В современном мире сложно представить себе жизнь без наличия в ней компьютера. Эти устройства относительно недавно вошли в жизнь человека, прочно заняв собой места во всех сферах деятельности и превратившись в незаменимых помощников. Компьютеры есть у нас и в офисах и дома. Компьютер ускорил многие технологические процессы, а также упростил социальное общение между людьми. Помимо благ компьютер принес немало проблем в жизнь человека. Вот почему аспекты развития компьютерных технологий заслуживают пристального внимания. В докладе рассматривается вопрос влияния развития компьютерных технологий на жизнь молодого человека. Определяются как положительные, так и отрицательные стороны влияния компьютерных и информационных технологий.
Ключевые слова: компьютерные технологии, развитие, человек, влияние компьютера.
Введение. Внастоящее время ни одна сфера деятельности не мыслима без применения компьютерных технологий. Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стремительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие личности, значительно расширяют образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации и досуг. Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие, примеры которого будут рассмотрены в работе.
Цель. Исследовать развитие компьютерных технологий и определить степень влияния их на деятельность человека.
Основная часть. На дворе XXI век — век информационных технологий. Еще 30–40 лет назад далеко не в каждом доме был компьютер, обычные люди не знали, что такое Интернет и смартфоны [1]. В то время как сегодня практически в любой квартире имеется огромное количество умных гаджетов, облегчающих труд и быт людей [2]. Человека из современного общества ныне уже невозможно представить без высоких технологий, влияющих на его повседневную жизнь, меняющих психологические и социокультурные особенности [3]. Причем наука не стоит на месте и с каждым годом количество домашних электронных помощников только увеличивается. Появляются новые устройства, которые как положительно, так и отрицательно влияют на людей. Рассмотрим, как развитие компьютерных технологий повлияло на жизнь обычного человека.
Как же человек раньше жил без компьютера? Вместо нынешних интернет-магазинов у него был товар, который выписывался почтой. А вместо привычных мессенджеров ему приходилось писать письма и с нетерпением бегать к почтовому ящику, проверять наличие ответа. Погоду в «Яндексе» смотреть каждый день было из области фантастики, поэтому каждую неделю он ожидал свежий выпуск газеты с прогнозом на неделю. Новости в стране и в мире узнавал не через «Google», а из тех же газет. Фото хранил не на «Google-диске», а в альбоме. Вместо «Instagram» были дневники, куда записывали свои мысли, песни, стихотворения, рисовали рисунки. Вместо «YouTube» был телевизор, кино или театр, вместо новостной ленты — газета, вместо онлайн чтения — походы в библиотеки, вместо онлайн-музеев обычный поход в музей. Человек тратил много времени, имея меньше возможностей. Сегодня человек имеет много возможностей и тратит на это меньше времени. С появлением в жизни человека компьютера, Интернета и смартфона принесли ему много удобств. Человеку стала доступна практически вся необходимая информация, которую можно найти очень быстро. Глубина знаний увеличивается, так как человек может общаться с совершенно разными людьми. Ответ на нужный вопрос не заставит долго ждать. Например, люди, проживающие в разных частях света, могут связаться со своими дальними родственниками по видеосвязи.
Развитие компьютерных технологий не останавливается на достигнутом и только увеличивает темпы. Например, виртуальной реальностью уже не удивить, можно не выходя из дома посещать музеи, театры и оперы. Человек имеет огромный доступ к системам библиотек. Появились возможности заработка денег в Интернете, управлять бизнесом также можно через компьютер. Но все ли так хорошо? У медали две стороны. Человек — существо социальное, которое живет в обществе. Многие страны трансформировались в «информационное общество» [4]. Все меньше уделяется внимания печатным изданиям: лет через 30 газеты, журналы и книги исчезнут с прилавков [5]. С одной стороны, электронные страницы — это хорошо, меньше вреда наносится окружающей среде, да и хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде. С другой стороны — человечество становится все более зависимым от техники. Многие даже представить себе не могут, что будут делать, если, например, забудут дома телефон, это приравнивается к трагедии. Кроме того, человек вредит себе, используя компьютер.
Не менее опасным видом зависимости на сегодняшний день является игровая компьютерная зависимость. Компьютерные игры и Интернет настолько прочно вошли в образ жизни современного молодого человека, что в большинстве своём они полностью заменили физическое развитие, живое общение и способность строить нормальные взаимоотношения с окружающими. Не стоит забывать и о его влиянии на здоровье. Существенный вред здоровью может принести длительная работа за компьютером. Как отмечают специалисты, это касается не только проблем зрения и электромагнитного излучения, но и проблем с мышцами и суставами, органами дыхания, бессонницы и нервных расстройств [6]. Современный человек стал меньше проводить время на улице, меньше играть в подвижные игры, этим самым наносится вред здоровью. В связи с нарастающими темпами развития информационно-коммуникационных и интеллектуальных компьютерных технологий с каждым разом заметно ощущается их негативное влияние на жизнедеятельность и эмоционально-чувственное состояние современного человека [7].
Зависимость от современных компьютерных технологий у молодых людей выражается в двух основных формах: чрезмерная увлеченность компьютерными играми и Интернет-зависимость. К психологическим признакам следует отнести невозможность вовремя остановиться. Физические симптомы: сухость в глазах, головные боли по типу мигрени, боли в спине, нерегулярное питание, пропуск приемов пищи, пренебрежение личной гигиеной, расстройства сна и изменение режима сна [8].
