Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 09.07.2021

Статья просмотрена: 5331 раз

Библиографическое описание:

Черемисина, К. А. Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность государства / К. А. Черемисина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 127-130. — URL: https://moluch.ru/archive/370/82852/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор пытается определить важность органов, которые осуществляют финансовую деятельность.

Ключевые слова: финансовая деятельность, орган, федеральный бюджет, финансовая деятельность государства, местное самоуправление, федеральное собрание.

Практически все без исключения органы государства занимаются финансовой деятельностью. Это органы и законодательной, и судебной, и исполнительной власти. Осуществление финансовой деятельности является неотъемлемым элементом социального, государственного и муниципального управления в любом публичном образовании, так как само существование публичных правовых образований властных структур, различных органов, институтов невозможно без финансового обеспечения их деятельности, а также без регламентированной эффективной системы распределения расходования денежных фондов.

Финансовая деятельность государства — это осуществление государства и местным самоуправлением функций по планомерному образованию и формированию, распределению и использованию денежных фондов финансовых ресурсов в целях реализации задач социально-экономического развития, поддержания обороноспособности, безопасности страны, а также обеспечение финансовыми ресурсами деятельности государственных органов [1]. Направленность финансовой деятельности на обеспечение функционирования государственных органов подчеркивает особую значимость изучения правого статуса органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Важно отметить, что финансовую деятельность осуществляют все без исключения государственные органы, все ветви власти, все уровни, включая уровни местного самоуправления, так как они учувствуют в аккумулировании, распределении или использовании денежных фондов государства и муниципальных образований, а эти денежные фонды являются экономической основой их функционирования.

Отдельное место среди органов государственной власти или местного самоуправления занимают органы финансового контроля. Финансовый контроль является одним из наиболее значимых институтов финансового права, так как он обеспечивает эффективное функционирование всей системы государственных финансов [2]. Ведь если бы он отсутствовал, то происходили бы необоснованные траты, которые бы значительно ухудшали положение, злоупотребление, коррупции.

Нередко ученые разделяют все органы осуществляющих финансовая деятельность на орган общей компетенции и специальной компетенции. Данное разграничение проводится по характеру и объему компетенции конкретного органа, а также по ее направленности на различные сферы общественной, государственной или только на выполнения функций в финансовой сфере. К органам общей компетенции можно отнести высший орган государственной власти, который наделен полномочиями по выработке государственной политики в различных сферах общественной жизни. Такими органами являются Президент Российской Федерации, федеральное собрание, правительство РФ, высшее представительство исполнительных органов субъектов РФ и представители исполнительных органов местного самоуправления. Президент РФ как глава государства определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, с учетом которых строится финансовая политика государства. Президент обращается с ежегодными посланиями о положениях в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики федеральному собранию. Участие представительных и законодательных органов, в том числе и федерального собрания, в первую очередь, заключается в его нормотворческой деятельности. В федеральном собрании принимаются законы по вопросам федерального бюджета, налогов и сборов, рассмотрения о принятии и исполнении федерального бюджета, применение в федеральных налогах и сборах и т. д. [3].

Федеральное собрание нуждается в финансовом обеспечении своей деятельности, которое осуществляется за счет средств федерального бюджета и принимается самим же федеральным собранием. Там предусмотрены также и ассигнования в том числе на денежное содержание должностных лиц государственной думы и совета федерации, а также на осуществление иных расходах [4].

Аналогично участие финансовой деятельности с точки зрения распределения и получения бюджетных средств для материального обеспечения своей деятельности принимает все федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Следует отметить, что государственной думой назначается в своей должности председатель счетной палаты, председатель ЦБ, а также назначается на должность 6 из 12 аудиторов счетной палаты, остальные — советом федерации. Совет федерации также назначает на должность заместителя председателя счетной палаты. Одной из важнейших функции в осуществлении финансовой деятельности государства выполняет правительство РФ, которое руководствуется в своей деятельности федеральным конституционным законом 1997 года о правительстве РФ [5].

