Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 04.07.2021

Статья просмотрена: 7307 раз

Библиографическое описание:

Маркина, П. В. Понятие мер административного пресечения и их место в системе государственного принуждения / П. В. Маркина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 112-114. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83096/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции, обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулирования общественных отношений по обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности, в своем комплексе затрагивающее меры административного пресечения, интенсивнее обновляется. При этом стремительное изменение законов порождает множество противоречий: нормы одних законов не соответствуют положениям других, отдельные правовые нормы зачастую неоднозначны и неконкретны, имеются факты разработки применения множества подзаконных ведомственных актов. Такое положение дел приводит к затруднению в правоприменении.

Ключевые слова: пресечение, государственное принуждение, меры административного пресечения, сотрудники полиции, правоохранительные органы.

Правоохранительные органы занимают существенное положение среди всех государственных органов, поскольку их основная задача заключается в обеспечении безопасности общества, в том числе благодаря незамедлительной реакции на выявленное неправомерное поведение, а также его пресечение. Быстрота реакции сотрудников полиции выражается в применении к нарушителю общественного порядка различных мер непосредственного принуждения, таких, например, как задержание, досмотр, изъятие и др.

Меры административного принуждения не применяются просто так, необходимость в их применении возникает либо в связи с уже совершенным административным проступком, либо в связи с выявлением совершающегося административного проступка [4, с. 82]. Вместе с тем, меры административного принуждения, как реакция на действия нарушителя, могут применяться не только при совершении административного проступка, но и при выявлении совершения иных действий, которые не представляют собой весь объем административного правонарушения. Специальные же меры пресечения используются, как правило, для того чтобы пресечь уже совершаемое преступление и задержать нарушителя.

Для определения отраслевой принадлежности мер пресечения, входящих в систему административного принуждения, необходимо установить не только степень общественной опасности, которая заложена в действиях нарушителя, но и определить характер общественных отношений, в которых эти меры применяются [1, с. 420].

В основе правовой классификации мер административного принуждения могут лежать различные критерии. Так, отдельные группы административного принуждения можно выделить в связи с целью их применения, а также в связи с процедурной особенностью их применения, в зависимости от способа обеспечения правопорядка этими мерами, в связи с характером правовых отношений, которые возникают при применении этих мер.

Принимая во внимание различные факторы и обстоятельства, которые могут лежать в основе классификации все меры административного принуждения можно условно разделить на 4 группы [1, с. 420]:

К первой группе целесообразно отнести административно-предупредительные меры, или другими словами меры административного предупреждения. Вторая группа представлена мерами административного пресечения. Третья группа состоит из мер административно-процессуального обеспечения. Четвёртую группу составляют административные взыскания.

В практической деятельности меры административного пресечения являются наиболее применяемыми сотрудниками органов власти по сравнению с другими мерами административного принуждения.

При этом любая мера административного пресечения применяется с целью реализации административно-правового запрета и как способ обеспечить правоохранительную функцию государства. Любая отдельная мера административного пресечения применяется в конкретных целях решения определенной задачи правоприменителя. Её цель заключается достижение конкретного результата деятельности правоприменителя, в нашем случае сотрудника полиции.

Основная задача мер административного пресечения заключается в обеспечении возможности компетентными органами охранять общественный порядок и обеспечивать общественную безопасность. Обычное применение мер административного пресечения связано с необходимостью прекращения противоправных действий, устранения противоправной ситуации.

Итак, меры административного пресечения разнообразны в своем применении, их классификация основывается на различных критериях, таких, например, как характер и целевое назначение.

Меры пресечения, как реакция государства на различные противоправные проявления, являются предметом не только административного права, но и некоторых других отраслей. Но, как правило, все же, о мерах пресечения говорится в контексте административного права.

В юридической литературе мнения относительно точного определения понятия мер административного пресечения расходятся, что возможно связано со сложностью рассматриваемого правового явления [3, с. 168].

Так, меры административного пресечения — это предусмотренные нормами административного права юридические способы и средства для психического или физического воздействия сотрудниками органов внутренних дел на граждан и организаций, с целью прекращения объективно противоправных административных или уголовно наказуемых деяний на месте или во время совершения, путем непосредственного вмешательства субъекта административной власти (например, сотрудника полиции) в деятельность правонарушителя.

Рассмотрение вопроса о мерах административного пресечения невозможно без обращения внимания на их правовую характеристику и классификацию.

