Постановка проблемы. Жизнедеятельность современного человека, особенно живущего в мегаполисах, которых в России насчитывается шестнадцать, приобретает черты экстремальности, что связано с повышенными урбоэкологическими, профессиональными, транспортными и эпидемическими нагрузками. Спорт является моделью активной жизни людей, и в условиях быстрого роста нагрузок последние 40 лет спортивная деятельность признана экстремальной.
Как же среди огромного мегаполиса или в плотном графике соревнований с их ускоренной динамикой, отражающей стремительность перемен в нашу глобальную эпоху, сохранить самообладание, не растерять человеческие эмоции, не утратить здоровье?
Каждый разумный человек, который воспринимает и осознает эти угрозы, начинает искать способы их преодоления, что в современной психологии оценивается как правильная стратегия-копинг, по сравнению с игнорированием и другими приёмами вытеснения из сознания проблемной ситуации [2]. Современная наука, в тесном взаимодействии с искусством [1], дает людям возможность сохранить чувство уверенности, самообладания и саморегуляции своего поведения для того, чтобы достойно пройти жизненный путь, развить способности управлять жизненными проблемами.
Если обратится к личному опыту, то для первого автора статьи Сиговой О. В. ответ на вопрос о способах преодоления жизненных нагрузок и напряжений вытекал из истории ее рода, поскольку автор является музыкантом в третьем поколении. Поэтому естественным способом саморегуляции, полученным при рождении, стала музыкотерапия.
Музыкотерапия как целительное, то есть возвращающее Душе человека гармонию целостности, вместо раздробленности явлений психической жизни, является актуальным направлением научно-практической психологии. Оно занимается исследованием проблем Человека, а именно неразрывной связи его существования с безграничным миром музыки на периоде взросления ребенка, а при достижении взрослости при выполнении разных видов деятельности, в том числе спортивной.
В таком понимании универсальности музыки как невербального средства коммуникации и взаимопонимания людей, развитие человека непременно должно сопровождаться его музыкальным развитием.
Основная часть . Многим людям приобщиться к музыке помогает чувство интуиции, присущее каждому человеку в большей или меньшей степени, помогающее искать и находить способы саморегуляции, соответствующие психофизической природе человека. Великий педагог Ян Амос Коменский определил такую гармонию личности ребенка и метода обучения, а в области психологии — метода саморегуляции человека, как природосообразность [цит. по 6] . В этом случае значительно расширяются возможности личностного развития.
Кроме того, у каждого гражданина и личности существует определенная мера социальной ответственности за окружающих близких людей, за социум, в котором он совершает жизненный путь, то есть стремление к социально-культурному взаимодействию с людьми, которое определяется как культуросообразность. Каждый находит свои способы регуляции психоэмоционального состояния, детерминированные опытом и культурно-ценностными ориентациями. В случае, если это затруднительно, жизненное и душевное равновесие не восстанавливается, то человек вынужден обращаться за психологической помощью.
В некоторых случаях выбор метода саморегуляции своего душевного мира предопределен. Это чаще всего семейное влияние, но не только у великих музыкантов, но и общинное воздействие песенно-фольклорной культуры на сельских детей.
Однако личных представлений недостаточно для понимания психотерапевтической роли музыки в современной практической психологии. Необходимо проанализировать научные данные. Эффективность влияния музыки экспериментально была доказана еще в XIX веке В. М. Бехтеревым [3], хотя интуитивно музыку в целях лечения применяли с древних времен.
На психолого-эстетическом уровне музыка отражается на настроении человека и его эмоциях. Она способна вызывать различные ассоциации и активизировать воображение и фантазию. На физиологическом уровне звуковые волны воздействуют как сенсорные сигналы на органы слуха, тем самым приводят к активации биохимических процессов в организме на клеточном уровне. Благодаря данному феномену музыки, музыкотерапию используют не только для лечения «душевных травм», но и в комплексной терапии для устранения многих заболеваний вегетативных органов и систем организма.