Немаловажная роль принадлежит функции координации правительства по отношению ко всем министерствам и федеральным службам. Также как и федеральное собрание, правительство функционирует за счет ассигнаций, предусмотренных федеральным законом о бюджете на конкретный год и плановый период. Финансовую деятельность государства осуществляет и органы судебной власти, как в процессе создания фондов денежных средств (взимание государственной пошлины в соответствии с налоговым кодексом при рассмотрении исковых заявлений, жалоб), так и в процессе использования централизованного фонда денежных средств. К органам специальной компетенции, которые осуществляют финансовую деятельность, относится: счетная палата РФ, федеральная служба по финансовому мониторингу, министерство финансов РФ, а также находящиеся в ведении министерства финансов, федеральная налоговая служба, федеральная пробирная палата, федеральная служба по регулированию алкогольного рынка и т. д.

Эти же органы являются и органами финансово контроля, то есть можно сделать вывод, что органы специальной компетенции государственных муниципальных образований, осуществляющих финансовую деятельность, обычно наделяются специфическими функциями по осуществлению контрольно-надзорной деятельности за формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов государства и местного самоуправления [6].

Счетная палата реализует такую функцию как проведение экспертизы и подготовка заключений на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов. По аналогии со счетной палатой осуществляют свою финансовую деятельность контрольные финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, объем полномочий которых может различаться в зависимости от региональных и местных норм, однако большинство из них имеет схожую структуру полномочий с федеральным органом внешнего и финансового контроля. Важную функцию финансовой деятельности органов специальной компетенции выполняет Министерство финансов РФ. Действует Положение о Министерстве финансов, утвержденное постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 329. Данное ведомство утверждает направление финансовой политики государства, осуществляет нормотворческую деятельность во всех сферах и сегментах финансового рынка (бюджетная, налоговая, кредитная деятельность, страховая, валютная и др.). Также фактически занимается разработкой и составлением законов о федеральном бюджете, разрабатывает типовые формы документов и выполняет другие функции. Министерство финансов осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении нескольких самостоятельных федеральных органов исполнительной власти, например: федеральная налоговая служба, федеральная пробирная палата.

Также стоит и выделить федеральную таможенную службу, которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством функции по контролю и надзору в области таможенного дела, функции органа валютного контроля, по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропусках через государственную границу РФ и санитарно-карантинного, фитосанитарного контроля, государственного ветеринарного надзора, в частности проведения проверки документов, предназначенных для этого пунктах пропуска через границу и т. д.

Подведомственно министерству финансов федеральное казначейство, которое осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета бюджетных систем, предварительному текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета между главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета и иные функции [7].

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом также подведомственно министерству финансов. Оно осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизированного федерального имущества, реализации имущества арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено такое право, реализации конфискованного движимого бесхозяйного изъятого и иного имущества, обращенного в собственность в соответствии с законодательством и ряд других функций.

Все перечисленные федеральные органы исполнительной власти подведомственны министерству финансов и так или иначе учувствуют в финансовой деятельности государства. Также среди органов специально компетенции выделяется Центральный Банк, но на этот счет в теории финансового право не достигнуто согласия ввиду неопределенного правового статуса Банка России, который напрямую не отнесен к органам государственной власти, а также выполняет неприсущие для органов государственной власти функции по кредитованию, рефинансированию коммерческих банков, которые относятся к финансовой деятельности негосударственного сектора [8]. Ключевая роль Банка России в осуществлении финансовой деятельности государства неоспорима ввиду статуса регулятора, где к нему также добавляются функции по разработке проведению политики развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка РФ [9]. Также Банк РФ является один из важнейших участников финансовой деятельности государства и муниципальных образований, ввиду наличий у него монопольного права на осуществление эмиссии денег на территории РФ [10].

