Значимость системы начального и среднего профессионального образования для современной России очевидна. В училищах, техникумах, колледжах осуществляется подготовка кадров рабочих профессий, что направлено на обеспечение экономической стабильности государства. Вместе с тем, по мнению И.П. Смирнова, функции профессиональных училищ гораздо шире и важнее, чем подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности [1]. Профессиональное становление обучающихся протекает в единстве с их личностным становлением. Качественные изменения личности: перестройка ранее сложившихся психологических структур, формирование системы нравственных представлений и социальных установок, возникновение новых отношений оказывают влияние на становление самосознания будущего рабочего. Трудности возраста усиливаются необходимостью адаптации учащихся к новым условиям учебы и жизни, требованиям преподавателей и мастеров производственного обучения. Вместе с тем, среди преобладающих характеристик молодежи профессиональных училищ отмечается общественная пассивность, аморальное и противоправное поведение, отсутствие потребности приобщения к ценностям культуры, искусства, неспособность к позитивному общению с окружающими людьми [2]. В связи с этим особое внимание должно уделяться проблеме становления духовного потенциала будущего рабочего, развитию самостоятельности и активности учащихся, их ценностному отношению к себе и окружающему миру [3]. Именно поэтому в настоящее время актуализируются проблемы поиска теоретических подходов и практической реализации различных видов помощи взрослеющему человеку в осмыслении ценностей окружающего мира, осознании себя и своей роли в социокультурном пространстве. Данные процессы связываются с организацией педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища.
Педагогический аспект проблемы становления ценностной основы самосознания личности состоит в том, чтобы широкий спектр социокультурных ценностей сделать предметом осмысления личности с тем, чтобы ценностно-смысловая сфера личности приобрела новое состояние. То есть, можно утверждать, что ценностная основа самосознания - качественная характеристика личности, предполагающая осмысление ею социокультурных ценностей, осмысление себя в мире этих ценностей, самосовершенствование на основе осмысленных ценностей, конструирование межличностных отношений, поведения.
Под моделированием педагогической поддержки понимается систематизация, структурирование и интерпретация знаний о данном явлении с учетом основного аспекта - становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища.
В основу описательной модели положено гипотетическое представление о структуре, логике, направлениях, результативности педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища.
Основными составляющими модели педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища являются следующие: целевая; принципы педагогической поддержки; содержательная; процессуальная; технологическая; критериальная; результативная.
Целевая составляющая модели предполагает оказание помощи учащемуся профессионального училища в становлении ценностной основы самосознания.
К принципам педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища относятся: диалогичность общения педагога и учащегося; взаимодействие и сотрудничество педагога и учащегося; принцип субъектности; опора на наличные и потенциальные возможности личности. Первый принцип рассматривается как возможность построения диалоговых, симметричных, равнозначных межличностных отношений, дающих право на взаимопринятие и взаимоуважение. Проявление уважения к воспитаннику, понимание его трудностей способствуют выстраиванию субъект-субъектных, доверительных отношений. Второй принцип предполагает совместное определение целей, ценностей, критериев выбора стратегий общения, поведения воспитанника, прогнозирование его последствий, индивидуальную и групповую рефлексию результатов соответствующей деятельности. Третий принцип состоит в организации личностного осмысления каждым учащимся ценностей, предоставление права свободного выбора в рамках общечеловеческих норм жизни. Четвертый принцип заключается в ориентации на зону актуального (мотивы, потребности, задатки, способности) и ближайшего развития (присутствует стремление; что-то находится в скрытой форме) воспитанника.
Содержательная составляющая процесса педагогической поддержки состоит в создании и реализации условий, связанных с обогащением ценностно-смысловой сферы воспитанника и направленных на поддержание процесса становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища.
Процессуальная составляющая модели включает описание этапов педагогической поддержки, выстраивание которых проводится в соответствии с этапами становления ценностной основы самосознания личности. Каждый этап определяется наличием определенных характеристик в позиции педагога и воспитанника.
На первом этапе - поисково-диагностическом - в задачу педагога входит раскрытие перед учащимся многообразия мира социокультурных ценностей, его ориентации на гуманистические, экзистенциальные, нравственные ценности. Внимание воспитанника акцентируется на проблеме, ценностном объекте. Учащийся познает объекты, явления, осуществляет поиск собственного понимания проблемы.
