В представленном материале предлагается авторское определение бюджетной правовой политики, по которой предлагается понимать институт финансового права, содержащий правовые нормы, которые определяют основные источники и количественные параметры формирования доходов, актуальные направления расходов бюджетов бюджетной системы России, а также механизмы по обеспечению сбалансированности бюджетной системы, управлению ликвидностью, государственным долгом и межбюджетными отношениями. Автором определяется социальное назначение бюджетной политики в современной России, рассматриваются основные документы определяющие приоритетные направления данной политики.
Ключевые слова: бюджетная политика; правовая основа бюджетной политики; приоритеты бюджетной политики; направления бюджетной политики.
In the presented material, the author's definition of budget legal policy is proposed, according to which it is proposed to understand the institute of financial law, which contains legal norms that determine the main sources and quantitative parameters of income formation, current spending directions of the budgets of the budget system of Russia, as well as mechanisms to ensure the balance of the budget system, liquidity management, public debt and inter-budgetary relations. The author defines the social purpose of budget policy in modern Russia, considers the main documents defining the priority directions of this policy.
Keywords: budget policy; legal basis of budget policy; priorities of budget policy; directions of budget policy.
Инновационное развитие выступает одним из важных направлений государственно-правового развития современности. Особую актуальность такое развитие предполагает в современной России, поскольку уже давно стало осознанно необходимость проведения фундаментальных изменений российской экономики, путём преобразования её из добывающей, в технологическую, цифровую модель. Такие изменения возможны только в условиях обеспечения распределения публичных расходов на разнообразные сферы хозяйствования, без поиска дополнительных источников пополнения доходных частей централизованных финансовых фондов.
В современной России государство выступает ключевым субъектом в развитии разнообразных отраслей экономики. По оценкам исследователей государственный сегмент экономики в российский ВВП приближается к 70 % [3. C. 6]. По оценкам Федеральной антимонопольной службы РФ, доля государственного сектора в некоторых отраслях российской экономики превалирует, в частности, она составляет 83 % на транспорте, 71 % в энергетике, 70 % в добыче полезных ископаемых, 50 % в финансовом секторе и страховании.
Развитие Китая, а также опыт передовых европейских государств показывает, что финансирование прорывного развития, преодоления последствий пандемии невозможно без стратегического управления публичными финансами, а именно бюджетными средствами различного уровня. Современный бюджет является одним из инструментов государственного управления, с помощью которого государство решает стоящие перед обществом задачи — повседневные (выплаты заработной платы, пенсий, стипендий и т. д.), неотложные (финансирование каких-либо последствий аварий, техногенных катастроф и т. д.) и перспективные (разработка новых технологий и т. д.) [2. C. 211].
В соответствии со ст. 172 БК РФ составление бюджетов бюджетной системы РФ базируется на основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (бюджетной и налоговой политике субъектов РФ и муниципальных образований).
Совокупность применяемых органами государственной власти и местного самоуправления правовых мер в бюджетной сфере, которые направлены на реализацию и финансовое обеспечение функций государства (полномочий Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований), принято именовать бюджетной политикой. Такие меры связаны, как правило, с активной деятельностью государственных и муниципальных органов по регулированию, консолидации источников доходов бюджетной системы, оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, а также обеспечению сбалансированности всех бюджетов и межбюджетных отношений.
Как показывает практика эффективная бюджетная политика оказывает положительное влияние на темпы экономического роста особенно в рамках государственного-частного партнёрства [1. C. 143]. Обращаясь к экономическим терминам, можно сказать, что на макроэкономическом уровне бюджетная политика позволяет достигать макроэкономической стабильности (одного из необходимых условий экономического роста); а на микроуровне она стимулирует инвестиции, накопление человеческого капитала и повышение факторной производительности [4. C. 14].
