На рубеже нового века, когда десятилетие перемен (потенциальных и реальных) стало достоянием истории, перспективы дальнейшей демократизации общества и построения гражданского социума в Узбекистане тесно связаны с необходимостью создания качественно новой гуманитарной основы будущего общества. Одним из основных условий успешности реформирования политической системы является воспитание поколения политически грамотных людей, обладающих личностным потенциалом для творческого преобразования действительности.
Роль государства в условиях «вестернизации» культуры нам видится не в формировании так называемого «идеологического иммунитета», не в сужении и ограничении информационных потоков, обрушившихся на молодежь, не во введении цензуры в средствах массовой информации, а в создании благоприятной художественно-культурной среды. Эта среда является результатом углубления и улучшения качества культурного образования и воспитания молодежи, в ходе которого возникает потребность в художественно-культурной деятельности и повышается интерес к политической жизни общества.
Сформированность политической культуры личности является непременным условием плодотворной деятельности человека во всех сферах жизни общества, прежде всего в политической сфере, и обеспечивает оптимальное функционирование «микроуровня» политической системы.
Политическая социализация представляет собой взаимодействие личности и власти, в результате которого осуществляется преемственность политического развития и передача политических ценностей от одного поколения к другому.
Специфика художественной культуры, наличие у нее «ядра» – устойчивой «бытийственной» формы сознания – позволяет ей выполнять политико-социализирующую роль, которая состоит в участии в процессе политической социализации личности.
Художественная
культура понимается нами как системное целое, в котором мы выделяем
две диалектически взаимосвязанные стороны: художественно-культурную
деятельность и результатирующее качественное образование этой
деятельности.
Художественная культура во всей ее системной
полноте объективно обладает потенциальными возможностями воздействия
на человека на различных уровнях: эмоциональном, психологическом,
интеллектуальном, на уровне сознания и подсознания. Многоуровневость
и системность воздействия качественно отличает художественную
культуру от других видов человеческой деятельности.
Воздействие художественной культуры на процесс политической социализации личности происходит за счет того, что в ходе художественно-культурной деятельности человек проживает и переживает состояния художественного мира, компоненты которого интериоризуются в сознании и подсознании индивида. Если такой процесс отличается системностью и регулярностью, то художественная культура становится значимым компонентом социализации личности. При условии, что художественно-культурная деятельность содержит политические компоненты (политические традиции, ценности, образы политического действия, стереотипы и модели политического поведения), их интериоризация формирует, обогащает или трансформирует политическую культуру личности и является основным механизмом реализации функций художественной культуры в политической социализации личности.
Качественная сторона политической культуры представлена политическими и правовыми нормами, а также социально-политическим ценностями и традициями. Художественная культура является деятельностью, в ходе которой происходит интериоризация ценностей и норм, а также «аккумулирование» и передача политических традиций от поколения к поколению и от индивида к индивиду.
Основной механизм, с помощью которого художественная культура воздействует на формирование политической идеологии (теоретического уровня политического сознания), состоит в создании в ходе художественно-культурной деятельности общекультурного идеала, включающего в себя политический идеал.
В ходе художественно-культурной деятельности создаются, фиксируются и передаются идеальные (трафаретные) образцы политического поведения, которые закрепляются в качестве компонентов политической культуры личности на основе механизмов психического отражения и подражания.
Художественная культура является неотъемлемым компонентом политической социализации человека, в ходе которой формируется политическая культура личности. В свою очередь, политическая культура личности реализуется в конкретной политической ситуации, воздействуя на политический процесс и политическую систему. Связь этих процессов осуществляется благодаря тому, что личность, с одной стороны, является субъектом художественно-культурной деятельности, с другой стороны, «элементарной частицей», политической системы.
Роль художественной культуры в политической социализации человека трудно переоценить, т.к. она представляет собой составную часть духовного ядра культуры, наличие которого в структуре политической культуры личности и общества является непременным условием преодоления духовного кризиса, связанного с утратой политической, духовной, национальной, религиозной идентичности.
Сегодня в Узбекистане крайне необходима институционализация системы политического образования и воспитания, а также создание целостной системы эстетического образования и воспитания, включающей ряд учебных дисциплин эстетической направленности: -мировая художественная культура; -история и теория культуры; -культурология; -эстетика; -изобразительное искусство; музыка; -история искусств и т.д.
Важным представляется использование художественной культуры в качестве средства и метода воспитания и обучения во всех образовательных (дошкольных, средних, средне-специальных, высших) учреждениях.
Роль художественной культуры в общественной жизни и, в частности, в политической сфере, остается мало исследованной. Что же касается воздействия художественной культуры на процесс формирования политической культуры личности, то оно до сих пор во многом остается за рамками научных исследований
Литература:
Баталов Э.Я. Политическая культура как социальный феномен //Вестник МГУ. Сер. 12. -1991. -№5. С.68-73.
Давыдов Ю.Н. Искусство как социальный феномен. М.: Просвещение, 1968.
Лукин Ю.А. Художественная культура и гармоническое развитие личности. Киев: Наукова думка, 1982.