Профессиональная деятельность в уголовно-исполнительной системе предъявляет определенные требования к социально-психологической компетентности своих сотрудников, которая рассматривается нами как способность взаимодействия с коллегами, спецконтингентом, общественными организациями и т.д. с целью эффективного выполнения стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач. Одним из средств становления социально-психологической компетентности является организация психолого-педагогического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы в Учебных центрах Федеральной службы исполнения наказания России.
Сопровождение в педагогике понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом развития оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [7, с. 47]. В психологии сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, обеспечивающая создание условий для успешной адаптации человека к условиям его жизнедеятельности [3, с. 127]. Успешно организованное сопровождение помогает человеку войти в ту «зону развития», которая ему пока не доступна [7, с. 48].
Под психолого-педагогическим сопровождением, направленным на формирования социально-психологической компететности сотрудников, проходящих обучение в учебных центрах Федеральной службы исполнения наказания России, мы будем понимать непрерывный процесс целенаправленного самостоятельного и внешне заданного изучения, формирования и развития компонентов социально-психологической компететности слушателей, осуществляемого субъектами педагогического процесса в ситуациях взаимодействия.
Субъектами психолого-педагогического взаимодействия являются:
1. Слушатель, имеющий недостаточный для эффективной деятельности уровень социально-психологической компетентности. Интенсивность взаимодействия определяется интеллектуальной и эмоциональной зрелостью личности, степенью мотивированности к профессиональному и личностному росту. При этом основным предметом взаимодействия на первом этапе является готовность человека к самостоятельному выбору и принятию на себя ответственности за его последствия.
2. Преподаватель, сотрудник учебного центра, владеющий психологическими и педагогическими методами и приемами, которые могут воздействовать на мотивационную, эмоциональную, поведенческую и интеллектуальную сферу личности с целью формирования социально-психологической компетентности.
Суть идеи психолого-педагогического сопровождения сотрудника уголовно-исполнительной системы заключается в использование комплексного подхода к решению проблем развития, с учетом ряда психолого-педагогических условий.
С.А. Хазова выделяет следующие группы условий формирования социально-психологической компетентности. Первая группа условий связана с реализацией андрагогических принципов, их выбор определен образовательной сферой и местом проведения – учебный центр. Акцент в этом процессе на основные положения андрагогики является обязательным:
1) Ведущая роль в процессе обучения принадлежит обучающемуся, в связи с чем необходимо особое внимание уделять развитию познавательных потребностей слушателей, выполняя следующие требования: результаты обучения оцениваются по реальному уровню сформированности тех или иных качеств личности, ее знаний, умений и навыков; образовательный процесс направлен на формирование у учащихся адекватной познавательной мотивации учебной деятельности [11, с. 14].
2) Взрослые обучающиеся осознанно стремятся к самореализации, самоуправлению и самостоятельности, поэтому при организации образовательного процесса основной упор должен делаться на самостоятельную работу учащихся (как на аудиторных занятиях, так и во внеаудиторное время), причем не на уровне выполнения самостоятельных работ, домашних заданий и т.д., а на уровне самостоятельного осуществления обучающимися организации процесса своего обучения, определения всех его параметров [6, с. 204 ].
3) Взрослые обучающиеся обладают жизненным (бытовым, профессиональным и социальным) опытом, который целесообразно использовать как источник обучения [2, с.11]. Слушатели приходит в УЦ с определенным социальным, бытовым и профессиональным опытом, опытом обучения (учения), который может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому, с одной стороны, следует учитывать все позитивные его моменты, а с другой, нейтрализовать негативные проявления [10, с. 65].
Вторая группа условий связана с необходимостью такой организации образовательного процесса, при которой бы обеспечивалось единство знаний и деятельности слушателей, формирование у них адекватных представлений о реальной профессиональной действительности, о тех ролевых функциях, которые им предстоит выполнять [11, с.14].
Третья группа условий связана с реализацией принципиальных положений компетентностного подхода к образованию, выбор которых определяется сущностью и целевой направленностью этого подхода.
О.А.Ахматова в качестве подхода, способствующего формированию социально-психологической компетентности рассматривала коммуникативный подход. Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи. Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов [1, с. 34].
Н.Ф. Терпугова рассматривала возможность диагностики изучаемого явления как условие его становления [8, с. 68]. Знание уровня (степеней) развития социально-психологической компететности и его динамики в результате психолого-педагогического воздействия является важным условием работы педагога в «зоне ближайшего развития» каждого слушателя. Диагностика должна проводиться на основании психолого-педагогических показателей социально-психологической компететности: учебная мотивация и динамика ее развития; произошедшие под влиянием психолого-педагогических условий, развитие индивидуально-психологических особенностей, детерминирующих социально-психологической компететности, удовлетворенность слушателей различными сторонами образовательного процесса.
Е.Н. Ветлужских считает, что при краткосрочном обучении могут использоваться следующие критерии оценки результативности образовательного процесса:
Удовлетворенность сотрудника, прошедшего обучение в приобретении необходимых знаний, навыков и качеств.
Эффективность внесенных сотрудником, прошедшим обучение, предложений по усовершенствованию его (отдела/подразделения) деятельности или выполнение сотрудником специального задания.
