В современной методике преподавания английского языка проблема обучения рецептивной устной речи (аудированию) является одним из самых важных пунктов, так как без этого вида речевой деятельности невозможен сам акт речевого общения. Аудирование, являясь крайне трудным видом речевой деятельности, предполагает процесс восприятия и понимания звучащей речи.
Смысловое восприятие речи на слух является перцептивной, мыслительно-мнимической деятельностью, осуществляемой за счет выполнения целого ряда сложных логических операций, таких как анализ, синтез, дедукция, индукция, конкретизация, абстракция, сравнение и др.
Аудирование состоит из умения распознавать воспринимаемые звуки, объединять их в смысловые комплексы, удерживать их в памяти во время слушания, осуществлять вероятностное прогнозирование и, в зависимости от ситуации общения, понимать воспринимаемую звуковую цель.
Несформированность навыков аудирования может стать причиной нарушения общения, так как оно составляет основу общения и именно с него начинается овладение устной коммуникацией.
Основой успешного аудирования как процесса осмысления и поминания речевой информации является наличие фонематического речевого слуха, подразумевающего способность различать звуки речи и соотносить их с соответствующими фонемами. Основной трудностью обучения иностранному языку является то, что у обучающихся недостаточно развиты на практике навыки фонетического и речевого слуха, необходимые для реализации учебных задач. К тому же речевой слух родного языка оказывает сильное интерферирующее влияние на процесс образования аналогичного слуха для восприятия иностранного языка. Поэтому одной из основных задач обучения данному предмету является формирование и постоянное совершенствование упомянутых видов слуха на протяжении всего периода обучения. Значительная часть этой задачи реализуется в процессе обучения аудированию.
Обучение аудированию и развитие умений предполагает поэтапное формирование рецептивных аудитивных навыков при работе с фонетическим, лексическим и грамматическим материалом, т.е. навыков узнавания и понимания слов, словосочетаний, грамматического оформления лексических единиц разного уровня в словосочетаниях, предложениях и связанных текстах.
Комплексы упражнений, направленных на развитие аудитивных навыков достаточно подробно разработаны и широко представлены в современной методике преподавания иностранного языка. Хотя каждый методист имеет свою классификацию и систему упражнений для обучения аудированию, объединяет их то, что все они выделяют две основные группы упражнений – подготовительные (упражнения направленные на совершенствование навыков восприятия языковой формы сообщения) и речевые (упражнения, направленные на совершенствование преимущественно навыков смыслового распознавания речевых сообщений.)
Основной задачей упражнений первой группы, является научить обучающегося дифференцировать фонетические, лексические и грамматические признаки языковых явлений, научить его слышать предлагаемый материал. Упражнения данной группы являются начальной стадией обучения аудированию, и не обеспечивают формирования навыков смыслового восприятия сообщений. Для этой цели служат упражнения второй группы, имеющие дело со смыслом, т.е. условно-коммуникативные или коммуникативные упражнения. Обе группы упражнений тесно взаимосвязаны и представляют собой единую систему учебных действий при обучении аудированию.
Также выделяют упражнения, предваряющие аудирование, упражнения во время аудирования и упражнения, следующие за аудированием.
Методист Филатов В.М. в качестве упражнений подготовительного характера предлагает следующие:
1. Упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:
Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;
Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;
Используя сигнальные карточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;
Прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;
2. Базовые упражнения (повторение слов, словосочетаний, расширяющихся синтагм («снежный ком»), фраз, текстов, упражнения на развитие механизма вероятностного прогнозирования.) Например:
Прослушайте начало слов и закончите их;
Прослушайте начало словосочетаний и закончите их;
Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;
3. Упражнения в обучении сличению (идентификации) ориентирует обучающихся на сравнение значений знакомых лексических единиц, фраз, соответствующих или несоответствующих речевым отрывкам, на определение и выявление слов, словосочетаний, фраз, которые отсутствовали при первом предъявлении текста, например:
Прослушайте предложения и замените слово другим словом;
Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?
Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.
В целом подготовительные упражнения основаны на осознаваемой обучающимися аналитико-синтетической деятельности, в результате выполнения которой формируются и развиваются все необходимые механизмы аудирования.
Речевые упражнения часто называют упражнениями в собственно аудировании, которые выполняются на уровне законченного речевого целого, т.е. развернутого текста:
Прослушать и понять, кто или что имеется в виду;
Озаглавить прослушанное;
Разбить аудиотекст на смысловые куски;
Записать основное содержание в виде ключевых слов;
Передать содержание на родном языке.
Выбор того или иного речевого упражнения зависит от вида аудирования (глобальное, селективное, детальное).
Как уже упоминалось выше, речевые упражнения с аудиотекстом выполняются до прослушивания, в процессе прослушивания и после прослушивания.
Целью упражнений предваряющих прослушивание является подготовка обучающихся к восприятию аудиотекста, введение в тему, актуализация имеющихся у них знаний и опыта, создание мотива на предстоящую деятельность, снятие возможных трудностей, «включение» механизма ожидания и прогнозирования. Это представляется возможным сделать с помощью ассоциаограммы (необходимо назвать все слова, ассоциируемые с понятием или темой); визуальных импульсов в виде картинок, фотографий, графиков; акустических импульсов (музыка, голоса.)
В процессе выполнения заданий во время аудирования обучаемые нацелены на то, чтобы понять смысл предъявляемого текста, и коммуникативное намерение говорящего, удерживать в памяти то новое, что они узнали из текста и дать ему оценку. В упражнениях подобного типа предлагается ответить на вопросы, выполнить действия по соотнесению (иллюстраций, пунктов плана с содержанием), конспектированию (дат, имен, географических названий), распознаванию типа текста, контекста, действующих лиц, упорядочиванию фрагментов текста или реплик диалога.
Большинство упражнений данного типа предполагает использование в процессе восприятия аудиотекстов разнообразных рабочих материалов: список слов, карт, плана города. Здесь могут встретиться такие типы заданий, как:
Пронумеровать на рисунке предметы, упоминаемые в тексте;
Отметить на рисунке (схеме) названия мест событий, о которых идет речь в тексте;
Найти «клад» с помощью карты местности;
Добраться с помощью плана города из одного места в другое Задания, следующие за аудированием, составляют заключительный этап работы над текстом. Они предлагают обучающимся реализовать себя в активной творческой деятельности, позволяют осуществить контроль понимания услышанного и успешно состояться коммуникации. Сюда входят упражнения текстового характера:
Правдивое/ложное высказывание;
Ответы на вопросы;
Составление плана услышанного;
Пересказ;
Завершение текста;
Беседа;
Дискуссия;
Оценка героев, их поступков;
Оценка самого текста и т.п. [5, c.249]
Таким образом, можно заключить, что, при комплексном подходе к обучению аудированию, с учетом его психофизических механизмов и использованием широкого спектра систем упражнений, направленный на решение различного рода задач, представляется возможным развить умение обучающихся понимать иностранный язык и обеспечить процесс эффективного речевого общения.
Литература:
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: пособие для учителей / Н.Д.Гальскова. – М.: АРКТИ, 2001.
Гез Н.И. Методика обучения иностранному языку в средней школе: учебник / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высшая школа, 1996.
Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 1991.
Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное образование: пособие для учителей / Е.И. Пассов. – М.: Лексис, 2003.
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе: учебное пособие для студентов педагогических колледжей (под.ред. В.М. Филатова) / Серия « Среднее профессиональное образование». – Ростов н/Д : «Феникс», 2004.