправной личностью, а не просто подчиненным, а также часто привлекают консультанта для обучения команды, проведения психологических тренингов и игр.

Постоянно меняющиеся социальные ценности и проблемы окружающей среды также оказывают влияние на представления людей о своей работе и планировании карьеры.

Появляются исследования, свидетельствующие о том, что ожидания и ценности управленческого корпуса меняются. Стэнфордский институт международных исследований США обнаружил новый тип менеджера, который стремится к карьере, отражающей его собственные ценности, а не ценности компании. Лондонская школа бизнеса недавно провела исследование ценностных ориентиров и ожиданий руководителей среднего звена и выявила их серьезную неудовлетворенность укладом жизни в компаниях и оказываемым на них давлением. Выводы исследования поднимают серьезные вопросы, касающиеся понятия карьеры в будущем и соответствующего планирования деятельности работников. Привлекательность работы в крупных компаниях снижается. Менеджеры стремятся к большей независимости и автономии, подальше от нагрузок и стрессов корпоративной жизни.

Таким образом, в Америке в последнее время большое внимание уделяется не корпоративной культуре, а корпоративной этике, потому что многие компании в погоне за увеличением прибыли стали использовать запрещенные приемы ведения бизнеса.

В противовес Америке, Япония – маленькая страна с огромной плотностью населения, ограниченными ресурсами, постоянной нехваткой жизненного пространства. Природные катаклизмы вызывают чувство опасности. Поэтому у японцев острое чувство необходимости национального единства. Они в полной мере осознают, что их выживание зависит от единства и социальной сплоченности.

Японцы работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в Японии путем группового консенсуса. Японцы рассматривают каждого человека как имеющего экономические, социальные, психологические и духовные потребности, так же, как это делают и американские руководители, когда специально задумываются над этим. Но японские руководители полагают, что их задачей является уделять как можно больше внимания именно человеческой личности, не столь сосредотачиваясь на других институтах (таких, как правительство, семья или религия). При этом семья для японцев – форма существования. Японцы проявляют уважение не к месту, которое занимает тот или иной человек, а к тому, что конкретное он сделал в жизни, к его опыту. [2]

В японских организациях лидер занимает самый ответственный пост. Он сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми безоговорочно. Отсутствие его может привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.

«Японский менеджмент и корпоративная культура вобрали в себя современные принципы и методы с энергией, граничащей с жадностью», – сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. – «…в то время как американская модель построения бизнеса заботиться только о наращивании капитала, забываю о морально-этическом климате компании». [3]

То есть, можно сказать, что японская культура построения бизнеса и организации корпоративно культуры – это более лояльная и смещенная в сторону духовных ценностей американская система управления, так японцы не придумывали свою систему, а взяли за основу американские модели.

Японское общество однородно и пронизано духом коллективизма. Японцы всегда мыслят от имени групп. Личность осознает себя, прежде всего как члена группы, а свою индивидуальность – как индивидуальность части целого. Руководящий принцип японского менеджмента находится в согласии с исследованиями Э. Майо, который показал, что работа есть групповая деятельность.[4]

Другой немаловажной особенностью японского менеджмента и политики формирования корпоративного имиджа является концепция непрерывного обучения. Японцы уверены, что непрерывное обучение приводит к постоянному совершенствованию мастерства. Каждый человек путем непрерывного обучения может улучшить выполнение своей работы. Это приводит к саморазвитию, а достигнутые результаты приносят моральное удовлетворение. С другой стороны, целью обучения является подготовка к более ответственной работе и продвижения по службе. Японцы восприимчивы к новым идеям – они учатся на чужих ошибках и извлекают выгоду из чужого опыта. Они внимательно наблюдают за происходящим в мире и систематически пополняют информацию из-за рубежа, заимствуют и быстро усваивают новые технологические методы и процессы.

Таким образом, японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

В современной России, в период значительных для государства и его народа, преобразований во всех сферах жизни общества наблюдаются изменения. За последние года реформы породили новые виды деятельности, стили жизни, слои населения.

В центре внимания исследований нового российского общества оказалось предпринимательство, обладающее своей специфичностью в сравнении с уже давно сложившимися и выступающим в виде эталона предпринимательством в Японии и США.

На основе анализа полученных данных можно выделить четыре типа предпринимателей: авторитарный, капиталистический, демократический и театральный.