Но как же определить, какую музыку нужно слушать для нормального функционирования психики? Здесь человек должен прислушаться к своему внутреннему «я» и понять, какая музыка ему более близка: рок, легкий джаз либо звуки классической музыки, а также звуки природного происхождения (пение птиц, звуки ветра и моря). Релаксационное, расслабляющее влияние музыки используется в различных психотерапевтических программах. Как правило, аудиозаписи звуков природы, мантры, колыбельные и народные песни создают ощущение защищенности и полного спокойствия. Они оказывают положительное влияние не только на психику человека, но и нормализуют кровообращение, работу органов сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем организма [6, 7].
Наряду с гармоничной классической музыкой, богатый бурными событиями войн и революций XX век, породил жесткие и предельно громкие ритмы. Что же происходит с нервной системой любителей таких направлений, как рок, хеви-метал, шансон, хаус и др. Можно предположить, что долгое прослушивание такой музыки будет приводить к быстрому переутомлению, повышенной раздражительности, развитию тугоухости, что грозит падением и потерей слуха. У слушателей, как правило, подросткового и молодого возраста с незавершенным формированием нейропсихических процессов, чрезмерное возбуждение сменяется истощением, охранительным торможением ЦНС и коры головного мозга. Зачастую мы видим, как исполнители данных направлений в музыке переходят в аффективные состояния, разбивают на сцене в момент выступления свои инструменты [3].
В отличие от тяжелого рока и родственных ему стилей, которые из-за патогенного влияния на психику трудно отнести к музыкальным произведениям, классическая музыка обладает весьма эффективными терапевтическими свойствами. Звуковые колебания классических произведений настолько гармоничны, что приводят к умиротворению и спокойствию, помимо этого снимают чувство нервозности и приводят к полнейшему расслаблению. Кроме этого, произведения великих композиторов-классиков способны даже повышать трудоспособность. Это можно объяснить природосообразным, умеренно активирующим влиянием на нейрофизиологические процессы в коре ГМ [6,7].
Однако к музыкотерапии нельзя подходить упрощенно, якобы поставил хорошую музыку — и стал здоровым. Музыка может как помочь, так и навредить. Например, музыканты Харьковской филармонии, которые получили авторское право на специальные концерты для беременных, утверждают, что музыка Вивальди, Моцарта, Гайдна и Штрауса очень благотворно влияет на плод, а Баха — негативно [6, 7]. То есть в области музыкотерапии идет непростая работа по накоплению данных о влиянии многообразия музыкальных произведений на различные группы населения.
Самой благотворной для организма в музыкотерапии, что подкреплено научными исследованиями, считается музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Она не быстрая и не медленная, не тихая и не громкая, плавная и не монотонная. Музыка Моцарта является уникальным средством от стресса и депрессий. Более того, она очень эффективно воздействует на кору головного мозга, что способствует лучшему запоминанию текстов и изучению иностранных языков. К примеру, «Соната для фортепиано № 11 ля мажор» повышает тонус, улучшает настроение и избавляет от мигрени. В Мюнхене немецкие доктора рекомендуют больным прослушивать сочинения Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена, особенно те произведения, в которых звучит кларнет , именно они оказывают положительное воздействие на сердечно-сосудистую систему и регулируют кровообращение [6, 7].
Мазурка и прелюдия Шопена и вальсы Штрауса и Рубинштейна помогут избавиться от чувства тревоги и повысят вашу самооценку.
По мнению немецких врачей, для повышения настроения и жизненного тонуса, активности следует слушать Шестую симфонию Чайковского, Увертюру Бетховена к драме «Эгмонт», Прелюдию № 1, опус 28, Шопена и Венгерскую рапсодию № 2 Листа. Но я не разделяю эту точку зрения. Однако в музыкотерапии, наряду с обобщенными рекомендациями, особенно важен индивидуальный подход. Например, «Симфония № 6» Чайковского может не тонизировать, а вызывать драматические переживания.