Известно, что в 1995 году нью-йоркский психиатр Айвен Голдберг описал расстройство, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами. Позже ученый отметит, что использование Интернета также вызывает болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс [9]. Велико число тех, кто просто убивает время в социальных сетях, живое общение заменяется набором букв на компьютере, а жесты и мимика — смайликами. Да, это хорошо для тех, кто находится далеко друг от друга, или в силу каких-то других причин просто физически не могут увидеться. Но мы злоупотребляем такими благами, поскольку, живя по соседству, общаемся посредством сети и устройств. Люди просто перестали ходить в гости и просто видеться. Что касательно зависимости от компьютера и Интернета, возможность легко найти любую интересующую информацию привела к тому, что люди просто перестали запоминать всё то, что можно найти щелчком мышки [10]. Упрощая жизнь, Google и другие поисковые системы тем самым способствуют тому, что мозг используется реже. У людей ухудшилась память и способность к концентрации. Несмотря на то, что всемирная сеть стала «поставщиком» огромного количества пищи для размышления, она также сформировала определенный образ мышления. Человечество теряет способность читать длинные тексты, от книги постоянно отвлекают внешние источники. Быстрый переход от ссылки к ссылке привел к потере способности долго концентрироваться на одном предмете. Согласно социологическому опросу друзей-сверстников, около 83 % считают, что при растущем темпе жизни компьютер и Интернет им необходим постоянно. Механизм чтения изменился: информация воспринимается более быстро, но менее внимательно. Среднестатистическому пользователю Интернета сложно воспринимать более двух страниц текста, особенно не развлекательного характера. Поисковые системы, предоставляя данные, не учат размышлять.
Ещё одна из сфер, на которую повлияли информационные технологии, — это образование. В вузах и других учебных заведениях преподаватели все больше практикуют отправку лекций на электронные носители. Таким образом, потребность в посещении лекций уменьшается. Сдавая работу на проверку, студент может просто скинуть свою работу преподавателю на электронную почту, сокращая при этом время, которое тратится на поездку к месту учебы, и время преподавателя: он может проверить работу в удобное время и переслать студенту с указаниями по доработке.
Технические средства способствовали прогрессу в различных сферах нашей жизни. Они доставляют меньше вреда окружающей среде, к тому же хранить большое количество информации легче и удобнее в электронном виде [5]. Развитие компьютерных технологий во многом положительно влияет на развитие человека и общества. С другой стороны, электронные устройства наносят вред здоровью человека. Длительное сидение за компьютером портит зрение и осанку. Человек становится агрессивным и перестает различать границы виртуального и реального миров. Новые технологии делают жизнь проще, однако злоупотребляя многими возможностями Интернета, человек утрачивает способность собирать необходимые данные и анализировать их [10]. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие, что вызывает привыкание [9]. Постоянное общение в сети приводит к нежеланию общаться с реальными людьми.
Заключение. Компьютер был создан для того, чтобы помочь человеку в выполнении какой-либо работы. То, насколько мы будем зависимы от компьютера — определяем мы сами. Человек сам определяет, на что тратить время, как проживать жизнь. Поэтому для молодого человека — компьютер представляет собой помощника, но в то же время это источник развлечения, переходящий в Интернет-зависимость. Древнегреческий мудрец Сократ утверждал: «Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто» [6]. По мере усиления Интернет-зависимости, у молодого человека уменьшается количество друзей в реальности. На основании приведенных данных становится, очевидно, что зависимость молодежи от Глобальной сети несет серьезную угрозу для ее психического и физического здоровья. Судя по проведенному исследованию негативное влияние современных технологий на жизнь современного человека вполне очевидно. Необходимо понимать, что делать себя «заложником» Всемирной сети и других современных технологий нельзя. Если использовать компьютерные технологии и другие блага только в полезных целях и в меру — жить станет легче не только нам, но и будущим поколениям, и им не придется страдать от нашей невнимательности и лени.
Литература:
- Костень, А. Г. Феномен Интернета // Научный вестник МГТУ ГА. 2006. № 110. с. 106.
- Микова, Т. Е. Возможности и последствия применения смартфонов в обучающей деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2019. № 3. с. 55.
- Савченко, И. В. Влияние информационно-коммуникационных технологий на развитие личности. 2016. с. 242–246.
- Мелюхин, И. С. Информационное общество и баланс интересов государства и личности // Информационное общество. 1997. № 4–6. с. 3–26.
- Агамирзоева, З. А. Влияние информационных технологий на жизнь человека // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–3. с. 94–95.
- Абдуллатипова, А.А., Камилова, Р. Ш. Влияние компьютера на жизнь человека // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 5–3. с. 94.
- Каляков, И.В., Слесаренко, З. Р. Компьютерные технологии и их влияние на современного человека // Научный аспект. 2017. № 2–2. с. 172–177.
- Закаблукова, А.А., Смирнова, Т.А., Капустина, Л.П., Чуйкова, М. А. Психолого-педагогическая профилактика компьютерной игромании у обучающихся. 2016. с. 7.
- Кононенко, С.О., Рабовалюк, Л. Н. Интернет-зависимость и уровень личностной тревожности у студентов ТГМУ // Молодежный научный форум: гуманитарные науки. 2016. № 11. с. 188–191.
- Чижикова, Е. С. Влияние Интернета на память // Тенденции и перспективы развития социотехнической среды. 2018. № 4. с. 474–479.