Характерная черта авторитарного типа предпринимателя - полная самодостаточность, отсутствие желания сравнивать себя с другими. Представляет собой независимую, склонную к рациональному мышлению индивидуальность. Данный образ отличается аналитическим складом ума, властностью, организаторскими способностями, умением руководить, решительностью в действиях. Он говорит уверенно. Как правило, образованный человек и руководитель крупной фирмы.

Самым одномерным является капиталистический тип предпринимателя. Это человек, который сам приобрел капитал, хорошо образован, «хозяин жизни». Умеет ценить свое время: говорит коротко, четко, не рассуждает. Он относит людей к группе «бизнесменов» только если они смогли заработать такое же большое состояние, как и он. Тех, кто лишь пытается «сделать деньги», но не достигает успеха, не идентифицирует как предпринимателя.

Наиболее распространенным в сфере малого и среднего бизнеса является демократический тип предпринимателя. Этот образ выступает в виде свободного простого человека. Представитель данного типа, как правило, выглядит скромным и не притязательным. Ему приходится нелегко, необходимо «много бегать», работать по 12-14 часов в день. Несмотря на существующие трудности в сфере малого бизнеса данный тип является наиболее мобильным и адаптированным, готовым к любым переменам. К своему делу он относится с уважением, ценит свою независимость, считая ее основным мотивом в бизнесе.

Наименее деятельным в сфере бизнеса является «театральный» тип предпринимателя. Данный тип существует вне социальной среды и своей деятельности. Он публичен. Им движет лишь «желание доказать себе, что он на многое способен» и стремление «изменить свой статус». Желание изменить свой статус - единственный признак того, что он ощущает себя членом общества, элементом иерархической социальной системы. Вместе с тем, он обладает определенными психологическими чертами, делающими его истинным предпринимателем - это человек волевой, творческий, энергичный, принимающий новшества. Предприниматель ориентирован на приобретение в обществе более высокого статуса и считает занятие предпринимательством престижным.

Таким образом, было отмечено четыре основных типа предпринимателей, каждый из которых значительно отличается друг от друга. Естественно, существуют и смежные образы предпринимателей со своими общими чертами и различиями.

В общем же, феномен предпринимательства в России отличается своей специфичностью, природа которой лежит в особенностях становления данного класса. Стремясь к стандартам западного, образцового предпринимательства, российский бизнесмен не в силах игнорировать давно сложившиеся патриархальные традиции, арсенал накопившихся социальных ресурсов, амбициозность конкурентов, возможность самореализации и «переустройства мира на свой лад». [5]

Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства.

Переход к рынку выдвинул задачу формирования российского менеджмента, который должен иметь свое специфическое содержание, формы и методы управления, соответствующие специфике российского менталитета.

Менталитет — подсознательная социально-психологическая «программа» действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источником ее формирования выступает совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны. Так, анализируя формы и методы управления в разных странах, нельзя не учесть немецкую пунктуальность, английский консерватизм, американский прагматизм, японский патернализм, российскую доброжелательность и небрежность. Человек не может быть свободным от общества и самого себя, он руководит своими действиями, поступками, основываясь на ментальности.

Таким образом, различие национального менталитета Японии, России и Америки формирует специфику менеджмента этих стран.

Особенности японского менеджмента вырастают из опоры на коллективизм, возрастные качества, традиции японской культуры.

Особенности американского менеджмента вытекают из индивидуализма, повышенного чувства собственного достоинства, стремления к независимости, свободе.

Особенности российского менеджмента складываются исходя из менталитета, неустойчивости экономики страны и часто меняющегося законодательства. Стоит также отметить, что предпринимательство в России не имеет четко определенного пути развития. Предпринимательство России заимствовало частично из американского предпринимательства, частично из японского, поэтому на данный момент - нет четко определенного пути развития.


Литература:

  1. Щербатых Ю.В. Психология предпринимательства и бизнеса: учебное пособие/ Ю.В. Щербатых. – СПб.: Питер, 2009.

  2. Каору Иомито Японские методы управления./ Иомито Каору: пер. с японского И.А. Алферов. – М.: Экономика, 2007. – 556 с.

  3. Сейдзи Цукуми Мемуары. Страна Восходящего Солнца. Стиль и этнос/ Цукуми Сейдзи: пер. с японского А.И. Верский. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

  4. Матрусова Т.Н. Япония: материальное стимулирование в фирмах./ Т.Н. Матрусова. – М.: Издательство Центр, 2009. – 298 с.

  5. Предпринимательство: Учебник / Под ред. М. Л. Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2008.


Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Америка, личность, предприниматель, США, японский менеджмент, бизнес, личностное качество, непрерывное обучение, образ, японец, Япония.


Задать вопрос