Результаты собственных исследований . Для исследования представлений современной студенческой молодежи о музыке Сиговой О. В. была разработана анкета «Музыка в моей жизни», включающая 13 вопросов и проведен пилотный опрос студентов-психологов. Число респондентов 7 человек, возраст от 18 до 35,4 лет (таблица 1).
Таблица 1
Результаты опроса студентов-психологов обоего пола 18–35,4лет с использованием анкеты «Музыка в моей жизни»
№ |
Вопрос |
Варианты ответов, % |
||
а |
б |
в |
||
2 |
Ваше отношение к богатству и многообразию мира музыки как важнейшей области человеческой культуры? |
Ценю 71 % |
Повышаю муз.грамот. 14 % |
З/о 15 % |
4. |
Какие направления и стили музыки Вы предпочитаете? |
Классич 30 %. |
Легкую 14 % |
З/о 66 % |
6. |
Посещаете ли вы музыкальные концерты, фестивали? |
Да, часто 14 % |
Нет 86 % |
- |
8. |
Как Вы относитесь к бардовской песне? |
Исполн 45 % |
Слушаю 15 % |
З/о 40 % |
9. |
В настоящее время, владеете ли вы умениями игры на музыкальном инструменте? |
Муз. шк, играю 42 % |
Хочу обуч. 14 % |
З/о 44 % |
12 |
Будете ли Вы давать Вашим детям музыкальное образование и воспитание? |
Да 0 |
Нет 100 % |
- |
13 |
От каких факторов зависит восстановление роли музыкальной культуры в Российском обществе? |
Госполитика 42 % |
Благосост. людей 14 % |
Культура людей 14 % |
Примечания : З/о — вариант ответа респондентов «затрудняюсь ответить»
Полученные данные показывают, что около половины респондентов не могут определиться с отношением к музыке. Это понятно, поскольку 85 % опрошенных не посещаю музыкальные мероприятия и не слушают «живую» музыку. Около половины опрошенных имеют начальное музыкальное образование, полученное в детстве. Однако респонденты не планируют дать своим детям начальное музобразование, что свидетельствует о нарушении преемственности музыкальной культуры в обществе. На этот процесс влияет не только платность обучения детей, но в большей степени непонимание молодыми родителями роли музыки в жизни человека, в том числе, ее благотворного влияния на организм и психику.
Поэтому требуется большая просветительская работа для повышения роли музыки в жизни нашего общества.
Заключение: Подводя итоги исследований, можно сказать следующее: вот уже более 20 лет Сигова О. В. музицирует в духовом оркестре на кларнете. Накопленные личный опыт и данные проводимых научных исследований показывают, что музыка необходима для гармоничного, созидательного, целеустремленного существования любому человеку. Пониманию роли музыки способствует углубленное изучение влияния музыкальных инструментов на психоэмоциональное состояние человека как в напряженных жизненных ситуациях, так и профессиональной и спортивной деятельности.
Рис.1. Сигова О. на выступлении Духового оркестра г. Высоковск
Литература:
- Выготский Л. С. «Психология искусства» / Л. С. Выготский. — М.: Наука, 1987–344с.
- Либина А. В. Совладающий интеллект. Человек в сложной жизненной ситуации./ А. В. Либина. — М.: Эксмо, 2008. — 400 с.
- Музыкальная психология и психология музыкального образования. Теория и практика [Текст]: Учебное пособие для студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования / Под. ред. Г. М. Цыпина. — М.: Академия, 2011. — 384 с.
- Сакс Оливер Музыкофилия. Издание на русском языке / О. Сакс. — AST Publishers, 2017
- Чуприкова Н..И. Умственное развитие. Принцип дифференциации. Серия «Мастера психологии» / Н. И. Чуприкова. — СПб.: Питер, 2007. — 448 с.
- https://bestlavka.ru/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka/
- https://nsportal.ru/kultura/muzykalnoe-iskusstvo/library/2018/01/25/muzykoterapiya-vliyanie-muzyki-na-organizm-cheloveka