Стоит отметить, что мнения авторов в области административного права по данному вопросу не совпадают. Не сложилось в практике и традиционной устоявшийся классификации мер административного пресечения, а также системы взглядов относительно их правовой характеристики, поскольку среди учёных в области административного права существует множество мнений данному вопросу [5, с. 26].

Меры административного пресечения представляют собой достаточно сложное явление в области административного права, что объясняет неоднозначность подходов исследователей по вопросу понятия этих мер и их содержания. В таких условиях определение дефиниции мер административного пресечения возможно при определении и установлении признаков, которые характерны исключительно для данных мер. Можно сделать вывод, что меры административного пресечения, являясь сложным административно-правовым явлением и при этом выступая как часть системы мер административного принуждения, носят исключительный характер и имеет определенные черты, которые отличают их от иных мер и позволяют сформулировать определение понятия мер административного пресечения. Таким образом, к характерным чертам, позволяющим идентифицировать меры административного пресечения, относятся [2, с. 223]:

1) Меры административного пресечения являются наиболее применяемыми с целью пресечь правонарушения, среди иных мер административного принуждения, поэтому они занимают большой вес в системе мер административного принуждения.

2) К субъектам применения мер административного пресечения относятся различные государственные органы и их должностные лица, а также в некоторых случаях общественные организации.

3) Меры административного пресечения не являются прямым способом реализации института административной ответственности, они напрямую не связаны с применением административного наказания, их содержание не характеризуется чертами, связанными с ограничением субъективных прав нарушителя. Однако зачастую меры административного пресечения являются предпосылками для применения административного наказания.

4) Перечень оснований для применения мер административного пресечения является более объемным, нежели в административной ответственности. Для применения мер административного пресечения необходимо возникновение реальной ситуации, когда на лицо проявления противоправного поведения. Меры административного пресечения в отличие от административно-предупредительных мер, задача которых состоит в том, чтобы предупредить правонарушителя и «уберечь» его от совершения противоправных деяний, осуществляются для прекращения уже проявляющихся действий, характеризующихся как противоправное деяние.

5) Большой круг субъектов, к которым могут быть применены меры административного пресечения. Такие могут быть использованы в отношении несовершеннолетних лиц; лиц, которые обладают различного рода иммунитетом (депутатский, дипломатический); невменяемых лиц; военнослужащих; сотрудников органов внутренних дел, если ими совершаются нарушения, предполагающие привлечение к дисциплинарной ответственности.

6) Меры административного пресечения — это всегда мгновенная реакция органов исполнительной власти при выявлении совершающихся противоправных действий, которая характеризуется непосредственным вмешательством в деятельность нарушителя.

Меры административного пресечения необходимо отличать от мер уголовно-правового пресечения, поскольку последние регламентируются уголовно-процессуальным законодательством.

Сравнительный анализ рассматриваемых мер позволяет сделать вывод, что и те, и другие меры характеризуются общими свойствами, но при этом их сходство поверхностно, поскольку каждая из этих мер отличается по своей сущности, целевому назначению, юридической природе, порядку нормативного регулирования и другим основаниям.

Таким образом, мерами административного пресечения являются средства принудительного воздействия, которые регламентируются административно-правовыми нормами и применяются уполномоченными на то органами государственной власти и их должностными лицами, а некоторых случаях также общественными формированиями, которые направлены на то, чтобы прекратить противоправное деяние, устранить вред причиненный этим деянием, а также создать такие условия, при которых в будущем возможно привлечь виновное лицо к юридической ответственности.

Литература:

  1. Бахрах Д. Н. Административное право: учебное пособие для студентов юридических ВУЗОВ. — М., 2014. — 798 с.
  2. Ковшунков В. Н. Пресечение, предупреждение в административном праве // Вестник Саратовской юридической академии. — 2016. — № 2. — С. 221–224.
  3. Орлов В. Д. Меры защиты (пресечения) в Российском административном праве // Административное право. — 2016. — № 8. — С. 168–172.
  4. Соколов А. Ю. Генезис правовых основ регламентации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // «Lex Russica». — 2012. — № 6. — С. 82–84.
  5. Тюрин В. А. О понятии мер пресечения в административном законодательстве России // Государство и право. — 2016. — № 7. — С. 25–27.
Основные термины (генерируются автоматически): административное пресечение, мера, административное принуждение, мера пресечения, общественный порядок, сотрудник полиции, административная ответственность, административное наказание, общественная безопасность, правовая характеристика.


