В реализации индивидуального подхода к воспитанию волевых качеств подростков, большое значение имеет использование воспитывающих ситуаций в учебно-тренировочном процессе разной степени сложности, моделирование которых стимулирует формирование волевых качеств.
Каратэ является контактным видом единоборств, требующим от занимающегося большой самоотдачи, преодоления собственных слабостей. Соревнования по каратэ связаны с риском и большими физическими и психологическими нагрузками. Занятие этим видом единоборства способствует воспитанию силы воли и мужественного характера.
Задачей педагогов является использование средств учебно-тренировочного процесса каратэ, его этического наследия для целенаправленного формирования и развития волевых качеств подростков путем моделирования воспитывающих ситуаций. При этом под воспитывающей ситуацией понимается совокупность условий, в которых проявляются и развиваются моральные противоречия, подлежащие разрешению личностью в процессе спортивной деятельности.
Некоторые авторы классифицирует воспитывающие ситуации на три группы, в зависимости от степени сложности нравственного содержания. К ситуациям большой степени сложности, требующим от спортсмена значительных нравственно-волевых усилий, связанных с ущемлением личного ради общественного относятся ситуации: персональной ответственности, нравственной вины, самооценки поступка.
К ситуациям средней степени сложности относятся ситуации: авансированного доверия, запрограммированного условия, противоречивого выбора. А к ситуациям малой степени сложности: ситуации обнажения недостатка, отсроченной оценки, провоцирования честности, смелости и других качеств.
Для одновременного решения воспитательных задач моделировались преднамеренные педагогические ситуации во время учебных и тренировочных занятий, во время совместных мероприятий детского спортивного коллектива, которые одновременно формировали и базовых психических процессов (самоконтроль, внимание, саморегуляция, воображение), способствующие формированию волевых качеств личности подростка.
Содержание воспитательных педагогических ситуаций на тренировочных занятиях определялось воспитательными задачами, которые решались педагогами, но наиболее универсальными являлись, например, такие ситуации-поединки, в которых стоят два неравных соперника по разнице:
а) в весе,
б) в росте,
в) в наличии специального инвентаря,
г) используемой техники,
д) исходного положения,
е) уровня физической подготовленности,
г) уровня технических способностей.
Воспитывающее воздействие такого рода преднамеренных педагогических ситуаций состояло в том, что одному занимающемуся, изначально знающему свое невыгодное положение, необходимо было проявить для достижения победы (или достойного поражения) не только свое техническое мастерство, но целый комплекс таких волевых качеств, как смелость, решительность, самообладание, упорство. Спортсмен, который имел явное преимущество, проявлял к сопернику толерантность, уважение, выдержку, великодушие, нес ответственность за его самочувствие и здоровье.
Преднамеренные педагогические ситуации моделировались и для направленного развития того или иного волевого качества.
Например, для развития решительности воспитаннику необходимо было по команде тренера развивать атакующие действия, несмотря на серьезные и активные действия соперника, что требовало от него определенной смелости и умений побороть свой страх.
Моделирование преднамеренных педагогических ситуаций также использовалось в целях повышения самооценки менее способных или отстающих воспитанников. По предварительной договоренности с «соперниками-партнерами» таких учеников проводились бои-поддавки. Это позволяло подтянуть отстающих ребят к общему уровню группы, давало им возможность поверить в свои силы, создавало ситуацию успеха.
Работа в парах требует от занимающихся каратэ умений совместно решать учебные задачи, уважать мнение партнера, оказывать ему искреннюю помощь, разрешать возникающие конфликты. Отработка техники и поединки сопровождается ритуалом (поклон партнеру перед началом и в конце поединка). Эти особенности спортивной работы способствуют воспитанию морального компонента воли, который приводит к гармонизации волевой и нравственной сфер личности подростка.
Большое значение для воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ, имеет участие в аттестационных поединках и соревнованиях. На соревнованиях юный спортсмен имеет возможность на практике проверить свои технические возможности и силу характера. Педагог же может сделать выводы об уровне и особенностях развития волевых качеств подростка.
Основными трудностями во время учебно-тренировочных занятий и соревнований по каратэ, способствующими формированию волевых качеств подростков, служили следующие: разнообразие технико-тактических действий; необходимость переносить большие физические и психологические нагрузки для преодоления сопротивления соперника; соблюдение регламента соревнований, ожидание поединков; строгость правил; возможность необъективного судейства; привыкание к новым условиям и месту проведения соревнований; ситуативный и непредсказуемый фактор в действиях соперника; волнение и личные страхи.
Преодоление вышеперечисленных трудностей способствует воспитанию огромной силы воли занимающихся. Задача же педагогов заключалась в мотивации воспитанников к участию в соревнованиях, оказании им педагогической поддержки.
Таким образом, важнейшим механизмом воспитания волевых качеств подростков, занимающихся каратэ являлось включение воспитательных ситуаций их в учебно-тренировочную деятельность, объективные условия которых детерминируют формирование волевых качеств занимающихся. Задача педагогов заключалась в максимальном использовании средств учебного, тренировочного, соревновательного, клубно-общественного процессов с целью волевого воспитания юных спортсменов.