В данной статье раскрывается образ женщины-казашки во фразеологизмах и фольклоре. Данный образ исследован на примере казахских фразеологизмов, мифов и преданий.
Ключевые слова: казахская женщина, образ женщины, казахская мифология, фольклор.
Важной частью анализа образа женщины является ее образ в фольклоре и мифах, как части культуры, в которой отражаются верования народа и его представление о мире. Обращаясь к мифам, преданиям и сказкам, стоит обратить внимание на различный характер изображения женщины, ведь она могла быть как смелой, мудрой и решительной героиней, так и демоническим персонажем. К примеру, в своем сочинении [1] Ч. Ч. Валиханов описывает ряд казахских мифических существ, в частности, албасты (толстая женщина с длинными волосами и обвисшей грудью), жезтырнақ (женщина с медными когтями), жалмауыз кемпір (старая женщина, которую нередко изображали с семью головами); кроме того, в казахской мифологии и в казахских сказках были также күлдіргіш (водяные красавицы-русалки, которые убивали мужчин щекоткой), теңiз перiлерi (духи морских вод, которые чаще всего являлись рыбакам в образе молодых красивых девушек), мыстан кемпір (она же Баба-яга в славянской мифологии) и многие другие [4].
Несомненно, существовали и положительные женские мифические существа, даже некоторые из вышеназванных героев иногда изображались в положительном ключе (например, мыстан кемпір). Отрицательной и в то же время положительной ипостасью обладали также птица Самұрық (Симург) и перi (летучие девы с красивыми голосами, которые порой имели и зооморфные черты, например, представляясь девушками с птичьими ногами) [4].
К числу добрых персонажей казахской мифологии относятся Ұмай (Умай-земное женское божество, богиня плодородия в тенгрианстве), волчица (свою родословную тюрки возводят к праматери-волчице). Имя жены главного героя эпоса “Кобланды-батыр”, Куртка, происходит от слова “курт” — “волк”), аққу (“белый лебедь”, один из главных национальных символов казахского народа). Примечательно также, что казахи считают себя потомками аққу (“казак” — “ак”, “каз” — “белый лебедь”) [4].
Сам казахский фольклор по большей части известен героическим эпосом (например, “Кобланды-батыр” и “Алпамыс”), посвященный деяниям того или иного батыра, который сражается с врагами своего народа. Однако существует и лирический эпос, в котором акцент смещается на тему любви и борьбы за свое счастье (например, эпосы “Козы Корпеш — Баян Сулу” и “Кыз-Жибек”). В такого рода эпических произведениях появляются также детали быта и обычаев, произведения становятся более эмоционально окрашенными, все чаще появляются женские образы. Традиционный культ батыров, который характерен для казахского эпоса, дополняется женскими образами. Степнячки, как иногда называли казахских девушек, становятся полноценными героинями эпоса, а не второстепенными персонажами. Степные девушки не терпят неуважение к себе и готовы идти до конца в борьбе за свою любовь и личное счастье.
Уже в фольклоре складывается более сложный и многосоставный архетип казахской женщины, где она может представляться и прародительницей, и злодейкой, которая строит козни батырам или путникам. Именно с фольклора и эпоса начинается “женская тема”, на которую впоследствии опирались многие казахские писатели. И профессор Ш. Р. Елеукенов писал, что фольклор и литература взаимодействуют между собой, что является вполне себе традиционным явлением [3, с.28–29]. Исходя из этого, сквозь фольклор и литературу, как через некий рупор, человек мог транслировать свои представления об окружающей его действительности.