Похожие статьи

Проблемы применения мер административного пресечения в рамках деятельности сотрудников полиции

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулир...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Меры пресечения административных правонарушений: проблемы правоприменения

Данная статья рассматривает проблему выявления сущности мер пресечения в системе мер административного принуждения. Кроме данного, выявлены характерные черты нормативного закрепления применения мер принуждения полицией Российской Федерации, помимо эт...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Проблемы квалификации изнасилования

Для более эффективной защиты прав граждан в Российской Федерации необходимо провести научный анализ проблемы квалификации изнасилования как преступления, подлежащего уголовному преследованию. Большинство норм уголовного законодательства включает в се...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности

В статье рассмотрены вопросы привлечения к уголовной ответственности как особого вида деятельности специально созданных органов государственной власти. Рассмотрены общие вопросы, касающиеся процесса привлечения, выявлены проблемные моменты. Несмотря ...

Правовая основа конфискации имущества в уголовном праве России

В статье рассматриваются содержание и основные виды конфискации имущества, как иной меры уголовно — правого характера. Институт конфискации имущества относится к разряду таких правовых явлений, отношение к которым меняется в зависимости от социально-...

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами прокурорского надзора

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения. Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деят...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе

Роль государственных и муниципальных органов в гражданском процессе имеет свои особенности, которые должны разрабатываться более детально только лишь с одной целью — для улучшения качества защиты и охраны интересов человека, общества и государства. ...

Похожие статьи

Проблемы применения мер административного пресечения в рамках деятельности сотрудников полиции

Актуальность исследования мер административного пресечения, применяемых сотрудниками полиции обусловлена тем, что область применения таких мер в настоящее время значительно расширена. Отечественное законодательство, лежащее в основе правового регулир...

Проблематика определения административно-правового статуса должностных лиц в Российской Федерации

В течение многих лет в рамках, как правовой теории, так и правоприменительной деятельности проблема определения понятия «должностное лицо» остается одной из наиболее актуальных. Наличие неопределенности в вопросе определения правового содержания, в т...

Меры пресечения административных правонарушений: проблемы правоприменения

Данная статья рассматривает проблему выявления сущности мер пресечения в системе мер административного принуждения. Кроме данного, выявлены характерные черты нормативного закрепления применения мер принуждения полицией Российской Федерации, помимо эт...

Закон и подзаконный акт. Проблемы административного регламента по выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов

Законность предполагает наличие правовых норм высокого качества. Законность выступает своего рода характеристикой для любого метода правового воздействия. Предлагаем следующее понятие административного регламента — это подзаконный нормативный акт, ко...

Проблемы квалификации изнасилования

Для более эффективной защиты прав граждан в Российской Федерации необходимо провести научный анализ проблемы квалификации изнасилования как преступления, подлежащего уголовному преследованию. Большинство норм уголовного законодательства включает в се...

Проблемы привлечения к уголовной ответственности

В статье рассмотрены вопросы привлечения к уголовной ответственности как особого вида деятельности специально созданных органов государственной власти. Рассмотрены общие вопросы, касающиеся процесса привлечения, выявлены проблемные моменты. Несмотря ...

Правовая основа конфискации имущества в уголовном праве России

В статье рассматриваются содержание и основные виды конфискации имущества, как иной меры уголовно — правого характера. Институт конфискации имущества относится к разряду таких правовых явлений, отношение к которым меняется в зависимости от социально-...

Меры прокурорского реагирования на нарушение закона

Меры прокурорского реагирования представляют собой инструменты процессуального характера. Ими выступают акты прокурорского реагирования, форма, содержание, цель и случаи применения которых закреплена законодательно посредством выработанной за продолж...

Предупреждение пенитенциарной преступности средствами прокурорского надзора

Пенитенциарная преступность — негативное социально-правовое явление, выраженное в совершении преступлений осужденными к лишению свободы независимо от их места нахождения. Предупреждение преступности в местах лишения свободы является направлением деят...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе

Роль государственных и муниципальных органов в гражданском процессе имеет свои особенности, которые должны разрабатываться более детально только лишь с одной целью — для улучшения качества защиты и охраны интересов человека, общества и государства. ...

Задать вопрос