Таким образом, осуществление финансовой деятельности органов государственной власти и органами местного самоуправления является объективной потребностью общества и государства для материального и финансового обеспечения своей деятельности. Государство и муниципальные образования используют различные механизмы реализации финансовой деятельности, в том числе экономические, финансовые механизмы в виде непосредственного участия государственных органов в товарно-денежном обороте и механизмы административных, виде мер финансового регулирования и финансового контроля. Финансовая деятельность государства в муниципальном образований очень объема, в ней участвуют все органы государственной власти без исключения, а также органы местного самоуправления и публичные субъекты, не относящиеся к категории государственных органов, например, государственные корпорации, государственные муниципальные унитарные предприятия. Таким образом, финансовая деятельность является одной из важнейшей категорий финансового права, который характеризует и обусловливает отношения, относящиеся к предмету финансового права.

Литература:

1. Апель А. Основы финансового права.2-е изд. — СПб: Питер, 2016.

2. Вострикова Л. Г. Финансовое право — ЗАО Юстицинформ,2017.

3. Гладченко А. О. Основы финансового права. — М., 2014.

4. Горбунова О. Н., Карасева М. В., Н. И. Химичева Финансовое право — М.: Юристъ,2018.

5. Грачева Е. Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юриспруденция, 2017.

6. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право — М.: Юристъ,2016.

7. Додонов В. Н. и др. Финансовое и банковское право: Словарь — справочник. — М., 2017.

8. Крохина Ю. А. Финансовое право России. — М., 2015.

9. Финансовое право: конспект лекций. — 3-е изд. доп. и перераб. — М.: Юрайт-Издат, 2019. — 182 с

10. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М. В. Карасева — М.: Юристъ, 2017.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая деятельность, орган, федеральный бюджет, местное самоуправление, федеральное собрание, финансовая деятельность государства, государственная власть, министерство финансов, счетная палата, исполнительная власть.


Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе

Банки оказывают существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом. Поскольку банки являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, и их платежеспособность имеет большое общественное значение, следовательно, проблема ...

Формирование муниципальных финансов

В статье рассматривается понятие «муниципальных финансов», какие функции выполняют муниципальные финансы, как формируются муниципальные финансы.

Историческое развитие муниципального контроля

В статье автор пытается определить основные этапы исторического развития муниципального контроля.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Налоговый контроль как часть государственного финансового контроля

В статье автор исследует налоговый контроль, как часть государственного контроля, рассматривая его понятия и виды.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Похожие статьи

Правовое регулирование деятельности органов Федеральной налоговой службы

В статье исследуется вопросы правового регулирования органов федеральной налоговой службы, рассматриваются проблемы регулирования деятельности.

Особенности правового регулирования финансового контроля

В работе рассмотрены основные теоретические аспекты правового регулирования финансового контроля. Автором определен финансовый контроль как часть финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Выделены основы правового регулирования...

Виды и формы государственного финансового контроля в бюджетной сфере

Статья посвящена изучению различных видов и форм государственного финансового контроля в бюджетной сфере. Особое внимание уделяется роли государственных органов и их функций в обеспечении финансовой прозрачности и эффективности в управлении бюджетным...

Деятельность юридической службы в органах местного самоуправления

В статье автор пытается определить деятельность юридической службы органов местного самоуправления.

Основные направления совершенствования налогового регулирования банковской деятельности на современном этапе

Банки оказывают существенное влияние на развитие организаций и экономики в целом. Поскольку банки являются крупными налогоплательщиками и экономическими субъектами, и их платежеспособность имеет большое общественное значение, следовательно, проблема ...

Формирование муниципальных финансов

В статье рассматривается понятие «муниципальных финансов», какие функции выполняют муниципальные финансы, как формируются муниципальные финансы.

Историческое развитие муниципального контроля

В статье автор пытается определить основные этапы исторического развития муниципального контроля.

Актуальные проблемы системы государственного финансового контроля

В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих орга...

Налоговый контроль как часть государственного финансового контроля

В статье автор исследует налоговый контроль, как часть государственного контроля, рассматривая его понятия и виды.

Правовые основы функционирования финансового рынка в Республике Узбекистан

В данной статье на основе положений гражданского законодательства Республики Узбекистан анализируются особенности правового регулирования финансового рынка, основные положения нормативно-правовых актов, регулирующие деятельность участников финансовог...

Задать вопрос