В данной статье описываются результаты исследования, связанного с выявлением психологических проблем у студентов педагогического вуза в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную форму обучения из-за пандемии. В статье представлены позитивные и негативные последствия изменений в учебной, социальной и бытовой сферах, а также их последствия на состоянии студентов.
Ключевые слова: психологические проблемы, студенты педагогического вуза, пандемия, самоизоляция, дистанционная форма обучения.
Распространение болезни, вызванной коронавирусной инфекцией COVID-2019 в мировых масштабах, кроме угрозы жизни и здоровью людей, поставило всех в сложные психологические условия, а также нарушило привычный ход вещей и ритм жизни. Система образования в целом и московского педагогического государственного университета в частности, столкнулась с необходимостью перехода на дистанционное обучение студентов. Использование инновационных технологий позволяет обучающимся эффективно усваивать знания и умения, однако моментальный переход на данный вид обучения мог оказаться проблемным для студентов. Пандемия может разрушительно воздействовать на психику человека в виде различных психоэмоциональных (повышенная тревожность, депрессия, нарушение сна, раздражительность и т. п.) и поведенческих реакций (агрессивное поведение, игромания, суицидальные мысли и т. п.) [3]. Кроме того, данная ситуация способствует проявлению «деструктивных психических реакций» у здоровых людей, среди которых — тревога, страх, фобия, навязчивость и депрессия, а также искаженное восприятие реальной ситуации [2]. Однако мы предполагаем, что не на всех студентов принимаемые в связи с пандемией меры повлияли отрицательно, поэтому изменившиеся условия жизни и обучения можно рассматривать как с негативной, так и с позитивной точки зрения.
В целях выявления психологических проблем, возникающих в связи с самоизоляцией и переходом на дистанционную или смешанную форму обучения из-за пандемии, нами было проведено исследование среди студентов педагогического вуза, включающего два этапа:
— На первом этапе проведено анкетирование, направленное на получение психологической оценки актуальных психологических проблем у студентов в данный период.
— На втором этапе выявлены положительные и отрицательные последствия резких изменений в учебной, социальной и бытовой сферах, а также их последствия на состоянии студентов.
В исследовании приняли участие студенты третьего курса МПГУ, обучающиеся по различным профилям направления «Педагогическое образование». Всего респондентов — 53 человека в возрасте 19–23 лет. Для достижения поставленной цели исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, беседа, анкетирование, статистическая обработка данных.
Количественный и качественный анализ по каждому вопросу показал следующие результаты. При ответе на вопрос: «Повлияла ли пандемия на вашу жизнь и каким образом?» 39,6 % студентов показали, что пандемия отрицательно повлияла на их жизнь, а 37,7 % опрошенных отметили, что повлияла положительно. Оставшиеся респонденты считают, что пандемия никак не повлияла на них. Интересно, что очень малое количество студентов (меньше 5 %) отметили, что пандемия оказала и положительное, и отрицательное влияние. Среди отрицательного влияния студенты отметили такие психологические проблемы, как сниженное настроение, повышение утомляемости, чувство тревоги, нехватка живого общения, ограничение и/или нарушение личной свободы и границ и др. В тоже время необходимо отметить и позитивные последствия, среди которых: возможность проводить больше времени с семьей и близкими (что дает эмоциональную поддержку), формирования навыка планирования различных дел, увеличение времени на саморазвитие, заботу о себе и своём теле, хобби и т. п. Положительное влияние подтверждается в частности «Появились ли у вас новые хобби/увлечения или новый ритм жизни?»
При ответе на вопрос: «Как складывались ваши отношения с людьми, с которыми вы живете? Нарушали ли вы или ваши близкие личные границы друг друга?», 73,6 % опрошенных ответили, что они и их близкие не нарушали личные границы друг друга, 18,9 % студентов считают, что их и чужие личные границы нарушались. Стоит особо отметить, что меньше 10 % респондентов указали, что хоть их личные границы нарушались, но отношения с близкими не изменились, потому что всегда были такими, т. е. изменений не произошло.
Вопрос: «Повлияло ли дистанционное обучение и социальные сети на ваш сон/самочувствие/эмоциональное состояние?» показал, что положительно ответили 69,8 % студентов, 30,2 % опрошенных отметили, что данная проблема их не коснулась. По результатам исследования 78,8 % опрошенных пытались справляться с трудностями самостоятельно с помощью здорового образа жизни, хобби, общения, заботы о себе и др. Меньше 5 % студентов, не имея возможности вести здоровый образ жизни, концентрировались на позитивных установках, также 17,3 % отметили, что не справлялись с трудностями, а менее 5 % студентов отметили, что трудностей у них не было.
Полученные результаты подтверждаются данными исследований, проведенных ранее. Так, например, показатели индекса жизненной удовлетворенности у студентов-педагогов на первом этапе адаптации к дистанционному обучению находились на низком уровне у 48,7 % студентов первого курса, 46,2 % — студентов второго курса и 56,5 % — у третьекурсников. Общий низкий эмоциональный фон оказал негативное влияние на результаты учебной деятельности студентов [1].
Таким образом, по результатам исследования можно сделать вывод о том, что большое количество студентов испытывает определенный дискомфорт в связи с самоизоляцией и дистанционной формой обучения. Хотелось бы отметить, что, безусловно, из-за резкой смены образа жизни у многих студентов появились социально-психологические проблемы, которых раньше не было, а также усугубились уже имевшиеся, у некоторых даже была потребность в психологической помощи. В этой связи важно заботиться о своем психическом здоровье, под которым понимается нормальное состояние психики, обеспечивающее адекватное приспособление личности к социуму и миру. У психологически здоровой личности разум преобладает над чувствами, при этом чувства свои личность осознает и не подавляет. Такой человек способен стойко воспринимать удары судьбы, может решать проблемы, успешно справляться с различными стрессами [2].
Результаты исследования свидетельствуют также о необходимости разработки рекомендаций для стабилизации психоэмоционального состояния студентов в период самоизоляции, а также программы психолого-педагогического сопровождения личностного развития студентов в период вынужденного перехода на дистанционную форму обучения.
Литература:
- Володина С. А., Корнева Л. В. Психологическая готовность к обучению в дистанционном формате в условиях пандемии студентов педагогического вуза // Мир науки: Педагогика и Психология. 2021. № 1, https://mir-nauki.com/PDF/22PSMN121.pdf DOI: 10.15862/22PSMN121.
- Кольцова И. В., Долганина В. В. Влияние пандемии на возникновение тревожности у студентов педагогического вуза // Мир науки: Педагогика и Психология. 2020. № 4, https://mir-nauki.com/PDF/29PSMN420.pdf
- Шматова Ю. Е. Влияние COVID-19 на психическое здоровье населения (как показатель человеческого потенциала): опыт зарубежных исследований // Проблемы развития территории. 2020. № 4 (108). С. 88–108. DOI: 10.15838/ptd.2020.4.108.6.