Кроме того, в казахских пословицах, фразеологизмах, а также в традициях, обычаях и поверьях кроются особенности восприятия женщины казахским социумом, казахским менталитетом. Так, казахская пословица «Еркектiң сұлулығы-ақылда, әйелдiн ақылы-сұлулықта» [«Красота мужчины-в уме, ум женщины-в красоте»] [6, с.53] подразумевает, что любой женщине необходимо развивать не только свою внутреннюю красоту (добродетель), но и внешнюю. Ей должны быть присущи такие качества, как ум, терпеливость, трудолюбие, щедрость, мудрость и расторопность в домашних делах, но при этом она должна всегда оставаться красивой, ухоженной, опрятной.
Нередко образ женщины сравнивали с такими понятиями, как “очаг”, “плодородие” и “уют”, поэтому бесплодие и безбрачие считалось горем и несчастьем. Образ женщины-матери прославлялся. Имена матерей были боевым кличем целых племен, как, например, у племени каракесек — “Каркабат” [2]. Пословицы, связанные с темой “Женщина-Мать”, являются своего рода этической нормой, ориентиром для казахского общества. Приведем несколько таких примеров: «Жаннат анаңның табанының астында» [«Рай находится под ногами матери»]; «Анаңды Меккеге жаяу арқалап апарсаң да, қарызынан құтыла алмайсың» [«Даже если пешком отнесешь мать в Мекку, посадив ее на спину, все равно не оплатишь сыновний долг»]; «Ананың көңілі балада, баланың қөңілі — далада» [«Чаяния матери в детях, думы детей в развлечениях»] [5].
Конечно, родители трепетно относились к своим дочерям и старались их правильно воспитать. Кажется, что казахская девушка могла выполнять только роль хозяйки по дому, матери, жены, сестры и дочери. Однако любая казашка могла заниматься охотой и верховой ездой, ничем не уступая юношам. Женщины степи воевали бок о бок с мужчинами и боролись за свою родину. История знает немало имен казахских девушек, которые боролись с джунгарами, как Айбике, дочь Буланбай батыра и Айтолкын, дочь султана Абылая, или же героически участвовали в Великой Отечественной войне, как Герои Советского Союза пулеметчица Маншук Маметова и снайпер Алия Молдагулова. Несомненно, женская отвага и смелость только воодушевляли мужчин.
В ходе истории в культуре казахского общества сложился определенный образ казахской женщины. Это свободная, сильная и отважная девушка, заботливая и любящая жена и мать, играющая большую роль, как в своей семье, так и во всем обществе. «Настоящая» казашка, достойная казахская женщина является хранительницей семейного очага, поддержкой и опорой для своего мужа. Несомненно, со временем этот традиционный образ претерпевает изменения, которые уже отразились и в литературе.
Литература:
- Валиханов, Ч. Ч. Собр. соч.: в 5 т. Т.1. / Ч. Ч. Валиханов. — Изд. 2-е изд. доп. и переработанное. — Алма-Ата: глав. ред. Казах. совет. энцикл., 1984. — С. 210–212.
- Выходченко, Л. Учёные озвучили имена восьми самых знаменитых матерей Казахского ханства / Л. Выходченко. — Текст: электронный // InformБЮРО: [сайт]. — URL: https://informburo.kz/novosti/uchyonye-nazvali-imena-znamenityh-zhenshchin-kazahskogo-hanstva--6439.html (дата обращения: 15.05.2021)
- Елеукенов, Ш. Р. От фольклора до романа-эпопеи: идейно-эстетическое и жанровое своеобразие казахского романа: монография / Ш. Р. Елеукенов. — Алма-Ата: Жазушы, 1987. — 352 c.
- Кондыбай, С. Казахская мифология. Краткий словарь / С. Кондыбай. — Алматы: Нурлы Алем, 2005. — 272 с.
- Тасибеков, К. Ситуативный казахский (мир казахов) / К.Тасибеков. — Алматы: ИП “Такеева А. Б.”, 2015. — С. 27–28 c.
- Тохтабаева, Ш. Этикетные нормы казахов. Часть Будни и праздники. Ч.I. / Ш. Тохтабаева. — Алматы: ТОО «LA GR CE», 2017. — 400 с.