Удовлетворенность руководством обучившегося [4].
Практический опыт собственной работы позволяет говорить о том, что при исследовании социально-психологической компететности сотрудников в процессе их обучения в СМУЦ могут быть использованы психологические и педагогические методы диагностики.
К педагогическим методам исследования нами были отнесены: экспертная оценка, деловые игры, публичное выступление, экзамен, тестовые задания, собеседования по психологии и педагогике, анкетирование степени удовлетворенности процессом обучения.
К психологическим методам исследования социально-психологической компететности нами было отнесено психологическое тестирование, позволяющие исследовать критерии изучаемого феномена.
Р.А.Торосян в своем исследовании отмечал, что реализации программы повышения квалификации в условиях ускоренных темпов обучения возможна при условии применения активных методов обучения. Накопленный в психолого-педагогической науке материал свидетельствует о том, что активные формы групповой работы являются наиболее эффективными методами изменения и развития взрослой личности [9, с. 11].
С точки зрения Д.В. Волошина, повышение педагогической компетентности преподавателей учебных заведений пенитенциарной системы является одним из важных условий формирования социально-психологической компететности слушателей в процессе повышения квалификации. Практика показывает наличие среди преподавателей ведомственных образовательных учреждений двух основных групп. Определенная часть научно-педагогических кадров недостаточно знакома с практической деятельностью подразделений уголовно-исполнительной ситсемы и представляет собой выпускников гражданских ВУЗов, привыкших за годы учебы к методике университетского преподавания и характеру образования. Они сложно адаптируются к учебному заведению как к системе ведомственного образования, к модели подготовки специалиста для уголовно-исполнительной системы, условиям совершенствования его компетентности, да и отчасти к требованиям поведенческого характера, предъявляемым к людям в погонах. Напротив, другая часть преподавателей, пришедшая в учебные заведения из практики, не испытывает подобных проблем, им знакомы предъявляемые «к форме» требования, однако они, как правило, слабо подготовлены в методическом отношении, не владеют методикой научных исследований, их знание теоретических и психолого-педагогических основ подготовки специалиста минимально.
Д.В. Волошина видит выход из этой проблемы в компромиссе, где главную роль играет личностный потенциал преподавателя, его эрудиция, склад ума, широта мысли, человеческие достоинства, желание скорейшим образом раскрыть свои педагогические возможности. Безусловно, только органическое сочетание обучения и практической деятельности с самообразованием позволяет создать гибкую систему развития профессиональной компетентности преподавательского состава.
Профессионализм педагога формируется на протяжении длительного времени под влиянием многих факторов, важнейшими из которых являются усвоение теоретических знаний, приобретение индивидуального практического опыта. Отсюда подготовка преподавателей к компетентной профессиональной деятельности должна осуществляться, на наш взгляд, через систему научно-методической работы в течение нескольких лет как последовательное движение от мотивации к осмыслению своего опыта и формированию профессиональной позиции. Это может достигаться, например, стажировками в практических органах для первой группы и посещением занятий, проводимых наиболее подготовленными сотрудниками – для второй [5, с. 37].
Теоретический анализ общих характеристик факторов, влияющих на формирование социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе повышения квалификации, позволил выявить следующие условия, позволяющие детерминировать становление социально-психологической компетентности личности организация психолого-педагогического сопровождения на основании коммуникативного подхода, с применением активных методов обучения и потенциала педагогического состава, с учетом андрагогических принципов.
Литература:
Ахматова, О. А. Психолого-педагогические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка в средней школе /О.А. Ахматова. – Славянск-на-Кубани, АКТ, 2008. – 34 с.
Бегидова, С.Н.Педагогическая установка в профессиональной подготовке специалиста по физической культуре и спорту: детерминанты, процесс, условия / С.Н. Бегидова, Ю.А. Иоакимиди, Л.Ф. Сельмидис. – Майкоп: Адыгейский гос. ун-т, 2006. – 127 с.
Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
Ветлужских, Е.Н. Обучаем – оценивает [Электрон. ресурс].— Режим доступа: http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_3097
Волошин, Д.В. К вопросу о профессиональной компетентности сотрудников пенитенциарной системы /Д.В. Волошин// Вестник ТГПУ. 2006. – 10 (61). Серия: ПЕДАГОГИКА. – С. 37-40
Змеев, С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С.И.Змеев. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 271с.
Казакова, Е. И. Диалог на лестнице успеха: кн. для учителей / Е.И. Казакова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Пресс-Атташе, 1997. – 160 с.
Терпугова, Н.Ф. Психолого-педагогические условия развития профессионально-субъективной позиции молодого учителя: автореф. дис. … канд. пед. наук /Н.Ф. Терпугова. – Астрахань, 2009. -23 с.
Торосян, Р.А. Инновационные подходы к повышению квалификации сотрудников правоохранительной сферы /Р.А. Торосян // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. – №11. – с. 11
Хазова, С.А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту : монография / С. А. Хазова. – М.: Академия Естествознания, 2010. – 91 с.
Хазова, С.А. Формирование опыта профессионально-творческого мышления у будущих специалистов по физической культуре и спорту: автореф.дисс...канд.пед.наук / С.А.Хазова. -Майкоп, 2004.- 24с.