С юридической точки зрения бюджетная правовая политика — это институт финансового права, содержащий правовые нормы, которые определяют основные источники и количественные параметры формирования доходов, актуальные направления расходов бюджетов бюджетной системы России, а также механизмы по обеспечению сбалансированности бюджетной системы, управлению ликвидностью, государственным долгом и межбюджетными отношениями.
В соответствии со ст. 165 БК РФ, разработка основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям Министерства финансов РФ. В законе об «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, отражается сугубо экономическое содержание, прогнозный и статистический характер. К сожалению, можно заметить, что в Российской Федерации на законодательном уровне отсутствуют нормы, регулирующие общий порядок и методологию формирования и осуществления государственной бюджетной политики, и единые принципы принятия и реализации управленческих решений в данной области.
Бюджетный кодекс РФ раскрывает в себе наличие в структуре бюджетных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления отдельных полномочий по определению основ бюджетной, налоговой, долговой политики и не содержит правовых норм, регламентирующих порядок их формирования и основополагающие принципы, базисные правила ограничения при установлении направлений, в частности бюджетной политики.
В ближайшее время все указанные блоки общественных отношений должны быть урегулированы в нормах финансового права и дополнить соответствующий институт финансового права. В настоящее время требования к бюджетной политике устанавливаются Президентом РФ. Согласно п. 2 ст. 172 БК РФ, положения посланий Президента РФ Федеральному Собранию определяют бюджетную политику в Российской Федерации.
В современных условиях правовая основа государственной и муниципальной бюджетной политики детерминируются стратегическими целями развития России и выработанными на их основе национальными проектами [5. C. 47].
Среди указанных стратегических целей особое место занимает ликвидация технологического отставания страны, в том числе путем ее прорывного научно-технического развития, что неоднократно подчеркивалось Президентом Российской Федерации В. В. Путиным в Послании Федеральному Собранию от 01.03.2018 и от 20.02.2019.
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» наука является одним из приоритетных направлений реализации национальных проектов для достижения стратегических целей Российской Федерации на период 2018–2024 годов.
В качестве ключевой задачи, на реализацию которой направлена государственная программа в сфере науки, в Указе Президента РФ от 07.05.2018 устанавливается создание передовой инфраструктуры научных исследований и разработок, инновационной деятельности, включая создание и развитие сети уникальных научных установок класса «мегасайенс».
Пунктом 2.2.2. Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденных Правительством РФ 29.09.2018, установлено, что в целях развития современной инфраструктуры для исследований и разработок будет начато проведение международных исследований на уникальных научных установках класса «мегасайенс» в Международном центре нейтронных исследований на базе высокопоточного реактора ПИК, Комплексе сверхпроводящих колец на встречных пучках тяжелых ионов НИКА, источнике синхротронного излучения 4-го поколения ИССИ-4 (первый этап), Сибирском кольцевом источнике фотонов СКИФ (первый этап).
Литература:
- Аганбегян А. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. N 7. С. 142–151.
- Бочкарева Е. А., Вершило Т. А., Мирошник С. В., Косаренко Н. Н., Крохина Ю. А., Пешкова Х. В., Прошунин М. М. Актуальные проблемы финансового права: учебник / под ред. А. Д. Селюкова, И. А. Цинделиани. М.: Юстиция, 2019. С. 211.
- Проект доклада о состоянии конкуренции за 2018 года // URL: https://fas.gov.ru/documents/685117 (дата обращения: 30.06.2020).
- Семенова Н. Н., Еремина О. И., Морозова Г. В., Филичкина Ю. Ю. Повышение эффективности бюджетной политики России в контексте стимулирования экономического роста // Экономика. Налоги. Право. 2019. N 1. C. 14–30.
- Струсь К. А. К вопросу о содержании правовых основ социально-экономического развития общества // Юридическая мысль. 2011. № 6 (68). С. 46–50.
- Кочаров М. В. К вопросу о направлениях бюджетной политики в современной России // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. CXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13(120). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/13(120).pdf (дата обращения: 09.07.2021)