Конституция Российской Федерации служит гарантом равных прав и свобод, предоставленных человеку и гражданину. Наряду с этим, в существующих правовых реалиях, в частности, военные конфликты, вопросы, связанные со здоровьем нации, террористические, природные и техногенные угрозы, коррупция на всех уровнях управления, а также общий упадок культурного и морального уровня населения, особое значение приобретает возможность обосновано и соразмерно ограничивать права и свободы в целях борьбы с возможными угрозами антигосударственной и антиконституционной направленности.
Ключевые слова: конституционные права и свободы человека и гражданина, ограничения, федеральный закон, основы конституционного строя, нравственность, здоровье, безопасность и оборона государства, общественные отношения.
The Constitution of the Russian Federation serves as the guarantor of equal rights and freedoms granted to man and citizen. Along with this, in the existing legal realities, in particular, military conflicts, issues related to the health of the nation, terrorist, natural and man-made threats, corruption at all levels of government, as well as a general decline in the cultural and moral level of the population, the possibility of justifying and proportionately restrict rights and freedoms in order to combat possible threats of anti-state and anti-constitutional orientation.
Keywords: constitutional rights and freedoms of man and citizen, restrictions, federal law, foundations of the constitutional system, morality, health, security and defense of the state, public relations.
Конституционные права и свободы человека имеют первостепенное значение в современных жизненных реалиях. Это обусловлено тем, что именно основные конституционные права и свободы являются наивысшей ценностью, в связи с чем гарантируются государством.
С конституционными правами и свободами неразрывно связано их ограничение, необходимое для обеспечения их эффективной и правомерной реализации. Так, ограничения конституционных прав и свобод представляют собой определенные Конституцией Российской Федерации (далее по тексту — Конституция РФ) границы, в рамках которых человек свободно осуществляет предоставленные ему права и свободы. Ограничения конституционных прав и свобод обеспечивают баланс общественных отношений.
В данной связи необходимо обратить внимание на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. Положения данной статьи закрепляют, что права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это является необходимым для того, чтобы обеспечить защиту основ конституционного строя, нравственности, здоровья, а также прав и законных интересов других лиц. Кроме того, конституционные ограничения могут быть направлены на обеспечение обороны страны и безопасности государства [1].
Отсюда можно сделать вывод о том, что конституционные ограничения нельзя рассматривать как ущемление прав и свобод человека и гражданина.
Основы конституционного строя предопределяют социальное, экономическое и политико-правовое устройство Российской Федерации. Конституционный строй основывается на принципах федерализма, народовластия, политического плюрализма, на признании человека, его прав и свобод высшей ценностью, государственного суверенитета страны, и равноправия всех ее субъектов, на предоставлении каждому единого и равного гражданства, на соблюдении принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, на предоставлении свободы экономической деятельности и установлении различных форм собственности и др. С учетом данных обстоятельств охрана основ конституционного строя является первостепенной задачей государства.
Ограничение прав и законных интересов человека и гражданина допустимо с целью обеспечения защиты нравственных устоев. Нравственность является основой правопорядка ввиду того, что пронизывает все общественные отношения без исключения. В данной связи, допускаемые Конституцией ограничения, обоснованы и необходимы для обеспечения стабильности общества.
Охрана здоровья человека является одной из основополагающих функций государства. Для того чтобы обеспечить достойное существование человека в обществе, государство обязано обеспечить необходимые для этого предпосылки, в том числе и в области здравоохранения.
Кроме того, конституционные ограничения представляются необходимыми ввиду того, что общественные отношения, так или иначе, приводят к возникновению противоречий. Для разрешения таких противоречий и недопущения злоупотреблений кем-либо из их участников, права и свободы каждого члена общества должны быть взаимно ограничены в том объеме, в котором это необходимо для того, чтобы сбалансировать интересы одного человека с интересами других. Только при достижении такого баланса возможно будет обеспечить реализацию прав каждого человека. При этом необходимо еще раз подчеркнуть, что при ограничении законных прав и свобод особое внимание должно быть направлено на соблюдение принципа соразмерности [6; c. 9].
Еще одной целью, обосновывающей необходимость конституционного ограничения прав и свобод человека, является обеспечение безопасности и обороны государства. В существующих условиях, как внутри государства, так и на международном уровне, стремление государства обеспечить свой суверенитет и территориальную целостность приобретает особое значение.
