Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №28 (370) июль 2021 г.

Дата публикации: 11.07.2021

Статья просмотрена: 683 раза

Библиографическое описание:

Черных, С. В. Детско-родительские отношения как условие психологического благополучия или неблагополучия ребенка / С. В. Черных. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 28 (370). — С. 136-138. — URL: https://moluch.ru/archive/370/83176/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена исследованию детско-родительских отношений и их влияние на психологическое благополучие ребенка. Разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье» . Сделан акцент на личность родителей как фактор влияния на ребенка. Проведенный анализ показал, что большая роль отводится родительским установкам, влияющим на психологическое благополучие ребенка.

Ключевые слова: детско-родительские установки, психологическое благополучие, модель, личность.

Введение. Детско-родительские отношения являются наиважнейшим источником для создания дальнейшей модели личностного развития ребёнка. Первый опыт общения, который ребенок получает с самого рождения — это опыт общения с родителями, поэтому он играет важную роль в формировании эмоционального интеллекта и в дальнейшем жизненном пути.

В настоящее время вопросы, связанные с семьей, с фамилистикой в целом, приобретают все большую актуальность в обществе. Семья, по мнению Н. В. Бордовской и А. А. Реан, является главным институтом социализации личности. Авторы описывают результаты влияния стиля родительского поведения на социальное развитие детей и их психологическое благополучие, которое, зависит от деформации семьи (структурной или психологической) [1].

Вопросам социально-психологических особенностей детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях посвятила М. В. Носкова, обосновав технологию исследования детско-родительских отношений в неполных отцовских семьях [3].

Ю. С. Ершова исследовала детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Ученым выявлено, что рассогласование требований и ожиданий социальной среды и субъекта может привести к возникновению трудностей в сфере отношений ребенка со взрослыми и сверстниками, и, в итоге, к неспособности самостоятельно решать социальные проблемы [2].

Тема детско-родительских отношений была и остается актуальной начиная с доисторических времен. Анализируя философские, психологические, педагогические научные издания, можно сделать следующие выводы:

— концепции межличностных отношений в семье посвятили свои труды Г. М. Андреева, Е. М. Беспаленко, Н. В. Бордовская, А.Я Варга, В. М. Воловик, А. И. Захаров, В. С. Мухина, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер и др;

— с психологической точки зрения детско-родительские отношения рассматривали А. Я. Варга, Е. Я. Диденко, Ю. С. Ершова, В. С. Мухина, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, Т. М. Конышина, Т. Ю. Садовникова, В. В. Юстицкис и др.;

— принцип исторического развития психики человека и формирования межличностных отношений в семье описаны Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейн, Э. Фромм и др.

Анализ научной литературы позволил сформулировать цель исследования — рассмотреть детско-родительские отношения как условия психологического благополучия ребенка.

Объект исследования — психологическое благополучие ребенка.

Предмет исследования — взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и психологическим благополучием ребенка.

Гипотеза исследования — особенности детско-родительских отношений выступают условием психологического благополучия ребенка.

Методы исследования и исследуемые

В исследовании приняли участие родители и их дети, обратившиеся за консультацией к медицинскому психологу в Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области., Воронежская городская клиническая поликлиника № 1. Возраст детей от 5 до 17 лет.

Методы исследования: клинико-биографический; «Анализ семейных взаимоотношений» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис); «Опросник родительского отношения» (А. Я. Варга, В. В. Столин); проективные методики «Человек под дождем», «Я и вселенная», «Семья, которую хочу»; Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (И. М. Марковская); методы репродуктивного воображения с созданием экспериментальных ситуаций, допускающих множественность возможных интерпретаций при восприятии их испытуемыми, а также использование в них неопределенных стимулов, которые испытуемый должен сам дополнять, интерпретировать, развивать, анализировать и прогнозировать конечный результат.

При проведении консультаций используется системно-векторная психология, которая позволяет понять и осознать вещи, о которых молчит бессознательное испытуемых. С этой целью разработана «Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье», представляющая собой сферу детско-родительских отношений и способы управления ими.

По мере обращения за консультацией обрабатывается заказ на оказание услуги, анализируется проблема и составляется дорожная карта. В медицинскую карту записываются результаты диагностики и динамика реагирования клиента на корригирующие и реабилитирующие занятия.

Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье

Рис. 1. Модель психологического влияния на конструктивное взаимодействие родителей и детей в семье

Реализация Модели позволила сделать следующие выводы:

— большинство детей подросткового возраста имеют ценностно-смысловые основания построения личностной жизненной перспективы. Однако, не всегда имеют представление о достижении жизненных целей, в связи с чем у них возникают конфликты с родителями;

— выявлено шесть паттернов детско-родительских отношений. У детей пубертатного периода выражена эмоциональная автономия, а характер взаимодействия с родителями и типом привязанности к матери оценивается как высокий уровень самостоятельности в принятии решений, независимое мировоззрение;

— у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с родителями характеризуются эмоциональной близостью;

— структурная деформация семьи по-разному влияет на развитие личности мальчиков и девочек. Мальчики тяжелее переживают психологическое неблагополучие, связанное с разводом родителей, и требуют больших усилий для психологической реабилитации;

— психологическая деформация семьи способно сформировать психологические комплексы у детей в любом возрасте.

Таким образом, семья может выступать как положительным, так и отрицательным фактором развития личности ребенка. Поэтому центральное место в детско-родительских отношениях в семьях занимает сфера эмоциональных отношений (принятие и эмоциональная близость).

Литература:

  1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Питер: — 2006, — 284 с.
  2. Ершова Ю. С. Детско-родительские отношения как условие социальной адаптации ребенка. Дисс…к. психол. наук. Ярославль, 2007 г.- 175 с.
  3. Носкова М. В. Социально-психологические особенности родительско-детских отношений в неполных отцовских семьях. Автореф. дисс…к.психол.наук. Москва, 2010 г. — 22 с
Основные термины (генерируются автоматически): отношение, психологическое благополучие ребенка, семья, конструктивное взаимодействие родителей, психологическое влияние, ребенок, Ершов, психологическое благополучие, Столин, эмоциональная близость.


Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка

Детско-родительские отношения как фактор развития познавательных способностей детей

Детско-родительская привязанность как условие социальной адаптации ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению

Детско-родительские отношения как фактор установления сотрудничества педагогов и родителей в системе образования дошкольного учреждения

Образовательная среда как условие эффективности физического воспитания и развития ребенка-дошкольника

Социальная работа как средство формирования духовно-нравственного воспитания несовершеннолетних

Правовое воспитание как компонент формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Этнокультурное развитие детей дошкольного возраста как важный фактор личностного воспитания

Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Задать вопрос