Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки применения множества подзаконных ведомственных актов. Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.
Ключевые слова: пресечение, государственное принуждение, меры административного пресечения, сотрудники полиции, правоохранительные органы.
Правоохранительные органы занимают существенное положение среди всех государственных органов, поскольку их основная задача заключается в обеспечении безопасности общества, в том числе благодаря незамедлительной реакции на выявленное неправомерное поведение, а также его пресечение. Быстрота реакции сотрудников полиции выражается в применении к нарушителю общественного порядка различных мер непосредственного принуждения, таких, например, как задержание, досмотр, изъятие и др.
Меры административного принуждения не применяются просто так, необходимость в их применении возникает либо в связи с уже совершенным административным проступком, либо в связи с выявлением совершающегося административного проступка [4, с. 82]. Вместе с тем, меры административного принуждения, как реакция на действия нарушителя, могут применяться не только при совершении административного проступка, но и при выявлении совершения иных действий, которые не представляют собой весь объем административного правонарушения. Специальные же меры пресечения используются, как правило, для того чтобы пресечь уже совершаемое преступление и задержать нарушителя.
Для определения отраслевой принадлежности мер пресечения, входящих в систему административного принуждения, необходимо установить не только степень общественной опасности, которая заложена в действиях нарушителя, но и определить характер общественных отношений, в которых эти меры применяются [1, с. 420].
В основе правовой классификации мер административного принуждения могут лежать различные критерии. Так, отдельные группы административного принуждения можно выделить в связи с целью их применения, а также в связи с процедурной особенностью их применения, в зависимости от способа обеспечения правопорядка этими мерами, в связи с характером правовых отношений, которые возникают при применении этих мер.
Принимая во внимание различные факторы и обстоятельства, которые могут лежать в основе классификации все меры административного принуждения можно условно разделить на 4 группы [1, с. 420]:
К первой группе целесообразно отнести административно-предупредительные меры, или другими словами меры административного предупреждения. Вторая группа представлена мерами административного пресечения. Третья группа состоит из мер административно-процессуального обеспечения. Четвёртую группу составляют административные взыскания.
В практической деятельности меры административного пресечения являются наиболее применяемыми сотрудниками органов власти по сравнению с другими мерами административного принуждения.
При этом любая мера административного пресечения применяется с целью реализации административно-правового запрета и как способ обеспечить правоохранительную функцию государства. Любая отдельная мера административного пресечения применяется в конкретных целях решения определенной задачи правоприменителя. Её цель заключается достижение конкретного результата деятельности правоприменителя, в нашем случае сотрудника полиции.
Основная задача мер административного пресечения заключается в обеспечении возможности компетентными органами охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность. Обычное применение мер административного пресечения связано с необходимостью прекращения противоправных действий, устранения противоправной ситуации.
Итак, меры административного пресечения разнообразны в своем применении, их классификация основывается на различных критериях, таких, например, как характер и целевое назначение.
Меры пресечения, как реакция государства на различные противоправные проявления, являются предметом не только административного права, но и некоторых других отраслей. Но, как правило, все же, о мерах пресечения говорится в контексте административного права.
В юридической литературе мнения относительно точного определения понятия мер административного пресечения расходятся, что возможно связано со сложностью рассматриваемого правового явления [3, с. 168].
Так, меры административного пресечения — это предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства для психического или физического воздействия сотрудниками органов внутренних дел на граждан и организаций, с целью прекращения объективно противоправных административных или уголовно наказуемых деяний на месте или во время совершения, путем непосредственного вмешательства субъекта административной власти (например, сотрудника полиции) в деятельность правонарушителя.
Рассмотрение вопроса о мерах административного пресечения невозможно без обращения внимания на их правовую характеристику и классификацию.
Стоит отметить, что мнения авторов в области административного права по данному вопросу не совпадают. Не сложилось в практике и традиционной устоявшийся классификации мер административного пресечения, а также системы взглядов относительно их правовой характеристики, поскольку среди учёных в области административного права существует множество мнений данному вопросу [5, с. 26].