Чрезвычайное положение может быть объявлено на всей территории государства, либо в определенной местности, в случае если существует реальная угроза безопасности граждан и основам конституционного строя. Чрезвычайное положение предполагает применение чрезвычайных мер, которые не могут не затронуть законные права граждан. Чрезвычайное положение, во исполнение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, регламентировано на уровне федерального конституционного законодательства, которое содержит перечень прав и свобод, которые могут быть ограничены [2].
Кроме чрезвычайного положения, для обеспечения безопасности и обороны государства, может быть введено военное положение. Нормативное регулирование военного положения также установлено федеральным конституционным законодательством [3]. В частности, данным законом установлено, что военное положение может быть введено при наличии агрессии или непосредственной угрозе агрессии против Российской Федерации.
Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения является правовым механизмом, обеспечивающим расширение полномочий органов государственной власти, что в свою очередь, позволяет отразить агрессию и восстановить конституционный правопорядок [7; c. 96].
В данной связи необходимо обозначить права и свободы человека и гражданина, которые не могут быть ограничены. Так, ограничению не подлежит право на жизнь, право на сохранение достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на частную жизнь, право на свободу совести, право на свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, право на жилище, право на судебную защиту, право на получение квалифицированной юридической помощи, презумпция невиновности, а также положения, устанавливающие, что никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление, никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, и некоторые другие положения, регламентирующие порядок уголовного судопроизводства [1].
Перечисленные выше права именуются абсолютными правами человека и гражданина и должны соблюдаться в любо правовом государстве.
Однако, в условиях введения режима контртеррористической операции [4], могут быть ограничены даже некоторые абсолютные права, в связи с особым уровнем общественной опасности терроризма. Борьба с террористической угрозой является одной из важнейших задач государства, в связи с чем, необходимо обеспечить отлаженный механизм действий в условиях контртеррористической операции.
Ограничения конституционных прав и свобод в условиях режима контртеррористической операции вводятся на определенный временной промежуток, должны отвечать цели предотвращения террористической угрозы, а также осуществляться в пределах, которые являются необходимыми в конкретной ситуации и при этом, используя законные и оправданные средства [5; c. 68].
В условиях контртеррористической операции в целях предотвращения террористической угрозы компетентные государственные органы наделены правомочиями на применение оружия и боевой техники, что можно рассматривать как ограничение права на жизнь. Такие меры могут быть применены в исключительных случаях, когда иная возможность предотвратить террористический акт отсутствует.
Кроме того, при проведении контртеррористической операции может быть ограничено право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, право на неприкосновенность жилища. Это обусловлено тем обстоятельством, что террористическая угроза затрагивает неопределенный круг лиц, и любая информация, которая может быть полезной при предотвращении террористического акта должна быть предоставлена компетентным органам власти.
В данной связи можно сделать вывод о том, что каждому человеку предоставлены определенные права и свободы, в том числе и абсолютные права, которые могут ограничиваться ввиду необходимости обеспечения безопасности общества и государства.
Учитывая конституционное положение о том, что Российская Федерация является правовым государством, при ограничении прав и свобод человека, ему предоставлено право на обжалование действий полномочных должностных лиц государственных органов. Это укрепляет баланс в общественных отношениях и обеспечивает законность и обоснованность конституционных ограничений.
Подводя итог, можно сказать о том, что конституционный строй Российской Федерации, нравственность, здоровье, а также права и интересы физических и юридических лиц, наряду с обеспечением безопасности и обороны страны представляют собой совокупность наиболее значимых общественных отношений. Для защиты и стабилизации данных общественных отношений возможно соразмерное и обоснованное ограничение прав и законных интересов, которое должно быть выражено в форме федерального закона.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. № 237;
- Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2277;
- Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 февраля 2002 г. № 5 ст. 375;
- Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 марта 2006 г. № 11 ст. 1146;
- Гутиева И. Г. К вопросу об основаниях для избрания меры пресечения при производстве по уголовным делам террористической направленности // Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 68–70;
- Несмеянова С. Э., Колобаева Н. Е. Конституционное ограничение основных прав и свобод человека // Российское право: образование, практика, наука. 2018. № 3 (105). С. 9–16;
- Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Экономика. Управление. Право. Изд-во Саратовского ун-та. 2018. Т. 18. Вып. 1. С. 96–100.
- Гладкая А. О. Конституционные ограничения как стабилизатор общественных отношений // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 21(149). URL: https://sibac.info/journal/student/149/217673 (дата обращения: 07.07.2021).