Договорно-конструктивный этап направлен на установление диалога, субъект-субъектных отношений между педагогом и учащимся. Происходит обнаружение учащимся в проблеме, ценностном объекте личностного смысла. Поиск своей позиции, ее сравнение с позициями окружающих людей способствует осмыслению личностью себя в мире социокультурных ценностей, самоопределению.
Третий этап - рефлексивно-преобразующий – предполагает создание педагогом условий, в которых учащийся анализирует себя, свои действия, сам оценивает как способ действий, так и достигнутый результат. Взрослый создает условия для осуществления учащимся нравственного выбора, тем самым, активизируя работу совести. На основе рефлексии происходит переоценка ценностей воспитанником, пересмотр духовных оснований своей деятельности и поведения, что способствует актуализации процессов саморазвития, самосовершенствования.
На деятельностно-преобразующем этапе взрослый и воспитанник - равноправные партнеры общения, каждый из которых имеет свою систему ценностей. Опираясь на самостоятельность воспитанника, педагог создает условия для творчества, его самовыражения и самореализации. Позиция учащегося характеризуется активностью, проявлением инициативы. Воспитанник самостоятельно выбирает стратегию по изменению взаимоотношений с окружающими людьми. Внутренними регуляторами действий учащегося в данном случае являются ценностное сознание, отношение, установки, ориентации, которые выступают в качестве характеристик ценностного поведения человека.
В ценностном поведении отражается осознание своего долга перед обществом, осознание себя как частицы окружающего мира, понимание своей уникальности и значимости для него. В поступке, как акте поведения выражается отношение к окружающим людям, явлениям, самому себе, к миру в целом. Особенность данного этапа в его незавершенности, готовности учащегося к дальнейшему диалогу с окружающими людьми, обмену ценностями, проявлению активности, инициативы.
Технологическая составляющая модели педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища включает виды педагогической поддержки: индивидуально-ориентированная; системно-ориентированная.
Критериальная составляющая описывает критерии эффективности педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища: эмоционально-коммуникативный, рефлексивно-ценностный, перспективно-преобразующий.
Каждый из критериев раскрывается через систему показателей. В качестве показателей эмоционально-коммуникативного критерия выступает расширение круга интересов, ценностей учащегося, наличие способности к установлению позитивного контакта с окружающими людьми на основе эмпатии, взаимопонимания.
Второй критерий – рефлексивно-ценностный – определяется следующими показателями: наличие способности учащегося к самопознанию, самоосмыслению, самоанализу, внутреннему диалогу, рефлексии. Выстраивание поступков, действий, общения с окружающими людьми на основе совестного акта.
Показателями перспективно-преобразующего критерия являются видение учащимся своего будущего профессионального и личностного развития в контексте социокультурных ценностей. Учащийся выступает в качестве источника активности, проявляет инициативу.
Результативная составляющая модели заключается в осмыслении учащимися мира социокультурных ценностей, себя в этом мире, личностном и профессиональном самосовершенствовании на основе осмысленных ценностей, а также конструировании позитивных межличностных отношений и поведения.
Содержательно-процессуальная модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища представлена на рисунке 1.
Рисунок 1
Содержательно-процессуальная модель педагогической поддержки становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища
Таким образом, ценностная основа самосознания личности составляет ее качественную характеристику, предполагающую осмысление социокультурных ценностей, осмысление себя в мире этих ценностей, самосовершенствование на основе осмысленных ценностей, конструирование межличностных отношений, поведения. Под педагогической поддержкой становления ценностной основы самосознания учащегося профессионального училища понимается помощь педагога в самопознании, самоопределении, самореализации, «выращивании» его субъектности, в процессе которой происходят личностные изменения воспитанника и педагога, открывающие возможности их дальнейшего взаимодействия и развития.
Литература:
Смирнов И.П. Теория профессионального образования. М.: НИИРПО, 2006. 320 с.
Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Бурмистрова А.С. Молодежь России в начале XXI века: ведущие тенденции // Инновации в профессиональной школе. 2011.
Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодежи. М.: Изд-во НОУ ОСОМ, 2005. 183 с.