Меры административного пресечения представляют собой достаточно сложное явление в области административного права, что объясняет неоднозначность подходов исследователей по вопросу понятия этих мер и их содержания. В таких условиях определение дефиниции мер административного пресечения возможно при определении и установлении признаков, которые характерны исключительно для данных мер. Можно сделать вывод, что меры административного пресечения, являясь сложным административно-правовым явлением и при этом выступая как часть системы мер административного принуждения, носят исключительный характер и имеет определенные черты, которые отличают их от иных мер и позволяют сформулировать определение понятия мер административного пресечения. Таким образом, к характерным чертам, позволяющим идентифицировать меры административного пресечения, относятся [2, с. 223]:
1) Меры административного пресечения являются наиболее применяемыми с целью пресечь правонарушения, среди иных мер административного принуждения, поэтому они занимают большой вес в системе мер административного принуждения.
2) К субъектам применения мер административного пресечения относятся различные государственные органы и их должностные лица, а также в некоторых случаях общественные организации.
3) Меры административного пресечения не являются прямым способом реализации института административной ответственности, они напрямую не связаны с применением административного наказания, их содержание не характеризуется чертами, связанными с ограничением субъективных прав нарушителя. Однако зачастую меры административного пресечения являются предпосылками для применения административного наказания.
4) Перечень оснований для применения мер административного пресечения является более объемным, нежели в административной ответственности. Для применения мер административного пресечения необходимо возникновение реальной ситуации, когда на лицо проявления противоправного поведения. Меры административного пресечения в отличие от административно-предупредительных мер, задача которых состоит в том, чтобы предупредить правонарушителя и «уберечь» его от совершения противоправных деяний, осуществляются для прекращения уже проявляющихся действий, характеризующихся как противоправное деяние.
5) Большой круг субъектов, к которым могут быть применены меры административного пресечения. Такие могут быть использованы в отношении несовершеннолетних лиц; лиц, которые обладают различного рода иммунитетом (депутатский, дипломатический); невменяемых лиц; военнослужащих; сотрудников органов внутренних дел, если ими совершаются нарушения, предполагающие привлечение к дисциплинарной ответственности.
6) Меры административного пресечения — это всегда мгновенная реакция органов исполнительной власти при выявлении совершающихся противоправных действий, которая характеризуется непосредственным вмешательством в деятельность нарушителя.
Меры административного пресечения необходимо отличать от мер уголовно-правового пресечения, поскольку последние регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.
Сравнительный анализ рассматриваемых мер позволяет сделать вывод, что и те, и другие меры характеризуются общими свойствами, но при этом их сходство поверхностно, поскольку каждая из этих мер отличается по своей сущности, целевому назначению, юридической природе, порядку нормативного регулирования и другим основаниям.
Таким образом, мерами административного пресечения являются средства принудительного воздействия, которые регламентируются административно-правовыми нормами и применяются уполномоченными на то органами государственной власти и их должностными лицами, а некоторых случаях также общественными формированиями, которые направлены на то, чтобы прекратить противоправное деяние, устранить вред причиненный этим деянием, а также создать такие условия, при которых в будущем возможно привлечь виновное лицо к юридической ответственности.
Литература:
- Бахрах Д. Н. Административное право: учебное пособие для студентов юридических ВУЗОВ. — М., 2014. — 798 с.
- Ковшунков В. Н. Пресечение, предупреждение в административном праве // Вестник Саратовской юридической академии. — 2016. — № 2. — С. 221–224.
- Орлов В. Д. Меры защиты (пресечения) в Российском административном праве // Административное право. — 2016. — № 8. — С. 168–172.
- Соколов А. Ю. Генезис правовых основ регламентации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // «Lex Russica». — 2012. — № 6. — С. 82–84.
- Тюрин В. А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. — 2016. — № 7. — С. 25–27.